Потребительская коопрерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Содержание закона………………………………………………………………5
Основные принципы создания и деятельности потребительского общества………………………………………………………………………..10
Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах……………………………………………………………………………12
Основные принципы создания и деятельности союза……………………….16
Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза…………………………………………………………………………….18
Социально-экономическая роль закона РФ «О потребительской кооперации»……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

      

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическая  роль закона РФ «О потребительской  кооперации»

За время реформ потребительская  кооперация потеряла значительную часть  своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской  кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности  принципиально изменили роль потребительской  кооперации в экономике страны.

Так, к 2004 г. сложилось следующее  распределение предприятий по видам  собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5 %, а государственных  предприятий - до 51%, в то время как  удельный вес торговых предприятий  других форм собственности вырос  до 46%.

Если в 1990 г. удельный вес  товарооборота потребительской  кооперации в обороте торгующих  организаций России составлял 22,2%, то к 2004 г. - всего 5%, в то время как  частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской  кооперации) с 2002 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз.

Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте  страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте  с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь  изменением отношений собственности  в Российской Федерации в целом.

Реакцией потребительской  кооперации на ухудшение экономической  ситуации явилось улучшение ее работы. Особую роль в этом сыграл новый  Закон о потребительской кооперации, который внес кардинальные изменения  в построение системы потребительской  кооперации и повысил роль пайщиков в управлении кооперативным хозяйством. Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. 2004. № 4. С.37

На протяжении года структура  розничного товарооборота в целом  по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные  товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров  первой необходимости возросла на 15-16%. После длительного спада наметился  некоторый рост продажи товаров  культурно-бытового назначения.

Товарные запасы в системе  сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость  товаров ускорилась на 5 дней.

С большим напряжением  проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в  некоторых - 48 и менее дней. Это  ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.

За 2004 г. розничный оборот общественного питания в действующих  ценах увеличился на 4,5%. Доля оборота  общественного питания во всем розничном  товарообороте потребительской  кооперации возросла более чем на 5%.

В то же время, отдельные  потребсоюзы увеличили розничный  товарооборот общественного питания  на 20 и более процентов.

Платные услуги населению 

Общий объем платных услуг  увеличился на 25,8%.

Произошли существенные изменения  в их структуре. Наибольший удельный вес - 51,7% занимают услуги системы образования. На втором месте по объему - бытовые  услуги.

Но, если услуги системы образования  активно развиваются (их объем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%. Это связано  с высокой конкуренцией в сфере  ремонта и технического обслуживания радиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и т.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий.

Спад объемов в промышленной отрасли продолжается. Так, производство товаров народного потребления  снизился на 14,6%, производство хлебобулочных  изделий и безалкогольных напитков сократилось на 17-18%. Только по кондитерским изделиям достигнут подъем в 13%.

Однако на фоне общего спада  отдельным потребсоюзам удается  удерживать производственную отрасль  на высоком уровне, а некоторые  потребсоюзы даже увеличили прирост  объема продукции в 1,7-2,4 раза.

Тем не менее, кооперативной  продукции по-прежнему не достает  уровня качества и широты ассортимента, чтобы выдержать конкуренцию  со стороны частных предпринимателей.

В заготовительной деятельности продолжается спад, хотя его темпы  несколько замедлились.

Закупки мяса сложились на уровне 94% в сравнении с 2000 г., уменьшение объемов закупок картофеля и  овощей составило 8%.

Но в то же время вырос  объем закупок яиц, молока и хлебопродуктов.

С 1995 г. государственные инвестиции в быстроокупаемые высокоэффективные  коммерческие проекты выделяются на возвратной основе и только на конкурсной основе. Потребительская кооперация, как правило, не имеет возможности  получать государственные инвестиции по конкурсам, предоставляемые для  завершения строительства объектов, так как ее стройки по мощности не могут конкурировать с объектами  агропромышленного комплекса.

