Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:23, реферат
Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
"Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка (а не от нестабильного внешнего), внутреннее благосостояние нации (что бесконечно важнее, чем материальное богатство), рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" .
ВВЕДЕНИЕ
Сущность протекционизма как системы развития промышленности с.4
Протекционизм и развитие нации с.5-6
Основные принципы протекционизма с.7
Рецепты создания совершенной системы протекционизма с.8-10
Принципы построения системы таможенного протекционизма с.11
Какие виды импорта следует облагать пошлинами с.11-12
Правило дифференциации уровня таможенной защиты с.13-14
Всеобщий и единообразный характер таможенной защиты с.15
Тарифный и нетарифный протекционизм с.16
Установление общего уровня пошлин с.17
Уровень эффективной таможенной защиты с.18-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.21
"Ввозные пошлины
должны повышаться по мере
увеличения в стране или
Рекомендуемые пошлины: на стадии зарождения и формирования промышленности должны составлять порядка 40-60%, в последующем, на стадии поддержания уже существующей развитой промышленности могут составлять порядка 20-30%. Однако этот уровень протекционизма не поможет становлению промышленности если отсутствуют базовые условия для ее развития.
"Те нации, которые
еще не далеко ушли по пути
развития техники и производств
"Нельзя допускать
премий (или субсидий), как постоянного
средства для покровительства
и поддержки собственной
"У тех наций,
у которых заработная плата
высока и население которых
невелико еще сравнительно с
протяжением их территории, как,
например, в США, их собственные
интересы требуют, чтобы
"Совершенная система
протекционизма только в виде
исключения может допускать
5.ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО
ПРОТЕКЦИОНИЗМА
Базовые принципы и рецепты построения системы протекционизма были сформулированы Фридрихом Листом. Необходимо остановиться на тех новых моментах, которые были привнесены в теорию и практику протекционизма в последние полтора столетия, прошедшие после опубликования труда Листа.
ПОШЛИНАМИ.
Ранее уже было сказано о том, что система протекционизма должна служить защите не только промышленности, но и других отраслей экономики: сельского хозяйства, судоходства (рыболовства, строительства и т.д.). Поэтому не только промышленность, но и все прочие отрасли экономики, должны защищаться таможенными пошлинами или иными мерами таможенной защиты. В то же время, среди отраслей промышленности, подлежащих таможенной защите, Фридрих Лист делал два исключения. Первое исключение было им сделано в отношении производства предметов роскоши, которое является слишком "неудобной" отраслью для организации таможенного протекционизма. Данный вывод, по-видимому, сохраняет свою актуальность и сегодня: действительно, пытаться контролировать и облагать пошлинами ввоз предметов роскоши – сложно и малоэффективно, т.к. этот импорт может осуществляться физическими лицами, прячущими объекты импорта среди своих личных вещей.
Второе исключение касается добывающей промышленности. В соответствии с рекомендациями Листа, импортные пошлины совсем не должны взиматься при импорте сырья, поскольку главной целью системы протекционизма является стимулирование не добычи сырья (т.е. невозобновляемых ресурсов страны, продуктов ее недр), а развитие производства товаров и услуг, являющихся результатом рукотворной человеческой деятельности – промышленных изделий, продовольствия, транспортных услуг и т.д. Поэтому данный вывод немецкого экономиста полностью сохраняет свою актуальность. Более того, в некоторых странах, располагающих ценными видами сырья (например, в России), целесообразно идти еще дальше – устанавливать экспортные пошлины при вывозе важных видов сырья, в целях стимулирования его собственной переработки и в целях предотвращения хищнической добычи и экспорта ценных видов сырья.
