Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:35, реферат
Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась. С1283 года действовал на стороне князя Дм
В 1340 году Иван организовал поход на Смоленск против князя Ивана Александровича, вступившего в союз с Гедимином и отказавшегося платить дань Орде. Кроме ордынцев в походах Калиты, как правило, участвовали князья рязанские со своей ратью. В том же году назрел новый конфликт между Москвой и Новгородом, который был разрешён уже в княжение сына Ивана, Семёна Гордого.
Семён Иванович по прозвищу Го́рдый (7 сентября 1317 — 27 апреля 1353) — князь московский и великий князь
владимирский с 1340 по 1353, князь новгородский с 1346 по 1
Сразу после смерти Ивана Калиты все основные русские князья выехали в Орду, к Узбек-хану. Иван за время своего княжения успел обидеть их всех (купил ярлыки на Ростовское, Углицкое, Дмитровское, Галицкое, Белозёрское княжества, разорил Тверь и добился казни тверских князей, постоянно требовал новых выплат сНовгорода, пытался отобрать у суздальского князя Нижний Новгород, взял в плен ярославского князя, переманивал на свои земли как бояр, так и простых людей). И все князья Владимирской Руси, не желая наследника Калиты — Симеона Ивановича, — предлагали хану выдать ярлык на великое княжение Владимирское Константину Васильевичу Суздальскому, старшему из них по лествичному праву.
Пока Симеон находился
в Орде, в Москве вспыхнула первая
крупная рознь между боярами,
вызванная смертью московского
Через несколько месяцев раздумий хан выдал ярлык Симеону, по которому «вси князи Русскии под руце его даны». Симеон заключил с братьями договор «бысть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим». В указанной грамоте Симеон Гордый величается великим князем всея Руси. Симеон венчался шапкой Мономаха вовладимирском Успенском соборе на великое княжение. По возвращении в Москву на боярской думе прошёл суд между Василием Вельяминовым и Алексеем Босоволковым. Тысяцким стал Василий Вельяминов. Также Симеон заключил первые известные внутримосковские договоры со своими братьями о разделе владений.
Ещё в 1333 году великий князь Иван I, растратив изрядные средства в Орде, да к тому же ещё затевая к приездумитрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, потребовал от новгородцев выплаты дани в увеличенном размере. Те отказали. Войска Ивана заняли Торжок и Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий (Калика), опасаясь войск Ивана и шведов, поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.
Иван, после этих событий, заключил сепаратный мир с врагом Новгорода — Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир скрепили браком Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой(в крещении Анастасией).
На момент смерти его отца
Ивана Калиты Новгородская
земля и Москва находились в состоянии войны,
вызванной требованием Калиты об уплате
«запроса царёва». До возвращения Симеона
с ярлыком великого князя из Орды новгородцы
успели организовать походы на свои отторгнутые Устюжну и Белоозер
Князья предоставили свои военные контингенты Симеону для похода на Новгород. Когда войска дошли до Торжка, к ним присоединился митрополит Феогност. В Торжке вспыхнуло народное восстание, в результате которого новгородские бояре были изгнаны, а поддерживающие их местные бояре убиты. Вскоре в Торжок с посольством прибыл новгородский архиепископ Василий (Калика). Был заключён мир. Новгород призвал Симеона князем и выплатил дань как ему, так и всем князьям — участникам похода. Симеон Гордый был титульным новгородским князем с 1346 по 1353 год.
При его правлении в 1348 году произошло отложение Пскова от Новгорода, после чего псковичи получили право выбора своих посадников. Единственной причиной, по которой Псков оставался в составе Новгородской земли, были церковные вопросы (Новгородские епископы были независимы от Московских). По отложении Пскова от Новгорода Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю.
Обеспокоенный усилением Москвы великий князь литовский Ольгерд, занявший престол после борьбы между братьями Гедиминовичами, отправил брата Кориата в Золотую Орду к хану Джанибеку с просьбой послать войско против Москвы. Москва не осталась в долгу:
Ольгерд опустошил твои улусы и вывел их в плен; теперь то же хочет сделать и с нами, твоим верным улусом, после чего, разбогатевши, вооружится и на тебя самого.