Дополнительно осложняет  положение этой отрасли задолженность  государства за уже выполненные  объемы строительных работ, финансирование которых должно было бы осуществляться за счет федерального бюджета на общую  сумму 3,7 млрд. руб.

Но, несмотря на это, построено  и реконструировано магазинов торговой площадью 4444 кв. м., складских площадей 1540 кв. м., холодильников на 620 т., а  также предприятия хлебопечения, цехи безалкогольных напитков, колбасные  и рыбокоптильные цехи. Продолжается строительство жилья для работников.

Все отрасли деятельности потребительской кооперации, кроме  промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.

Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом  по Центросоюзу получить 21 млрд. руб. прибыли.

Но в то же время практически  не уменьшается число убыточных  предприятий. При снижении общего числа  хозрасчетных организаций и предприятий  число убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий.

Высок уровень издержек обращения  и производства. В 2000 г. в оптовой  торговле он составил 22,8%, в розничной  торговле - 24,8%, в общественном питании - 39%, в заготовках - 19,4%. В составе  издержек обращения наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, расходы по оплате труда, тепло-электроэнергии, амортизационные расходы.

На снижение доходности организаций  и предприятий помимо высокого уровня издержек обращения в немалой  степени повлияло уменьшение льгот, предоставленных потребительской  кооперации местными органами исполнительной власти. Так, в 1997 г. потребсоюзами были заключены соглашения о сотрудничестве и предоставлении налоговых льгот  с администрациями только 25 регионов против 75 в 1996 г.

Наличие собственных оборотных  средств один из показателей финансовой устойчивости. Однако организации потребительской  кооперации испытывают все больший  их недостаток. Если к началу 1999 г. недостаток собственных оборотных средств  составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 2000 г. уже 2976 млрд. рублей.

И все-таки такое положение  не везде: 18 потребсоюзов сохранили  собственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53 процентов в общей сумме  оборотных средств.

Привлечение заемных средств  как один из путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 2003 г. привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей.

Важнейший фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организаций  и предприятий - их неплатежеспособность. Дебиторская задолженность к  концу 2000 г. возросла на 19,5% по сравнению  с 1999 г., а кредиторская на 14,2%, в том  числе задолженность по бюджету  возросла на 5%. Особую озабоченность  вызывает нарастание задолженности  бюджету.

Тем не менее, в организациях и предприятиях потребительской  кооперации имеются внутренние резервы  для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, о чем  свидетельствуют примеры эффективной  деятельности, имеющиеся в каждой кооперативной организации.

Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской  кооперации, как формы объединения  людей для удовлетворения своих  потребностей, подтвердило то, что  в отличие от государственных  структур она не распалась, а сохранилась  как система, хотя и понесла невосполнимые  потери: снижение объемных показателей  в торговле, заготовках, кооперативной  промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые  являются социальной базой потребительской  кооперации. Наговицина Л.П. Возрождение  демократических принципов функционирования потребительской кооперации Сибири // Кооперация Сибири в ХХ веке: опыт, уроки, перспективы: Сб. научн. трудов /Ред. А.А. Николаев. Вып. 1. - Новосибирск, 1994. - с. 183 - 190

При переходе экономики России от централизованной коллективистской к капиталистической экономической  системе снижается экономическая  роль потребительской кооперации в российском обществе и в то же время резко возрастает ее социальная роль.

Преимущества кооперативов определяются их целями:

удовлетворение экономических  потребностей пайщиков;

совпадение социальных целей  государства и кооперативов;

снижение социальной напряженности  в обществе, вызываемой деятельностью  предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской  кооперации.

Отношения государство - кооператив:

а) В подавляющем большинстве  стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми  и экономическими методами.

Так как кооперативы в  своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство  заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку.

б) В образовании и распределении  капитала кооперативов государство  предпринимает следующие действия:

частично финансирует  кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;

устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов;

осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные  фонды финансирования кооперации;

реализует систему государственных  заказов, прибыль от выполнения которых  не облагается налогом.

Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала  кооперативов и повышении квалификации его работников.

