Потребительская коопрерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Содержание закона………………………………………………………………5
Основные принципы создания и деятельности потребительского общества………………………………………………………………………..10
Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах……………………………………………………………………………12
Основные принципы создания и деятельности союза……………………….16
Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза…………………………………………………………………………….18
Социально-экономическая роль закона РФ «О потребительской кооперации»……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

Также тяжелыми социально-экономическими последствиями для потребительской  кооперации обернулась, развернувшаяся в стране в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий. Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению  действующих предприятий и предоставлению выделившимся из них хозяйственным  единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных  магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив  юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских  обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими  организациями потребительской  кооперации.

Еще большую угрозу кооперативной  собственности представляли попытки  акционирования в ряде мест потребительских  обществ. Ее инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное  финансовое положение своих организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы  уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских  обществ многократно увеличивали  размер паевого взноса и таким  образом автоматически исключили  большинство пайщиков, оказавшихся  не в состоянии внести дополнительно  крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное  общество, присвоив, по существу, имущество  потребительского общества, или, оставаясь  кооперативом, устанавливало высокие  дивиденды на пай.

Иногда передача кооперативной  собственности в частные руки оформлялась через ее продажу  на аукционах. Так, например случилось  в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали "паевые грамоты" - свидетельства о праве на имущественный пай, затем "паевые грамоты" были сгруппированы (до тысячи и более) в "лоты" - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно - групповая (общества с ограниченной ответственностью) собственность. Однако нижегородский "эксперимент" не получил распространения на остальной территории России.

Такие негативные явления  вели к развалу системы и ухудшению  снабжения сельского населения, особенно в отдаленных районах. Необходимо было принимать срочные меры. В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза  Президент Российской Федерации  издал Указ № 795 от 31. 05. 96 г. «О мерах  по стабилизации обеспечения сельского  населения товарами и услугами». Указ обязал организации потребительской  кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских  обществ в 1991 - 1996 гг. В Указе была провозглашена государственная  поддержка организаций потребительской  кооперации и поручено Правительству  РФ предоставить налоговые льготы и  снизить тарифные ставки за используемую электроэнергию тем организациям потребительской  кооперации, которые полностью восстановят  в членских правах пайщиков, исключенных  из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг.

Другим юридическим актом, который остановил распад системы  потребительской кооперации явился Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, принятый Государственной  Думой 13 июня 1997 г. Закон 1997 г. привел в  соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ  и их союзов, закрепил их юридический  статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов. Таким образом управление из двухуровневого - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - правление, стало трехуровневым - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - совет - правление. Совет потребительского общества или потребсоюза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств. Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. Так, статья 31, пункт 5 гласит: «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза»[ Закон о потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации от 11. 07. 1997].

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся роль в сохранении системы потребительской  кооперации в стране, признал организационную  структуру потребительских обществ  и их союзов как систему потребительской  кооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными  и контрольными функциями, определил  потребительские общества и их союзы  субъектами собственности, утвердил новые  органы управления - Советы и распределение  функций и ответственности между  общими собраниями, советами и правлениями  потребительских обществ и их союзов, усилил роль пайщика в управлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительской кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».- 2002 г.
  2. Гутман Г.В. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ/ Г.В. Гутман, О.Б. Дигилина.- 2003 г.
  3. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации.- 2003 г.
  4. Бланк Г. Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации»- 2000 г.
  5. Крашенинников А. И., Морозов А. М., «Международное кооперативное движение»- 2001 г.
  6. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. – 2000 г.
  7. Коряков И.А., Корякова Л.Х. Очерки истории потребительской кооперации.- 2003 г.
  8. Деловой вестник Российской кооперации, 2001.
  9. Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. / Под ред. Макаренко А.П. - М.: 2000.
  10. Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. Под ред. Леонидова А.А. - М.: 2005.
  11. Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2010. -- М.: Центросоюз РФ, 2001.

 

 


Информация о работе Потребительская коопрерация