Система импортных таможенных пошлин должна распространяться не только на те товары и изделия, которые уже производятся в стране, но – и это самое главное – на те изделия, которые в принципе могут производиться. Например, введение Россией в 2000-е годы 25%-х таможенных пошлин на импортные легковые автомобили нового поколения, еще в то время не производившегося внутри страны (где выпускались лишь "лады" и "волги" старого поколения), - привело к началу их собственного производства и к массовому строительству в стране новых современных автосборочных предприятий:
"Россия уже испытала
положительный эффект от
И наоборот, в отношении импорта тех товаров, которые нецелесообразно производить в данной стране, как например, производство вина в Англии (пример, приводившийся Ф.Листом), пошлин или ограничений не должно быть вообще – конечно, если речь идет о системе стимулирования национального производства, а не о фискальной таможенной системе, преследующей цель увеличения сбора налогов с населения:
"...по тем товарам, которые Россия не производит и не собирается производить (бананы, кофе, чай и т.д.), равно как и по импорту любого сырья, пошлин не должно быть вообще".
ЗАЩИТЫ.
Практика протекционизма в последние полтора столетия выработала правило, в соответствии с которым уровень таможенной защиты должен повышаться по мере повышения глубины переработки сырья (или по мере увеличения добавленной стоимости в цене изделия). Так, импортная пошлина на бумагу высокого качества должна быть выше, чем пошлина на бумагу низкого качества, а импортная пошлина на мебель должна быть выше, чем пошлина на пиловочник (пиленые доски) и т.д. Данное правило, которое можно назвать правилом дифференциации уровня таможенной защиты соответствует общим рекомендациям Листа (который писал, что импортные пошлины на сырье должны быть низкими или их не должно быть совсем), но идет намного дальше, устанавливая определенную систему в определении необходимого уровня пошлин.
Хотя сегодня, в условиях господства повсюду в мире либеральной экономической школы (которая предала теорию и практику протекционизма анафеме и изъяло из обращения труды по теории протекционизма), трудно найти авторитетный универсальный источник, который бы подтвердил и описал вышеизложенное правило, но анализ трудов западных экономических историков позволяет заключить, что оно является общепризнанным или, по крайней мере, являлось таковым до недавнего времени. Например, один из недостатков системы протекционизма, введенной в России в конце XIX – начале XX вв., по мнению экономических историков, состоял именно в том, что данное правило не учитывалось или плохо учитывалось при разработке российского таможенного тарифа:
"Хотя, как уже говорилось,
протекционизм сыграл большую
роль в индустриализации
О недостатках российского таможенного тарифа писал экономический историк А.Каган, который указывал, что:
а) высокие пошлины
на импортируемое продовольствие (70%)
в дореволюционной России подрывали
покупательную способность
б) высокие пошлины на импортируемое сырье (хлопок, лес, чугун и т.д.) увеличивали стоимость этих материалов в России, тормозя развитие собственной обрабатывающей промышленности.
Таким образом, делал вывод историк, чисто фискальные устремления при разработке таможенного тарифа или неверные постулаты при установлении уровня таможенных пошлин сильно уменьшили результативность протекционистской политики, проводившейся в целях индустриализации страны .
ЗАЩИТЫ.
На этом принципе протекционизма следует остановиться особо. Лист его лишь вскользь упоминает, а между тем он в практике имеет очень большое значение. Рассмотрим применение этого принципа опять на примере недостатков российской системы протекционизма конца XIX в.:
"Территориально система
таможенных пошлин
В этом вопросе Фридрих
Лист сформулировал четкое правило:
тарифный протекционизм лучше
"Нельзя допускать премий (или субсидий), как постоянного средства для покровительства и поддержки собственной промышленности... Еще менее следует допускать их как средство захватить в руки [внешние] рынки.... Иногда, впрочем, они могут быть оправданы в виде временного поощрения, например, когда заснувший в нации дух предпринимательства требует только толчка и поддержки на первых порах, чтобы возникла могущественная и крепкая промышленность... Но это еще вопрос: не лучше ли государству, даже в таких случаях, предоставить предпринимателю беспроцентную ссуду и даровать им известные льготы, или же создать компании, снабдив их некоторой частью необходимого для них акционерного капитала и оставив за частными акционерами преимущество в получении на их капитал процентов".
Иными словами, Лист допускает государственные премии и субсидии отечественным производителям лишь как некую временную или единовременную меру, как исключение, но не как правило в проведении протекционистской политики. И даже в таких особых случаях он считает более эффективной мерой не субсидии, а кредиты и прямое участие государства в учреждении тех или иных предприятий.
Информация о работе Появление и развитие протекционистской таможенной политики