Логичным продолжением развития кооперативного движения в России стало  появление Потребительского Общества "Народный Союз", которое сочетает в себе все наиболее успешно реализованные  моменты "Общества справедливых рочдельских пионеров" и принципы взаимного участия Офицерских экономических обществ. В рамках потребительского движения ПО "Народный Союз" обобщает накопленный веками Зарубежный и Российский опыт, и становится одной из самых современных форм Потребительского объединения в мире, многократно увеличивая, благодаря отечественному налогообложению и законодательству, благосостояние своих пайщиков. Никогда еще в истории потребительской кооперации не удавалось снизить себестоимость выпускаемой потребительским обществом продукции до 40 %.. С поддержкой государства в области законотворчества мы можем с уверенностью говорить о том, что создание объектов социальной инфраструктуры достигло нового витка в своем развитии, когда каждый житель страны, вступив в ПО "Народный Союз", может участвовать в создании новой России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура построения потребительской  кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г.

После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР»  от 1988 г. утратил свою силу, и потребительская  кооперация в России оказалась без  правовой поддержки. Возникла угроза существования  ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских  потребсоюзов во главе с Центросоюзом.

В 1992 г., в разгар шоковой  терапии, к ликвидации кооперативных  союзов призывали отдельные представители  антимонопольного комитета Верховного Совета РФ и правая пресса. Необходим  был законодательный акт, который  восстановил бы легальный статус системы потребительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким  актом стал Закон РФ «О потребительской  кооперации в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 19 июня 1992г.

По объему закон небольшой - 4 главы, 9 статей. Однако, некоторые  его нормы оказали большое  влияние на развитие организационной  структуры потребительской кооперации в течении 1992 - 1997 гг. В этом законе пайщик был назван центральной фигурой  в потребительской кооперации, а  потребительской общество - ее основой. Была сломлена система «союза союзов», единственными учредителем союзов стали потребительские общества.

Центральным звеном организационного построения признана потребительское  общество как добровольное объединение  пайщиков, закреплено право на создание союзов, а следовательно, как отмечают авторы «Вместе ради будущего»: «закон защитил исторически сложившуюся  структуру организационного построения потребительской кооперации»[ Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф. Ермакова. М, 2001. С. 172]. Изменились функции центральных органов потребительской кооперации. На Центросоюз РФ была возложена защита интересов системы в законодательных и исполнительных органах Российской Федерации, участие в разработке новых законов, постановлений правительства, других нормативных документов. На основе закона по инициативе Центросоюза в январе 1994 г принято постановление Правительства РФ № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», имеющее для системы историческое значение, так как в нем предусматривался принципиально новый тип взаимоотношений Центросоюза с правительством - ежегодно заключаемые соглашения.

В то же время в этот период было принято и ряд решений, которые  существенно ослабили систему потребительской  кооперации. Среди них было положение  Закона РФ «О потребительской кооперации»  от 1992 о правах союза потребительских  обществ. В статье 4, пункт 4 говорится: «Союз потребительских обществ  является юридическим лицом, действует  на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности  по обязательствам потребительских  обществ и не наделен по отношению  к ним организационно-распорядительными  и контрольными функциями» Закон  РФ «О потребительской кооперации в  Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. . Вероятно, что в идеальных условиях стабильной экономики такие нормы  способствовали бы развитию демократически равноправных отношений между Центросоюзом, республиканскими, областными, районными  союзами и потребительскими обществами. Но в условиях экономического кризиса  и нестабильной государственной  власти, эти нормы лишь ослабили в целом систему потребительской  кооперации в стране. В потребительской  кооперации начался «парад суверенитетов» отдельных потребсоюзов и потребительских  обществ, отделение некоторых из них от вышестоящих союзов и Центросоюза. В обстановке ослабления контроля и ответственности отдельные потребсоюзы использовали самостоятельность и безотчетность для сокрытия своей бесхозяйственности и растаскивания кооперативной собственности.

Информация о работе Потребительская коопрерация