Появление и развитие протекционистской таможенной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
"Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка (а не от нестабильного внешнего), внутреннее благосостояние нации (что бесконечно важнее, чем материальное богатство), рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Сущность протекционизма как системы развития промышленности с.4
Протекционизм и развитие нации с.5-6
Основные принципы протекционизма с.7
Рецепты создания совершенной системы протекционизма с.8-10
Принципы построения системы таможенного протекционизма с.11
Какие виды импорта следует облагать пошлинами с.11-12
Правило дифференциации уровня таможенной защиты с.13-14
Всеобщий и единообразный характер таможенной защиты с.15
Тарифный и нетарифный протекционизм с.16
Установление общего уровня пошлин с.17
Уровень эффективной таможенной защиты с.18-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.21

Работа содержит 1 файл

история таможенного дела и таможенной политики.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ПОШЛИН.

Теория и практика протекционизма выработала довольно четкие представления о том, каким должен быть общий или средний уровень импортных пошлин на товары и изделия, являющиеся объектом таможенной защиты. Так, Фридрих Лист писал, что на стадии зарождения и формирования национальной промышленности средний уровень пошлин должен составлять порядка 40-60% от стоимости конкурирующего импорта, и лишь в последующем, когда уже создана развитая конкурентоспособная промышленность мирового уровня, средний уровень пошлин может быть снижен до 20-30%.

Это соответствует той  практике, которая сложилась в  странах Запада в период существования там протекционистских систем:

"В Англии эта  система существовала с конца  XVII в. до середины XIX в. – именно  тогда и произошла Промышленная  революция. За этот период Англия  из страны овцеводов превратилась  в мастерскую мира. В США протекционистская система существовала около 150 лет – с начала XIX в. до конца 1960-х гг., за это время Америка превратилась из страны ковбоев и авантюристов в мощную индустриальную державу. В большинстве немецких княжеств протекционистская система существовала с середины XVII в. до начала XIX в., и затем была восстановлена в рамках начавшегося объединения Германии в середине и конце XIX в., результатом чего стало "германское экономическое чудо". Наконец, "послевоенное экономическое чудо" (1946-1967 гг.) в Западной Европе и США тоже произошло в условиях протекционизма.

Во всех этих примерах импортные пошлины по подавляющему большинству промышленных изделий  устанавливались на уровне от 40% и  выше. В Англии генеральный тариф  по импорту вплоть до 1820-х гг. составлял 50%; в США в течение 1865-1940 гг. средний уровень импортных пошлин (по товарам, облагаемым пошлинами) составлял 40-50% ([162] p.141). Наряду с этим, применялись и другие меры: запрет или запретительные пошлины на вывоз сырья, меры поддержки сельского хозяйства и т.д.".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. УРОВЕНЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ.

Помимо такого простого показателя уровня таможенной защиты как размер пошлины по отношению  к стоимости товара, практика протекционизма на Западе выработала и более сложный  показатель - уровень эффективной таможенной защиты. Он рассчитывается по следующей формуле:

g = (to – ti) / a , где

g – уровень эффективной  таможенной защиты,

to – размер импортной  пошлины (в денежном выражении), уплачиваемой с единицы данного  вида изделия при его импорте  (tariff on the output),

ti – сумма пошлин, уплачиваемых  при импорте сырья и комплектующих  для производства единицы данного  вида изделия внутри страны (tariff on the input),

a – стоимость, добавленная  в процессе производстве единицы  данного вида изделия внутри страны (added value).

Применение данной формулы  можно иллюстрировать следующим  примером. Предположим, стоимость данного  изделия внутри страны составляет 100 рублей, при этом стоимость сырья  и комплектующих составляет 60 рублей (следовательно, добавленная стоимость - 40 рублей). В стране вводится таможенный тариф, при котором импортная пошлина на готовое изделие составит 20%, а средняя пошлина на сырье и комплектующие – 10%. Соответственно, расчет с применением указанной формулы даст следующие результаты: to - 20 рублей, ti - 6 рублей, a – 40 рублей, (to – ti) - 14 рублей, g – 35%. Расчет показывает, что данное производство, то есть производство именно этого изделия из этих импортных комплектующих с указанной величиной добавленной стоимости имеет эффективную таможенную защиту в размере 35% по отношению к аналогичному производству за рубежом.