Хан, занятый в то время войной с улусом Хулагидов, выдал Кориата Семёну, что заставило Ольгерда просить мира у московского князя. Примерно в то же время Семён женился на дочери Александра Михайловича Тверского и даже поддержал претензии его сына Всеволода на тверское княжение. Но уже в 1349 году Ольгерд женился на Ульяне Александровне, а Семён выдал дочь за сына кашинского князя, Василия Михайловича. Эти династические связи предопределили расклад сил в будущеймосковско-литовской войне.
Иван II Ива́нович Красный (30 марта 1326 — 13 ноября 1359) — сын Ивана I Даниловича Калиты. КнязьЗвенигородский до 1354 года. Князь Московский и великий князь Владимирский в 1353—1359 годах. Князь Новгородский в 1355—1359 годах.
Своё прозвище «Красный» получил, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»). Ещё в летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя — «Милостивый», «Кроткий». Однако, по мнению видного историка Н. С. Борисова, прозвище указывало на время рождения князя — «Красная горка» (Следующее Воскресенье,неделя после Пасхи)
Родился 30 марта 1326 года в городе Москве. Свое прозвище «Красный» Иван Иванович получил, скорее всего, благодаря исключительной внешности (красный от слова красивый). В летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя – «Милостивый», «Кроткий».
В 1340 году после смерти отца Ивана Даниловича он получил во владение города Звенигород и Рузу.
В 1341 году Иван Иванович Красный женился на княжне брянской Феодосии, дочерикнязя Брянского Дмитрия. В связи с ее смертью в годы чумы, в 1345 году он вступил в повторный брак с Александрой Ивановной (?–1364), родившей ему 12 октября 1350 г. сына Дмитрия (будущего Дмитрия Ивановича Донского), а позже – еще одного сына, Ивана Ивановича Малого, который прожил всего 10 лет (1354–1364), и также 2-х дочерей – Любовь (по другим источникам – Анну, ставшую женой знаменитого полководца, князя Д.М. Боброка Волынского, участника Куликовской битвы и Марию, которая вышла замуж за князя Дмитрия Ольгердовича.
По духовной отца Ивану Ивановичу Красному достались кроме Звенигорода и Рузы еще 23 города и селения. Чума унесла жизни многих его родственников, в том числе брата, Семена Гордого, правителя Москвы, и 2-го старшего брата Андрея Ивановича. Вдовой Семена Гордого Марией Ивану II было отдано все завещанное ее мужем.
И в 1353 году Иван Иванович Красный получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение после смерти старшего брата Симеона Гордого, получил московское правление, но прокняжил недолго.
Во время своего правления Иван Иванович продолжил политику своего отца и старшего брата - политику усиления власти московских князей на Руси.
Однако в борьбе за право получения ярлыка на великое княжение Владимирское у Ивана Ивановича Красного быстро объявился соперник - нижегородско-суздальский князь Константин Васильевич, пользовавшийся поддержкой новгородцев. Несмотря на все препятствия, Ивану II удалось победить и получить ярлык от ордынского хана Джанибека.
Согласно дошедшим летописным источникам, Иван Иванович Красный был правитель «тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый. Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел». Но при всем миролюбивом характере, у Ивана II Ивановича была сильная поддержка в лице московского боярства имитрополита Алексия, получившего в 1354 году сан, бывшего до этого епископом владимирским. Именно митрополит Алексий часто ездил в Орду, поддерживал мирные отношения и, согласно существующей легенде, исцелил жену хана Тайдулу от слепоты. Именно это позволило митрополиту отговорить хана от очередного опустошительного набега на Русь.
Иван II Иванович Красный в это время – по той же легенде – оставался в московском княжении и распорядился не пускать татарского царевича Мамат-Ходжу. Царевич якобы послушался, ушел, а московский князь Иван Красный получил прозвище «Кроткий». В доказательство своей «кротости» Иван II Иванович не оказал военного сопротивления наступлению великого кн. литовского Ольгерда.
Когда Ольгерд захватил город Брянск и пошел на Можайск, Иван II Иванович, по свидетельству летописцев, не стал ему мешать и дал можайцам возможность самим защищать себя.
В то же время именно при Иване II в состав Московского княжества вошли Костромские и Дмитровские земли, а сам князь сумел с помощью митрополита Алексея добиться не только ярлыка на великое княжение но и права судебной власти над другими русскими князьями.
