Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:23, реферат
Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
"Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка (а не от нестабильного внешнего), внутреннее благосостояние нации (что бесконечно важнее, чем материальное богатство), рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" .
ВВЕДЕНИЕ
Сущность протекционизма как системы развития промышленности с.4
Протекционизм и развитие нации с.5-6
Основные принципы протекционизма с.7
Рецепты создания совершенной системы протекционизма с.8-10
Принципы построения системы таможенного протекционизма с.11
Какие виды импорта следует облагать пошлинами с.11-12
Правило дифференциации уровня таможенной защиты с.13-14
Всеобщий и единообразный характер таможенной защиты с.15
Тарифный и нетарифный протекционизм с.16
Установление общего уровня пошлин с.17
Уровень эффективной таможенной защиты с.18-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.21
Теория и практика протекционизма выработала довольно четкие представления о том, каким должен быть общий или средний уровень импортных пошлин на товары и изделия, являющиеся объектом таможенной защиты. Так, Фридрих Лист писал, что на стадии зарождения и формирования национальной промышленности средний уровень пошлин должен составлять порядка 40-60% от стоимости конкурирующего импорта, и лишь в последующем, когда уже создана развитая конкурентоспособная промышленность мирового уровня, средний уровень пошлин может быть снижен до 20-30%.
Это соответствует той практике, которая сложилась в странах Запада в период существования там протекционистских систем:
"В Англии эта
система существовала с конца
XVII в. до середины XIX в. – именно
тогда и произошла
Во всех этих примерах импортные пошлины по подавляющему большинству промышленных изделий устанавливались на уровне от 40% и выше. В Англии генеральный тариф по импорту вплоть до 1820-х гг. составлял 50%; в США в течение 1865-1940 гг. средний уровень импортных пошлин (по товарам, облагаемым пошлинами) составлял 40-50% ([162] p.141). Наряду с этим, применялись и другие меры: запрет или запретительные пошлины на вывоз сырья, меры поддержки сельского хозяйства и т.д.".
Помимо такого простого показателя уровня таможенной защиты как размер пошлины по отношению к стоимости товара, практика протекционизма на Западе выработала и более сложный показатель - уровень эффективной таможенной защиты. Он рассчитывается по следующей формуле:
g = (to – ti) / a , где
g – уровень эффективной таможенной защиты,
to – размер импортной
пошлины (в денежном выражении)
ti – сумма пошлин, уплачиваемых
при импорте сырья и
a – стоимость, добавленная
в процессе производстве
Применение данной формулы можно иллюстрировать следующим примером. Предположим, стоимость данного изделия внутри страны составляет 100 рублей, при этом стоимость сырья и комплектующих составляет 60 рублей (следовательно, добавленная стоимость - 40 рублей). В стране вводится таможенный тариф, при котором импортная пошлина на готовое изделие составит 20%, а средняя пошлина на сырье и комплектующие – 10%. Соответственно, расчет с применением указанной формулы даст следующие результаты: to - 20 рублей, ti - 6 рублей, a – 40 рублей, (to – ti) - 14 рублей, g – 35%. Расчет показывает, что данное производство, то есть производство именно этого изделия из этих импортных комплектующих с указанной величиной добавленной стоимости имеет эффективную таможенную защиту в размере 35% по отношению к аналогичному производству за рубежом.
Смысл данного показателя
(g) состоит в том, что все производства
приводятся к общему знаменателю
– размеру добавленной
Данный показатель (уровень эффективной таможенной защиты) может быть применен как в аналитических работах, так и при введении в России нового протекционистского таможенного тарифа, который потребует сравнительного анализа уровня таможенной защиты тысяч наименований товаров и изделий и выстраивания такой системы, которая будет стимулировать не просто современное производство, а производство добавленной стоимости. Иными словами, система должна стимулировать не вынесение в страну из-за границы отдельных операций (конечная сборка продукции, аутсорсинг 1-2 видов промежуточных работ, добыча и обогащение сырья для зарубежной обрабатывающей промышленности и т.д.), а создание в стране отраслей полного цикла, включающих глубокую переработку сырья и все основные стадии в производстве готовых изделий. [2. c.11-19]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было бы наивным полагать, что система протекционизма является панацеей от любых проблем, с которыми может столкнуться экономика страны. Эта система является важным, но не единственным условием успешного экономического развития.
После того как в промышленности или других секторах экономики страны сложился высокий уровень монополизации, никакая система протекционизма не будет эффективной. Если в отрасли доминируют 1-2 компании и диктуют потребителям свои цены при отсутствии реальной конкуренции со стороны других производителей, то введение высоких импортных пошлин на такую продукцию приведет лишь к негативным последствиям. Монополии лишь получат повод еще более взвинтить цены - на размер импортных пошлин, но не получат при этом никакого стимула к развитию производства: ведь это противоречит самой природе монополии.
Таким образом, экономическая система может быть эффективной только в условиях экономической демократии – в условиях ситуации, обратной монополизму, когда в экономике господствуют не монополии, а средние предприятия, создающие конкурентную среду, способствующую быстрому экономическому росту.
Cоздание такого режима должно быть конечной
целью экономических реформ по строительству
системы протекционизма, ибо только такой
режим может обеспечить стране и нации
долговременное устойчивое развитие и
процветание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. [1-33] - Лист Ф. «Национальная система политэкономии»
2. [34-47] - Кузовков Ю. «История коррупции в России»
Информация о работе Появление и развитие протекционистской таможенной политики