Смысл данного показателя (g) состоит в том, что все производства приводятся к общему знаменателю  – размеру добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства. Расчет g может, например, показать, что в случае когда пошлины на импорт легковых автомобилей составляют 25%, а на импорт узлов и комплектующих для автомобилей – 0%, уровень эффективной таможенной защиты (g) в отношении "отверточной сборки" автомобилей может раз в 100 превысить соответствующий показатель для автомобильного завода полного профиля, имеющего свое производство узлов и деталей: ведь размер добавленной стоимости, создаваемой в процессе "отверточной сборки", будет в 100 или более раз меньше добавленной стоимости, создаваемой автозаводом полного профиля. Отсюда может следовать вывод о том, что уровень таможенной защиты при существующих в России пошлинах на автомобили и комплектующие слишком высок для стимулирования "отверточной сборки" (т.е. для ее стимулирования был бы достаточен и более низкий уровень g), но слишком низок для поощрения создания в стране автозаводов полного профиля. Следовательно, использование данного показателя приводит к выводу о том, что при таком уровне таможенных пошлин на готовые автомобили и комплектующие, какой Россия имеет сегодня, зарубежные производители вряд ли будут создавать здесь автозаводы полного профиля, они ограничатся "отверточной сборкой" и производством лишь отдельных узлов и деталей (например, шин), в отношении которых у России имеются конкурентные преимущества; и что для стимулирования дальнейшего развития автомобилестроения необходима перестройка системы таможенных пошлин.

Данный показатель (уровень  эффективной таможенной защиты) может  быть применен как в аналитических работах, так и при введении в России нового протекционистского таможенного тарифа, который потребует сравнительного анализа уровня таможенной защиты тысяч наименований товаров и изделий и выстраивания такой системы, которая будет стимулировать не просто современное производство, а производство добавленной стоимости. Иными словами, система должна стимулировать не вынесение в страну из-за границы отдельных операций (конечная сборка продукции, аутсорсинг 1-2 видов промежуточных работ, добыча и обогащение сырья для зарубежной обрабатывающей промышленности и т.д.), а создание в стране отраслей полного цикла, включающих глубокую переработку сырья и все основные стадии в производстве готовых изделий. [2. c.11-19]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Было бы наивным полагать, что система протекционизма является панацеей от любых проблем, с которыми может столкнуться экономика  страны. Эта система является важным, но не единственным условием успешного  экономического развития.

После того как в промышленности или других секторах экономики страны сложился высокий уровень монополизации, никакая система протекционизма не будет эффективной. Если в отрасли доминируют 1-2 компании и диктуют потребителям свои цены при отсутствии реальной конкуренции со стороны других производителей, то введение высоких импортных пошлин на такую продукцию приведет лишь к негативным последствиям. Монополии лишь получат повод еще более взвинтить цены - на размер импортных пошлин, но не получат при этом никакого стимула к развитию производства: ведь это противоречит самой природе монополии.

Таким образом, экономическая  система может быть эффективной  только в условиях экономической  демократии – в условиях ситуации, обратной монополизму, когда в экономике  господствуют не монополии, а средние предприятия, создающие конкурентную среду, способствующую быстрому экономическому росту.

Cоздание такого режима должно быть конечной целью экономических реформ по строительству системы протекционизма, ибо только такой режим может обеспечить стране и нации долговременное устойчивое развитие и процветание. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. [1-33] - Лист Ф. «Национальная система политэкономии»

2. [34-47] - Кузовков Ю. «История коррупции в России»

 




Информация о работе Появление и развитие протекционистской таможенной политики