Иван II Иванович Красный умер в Москве 13 ноября 1359 года, приняв перед смертью схиму. Похоронен в кремлевском Архангельском соборе. После его смерти его сын, малолетний Дмитрий, был оставлен на попечение митрополита Алексия, которому Иван II Иванович поручил управление и охрану княжества.
Дмитрий I Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель (наряду с Великим княжеством Литовским), владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы надЗолотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.
Двум своим сыновьям Иван Красный завещал владения, оставленные Иваном Калитой соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего брата эти владения соединились под властью Дмитрия. В период малолетства Дмитрия, как и в правление его отца, на государственные дела имел большое влияние митрополит Алексий.
В Золотой Орде со смертью Бердибека началась т.н. «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. В 1360 году хан Наврус отдал великое княжение Владимирское нижегородскому князю Андрею Константиновичу, но тот не решился вступать в конфликт с Москвой и передал ярлык своему брату, суздальскому князю Дмитрию Суздальскому. Одиннадцатилетний Дмитрий отправился в Орду.
Вскоре Наврус был убит, а Орда разделилась между двумя ханами: ставленником правителя западной части ОрдыМамая Абдуллой и сарайским ханом Мюридом. Дмитрий получил ярлык сначала от Мюрида, затем от Абдуллы, тогда Мюрид дал ярлык Дмитрию Суздальскому. Через 12 дней Дмитрий Суздальский был изгнан войском Дмитрия Московского, и с тех пор великое княжение оставалось в руках московских князей. В 1363 году Дмитрий «взял свою волю» над князем Константином Ростовским, а князей Ивана Фёдоровича Стародубского и Дмитрия Галицкоговыгнал из их княжеств.
По смерти Андрея Нижний Новгород захватил младший из Константиновичей Борис. Москва вступилась за Дмитрия Константиновича, Борис вынужден был перейти в Городец, а Дмитрий в 1365 году подписал договор, по которому отказывался от своих претензий на великое княжение Владимирское. Преемник Мюрида Азис вновь выдал ярлык суздальскому князю, но тот отказался от борьбы. 17 января 1366 года в Коломне союз князей был скреплён женитьбой Дмитрия Ивановича на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне.
В 1365 году в Москве случился великий пожар Всесвятский, названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. Всесвятский пожар привёл к волне каменного строительства в столице княжества. В 1367 году Дмитрий Иванович начал строительство нового кремля — белокаменного.
В 1368 году Дмитрий поддержал Василия Михайловича Кашинского в споре того с Михаилом Александровичем Микулинским из-за области умершего Семёна Константиновича. Московская рать была послана в помощь Василию, были разорены владения Михаила. Но Михаил с помощью своего шурина Ольгерда взял Тверь и изгнал дядю. Михаила пригласили в Москву для решения спора и взяли под стражу. Только приезд ханского вельможи Карачи заставил Дмитрия Ивановича освободить Михаила Тверского. Возмущённый Михаил призвал на помощь Ольгерда, который с большим войском двинулся на Москву.
21 ноября 1368 года в кровопролитной битве на реке Тростна близ Москвы литовцами был разгромлен сторожевой полк москвичей. Москва выдержала литовскую осаду благодаря каменным стенам Кремля и вторжению тевтонцев в западные владения Ольгерда. Разорив за три дня всю московскую округу, войско Ольгерда отошло назад в Литву. Как сообщается в летописи «…такого зла, как от литовцев, и от татар не было». Московские войска провели ответные походы в зависимые от Ольгерда Смоленскую и Брянскую земли. Новый московский поход на Тверь произошёл в августе 1370 года, ответный литовский на Москву — зимой. Осада была прекращена при получении известий о сборе войск Владимиром Андреевичем и Олегом Рязанским. В начале 1371 года Михаил отправился в Орду, где у хана Магомет-султана выпросил великокняжеский ярлык. На Русь князь вернулся с ордынским послом Сарыхожей, который вызвал Дмитрия к себе. Собрав войско у Переяславля, Дмитрий ответил: «к ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, посол, путь чист!». Московские политики без особого труда зазвали Сарыхожу в Москву и щедро его одарили, а в июне 1371 года Дмитрий поехал в Орду и выкупил находившегося там в заложниках сына Михаила Тверского, Ивана, за 10 000 рублей (сумма вдвое превосходила размер годового московского выхода).
Информация о работе Правители с Даниила Александровича до Василия III