Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:17, контрольная работа
Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами, предъявляет повышенные требования к эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование организационной структуры потребительской кооперации с целью выявление возможностей ее совершенствования, изучения роли и места потребительских обществ и их союзов в системе потребительской кооперации, исследование путей повышения их эффективности.
Отсюда, в работе ставится целью исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов…………………………………………………………………...4
2.1 Потребительское общество - основа внутренней организационной структуры………………………………………………………………4
2.2 Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации……………………………………………………………10
2.3 Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации………12
3. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации………………………………………………………………..17
3.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г…………………………..17
4. Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры……………………………….22
5. Заключение……………………………………………………………….30
6. Библиографический список……………………………………………...32
Возвращение
к мировым принципам
Для
преодоления этого положения
в законе РФ «О потребительской кооперации»
1997 г. устанавливается ряд мер, призванных
с точки зрения законодателя, повысить
уровень участия пайщиков в управлении.
Так, как уже отмечалось, законом
РФ 1997 устанавливается трехуровневая
система управления потребительским
обществом: общее собрание членов, совет
и правление. Это положение устанавливается
статьей 15 пункт 1: «Управление потребительским
обществом осуществляют общее собрание
потребительского общества, совет и
правление потребительского общества».
Пунктом 2 этой же статьи определяется
что: «Высшим органом
Совет
осуществляет управление в период между
общими собраниями потребительского общества:
«В период между общими собраниями
потребительского общества управление
в потребительском обществе осуществляет
совет, который является представительным
органом».(ст.15 пункт 3). Согласно пункту
4 этой же статьи исполнительным органом
потребительского общества является правление
потребительского общества. Контроль
за соблюдением устава потребительского
общества, его финансовой и хозяйственной
деятельностью, а также за созданными
им организациями и
Статья
16 определяет полномочия общего собрания
пайщиков по управлению обществом. Так,
согласно пункту 1: «Общее собрание пайщиков
потребительского общества полномочно
решать все вопросы, касающиеся деятельности
потребительского общества, в том
числе подтверждать или отменять
решения совета, правления потребительского
общества». При этом пункт 2 к исключительной
компетенции общего собрания пайщиков
потребительского общества относит: принятие
устава потребительского общества, внесение
в него изменений и дополнений;
определение основных направлений
деятельности общества; избрание председателя
и членов совета, членов ревизионной
комиссии потребительского общества и
прекращение их полномочий, заслушивание
отчетов об их деятельности, определение
средств на их содержание; определение
размеров вступительного и паевого
взносов; исключение пайщиков из потребительского
общества; решение вопросов о создании
союзов, вступлении в союзы и выходе
из них; избрание представителей потребительских
обществ союза; выработка наказов
представителям потребительских обществ
союза для принятия по ним решений
общими собраниями представителей потребительских
обществ союза; утверждение программ
развития потребительского общества,
его годовых отчетов и
Статья
19 этого же Закона определяет функции
совета потребительского общества как
органа управления, его права и
обязанности, отношения с другими
органами управления потребительского
общества. Так, пункт 1 этой статьи устанавливает:
Совет потребительского общества является
органом управления потребительского
общества и подотчетен его общему
собранию. Совет потребительского общества
осуществляет полномочия, определенные
настоящим Законом и уставом
потребительского общества, за исключением
полномочий, отнесенных к исключительной
компетенции общего собрания потребительского
общества. Пункт 2 устанавливает, что
председатель и члены совета потребительского
общества избираются сроком на пять лет.
Председатель и члены совета потребительского
общества могут быть освобождены
от исполнения обязанностей (полномочий)
в любое время по решению общего
собрания потребительского общества.
Досрочно избранный председатель или
член совета потребительского общества
исполняет свои обязанности до истечения
пятилетнего срока полномочий предыдущего
председателя или члена совета потребительского
общества. Пункт 4статьи 19 определяет права
совета как органа управления: К
исключительной компетенции совета
потребительского общества относятся:
осуществление
Также демократизация системы управления в этом законе была распространена и на союзы потребительских обществ. Так, согласно пункту 1 статьи 34 управление союзом осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза. Тем самым вместо двухуровневой системы управления - общее собрание представителей в союзе - правление вводится трехуровневое: общее собрание - совет - правление. Пунктом 2 устанавливается, что высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ союза. Статья 35 определяет полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза. Так указывается, что оно полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности союза; к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза относятся: принятие устава союза, внесение изменений и дополнений в него; определение основных направлений деятельности союза; избрание председателя совета и членов совета, членов ревизионной комиссии союза и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности; прием в члены союза и исключение из него; определение размера взноса членов союза; утверждение годовых отчетов о деятельности союза; определение видов, размеров и условий формирования фондов союза; принятие решений о реорганизации и ликвидации союза.
Статья
37 определяет полномочия, права и
обязанности совета союза. Так, согласно
этой статье совет союза является
органом управления союза и подотчетен
общему собранию представителей потребительских
обществ союза. Пункт 2 определяет, что
к исключительной компетенции совета
союза потребительских обществ
относятся: осуществление
Важное значение имеет пункт 5 данной статьи, который устанавливает сроки пребывания председателя союза на посту, а также порядок его избрания. Так, председатель и члены совета союза избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета союза могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза.
Статья 38 определяет полномочия ревизионной комиссии союза. Согласно пункту 1 ревизионная комиссия союза контролирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза. Она подотчетна общему собранию представителей потребительских обществ союза. В соответствие с пунктом 2 ревизионная комиссия союза избирает из своего состава открытым голосованием председателя и заместителей председателя ревизионной комиссии союза.
Принципиальное
значение имеет статья 39, определяющая
порядок реорганизации и
В то же время, несмотря на законодательные меры, которые способствуют демократизации управления в кооперативах, организационная структура российской потребительской кооперации, во многом поддерживается административными методами управления, а не энергией пайщиков. При этом следует оговориться, что для современных российских условий еще долгое время будет сохраняться достаточно эффективное административное управление, но его следует дополнить демократическим членским контролем. Для этого Г.М. Ефремова и А.В. Ефремов предлагают в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов, выделить:
А) равенство фактических прав пайщика - руководителя и простого пайщика;
Б) разделение руководящего фактора и фактора управления. Решение общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства и обязательно к исполнению руководством кооператива.
В) подотчетность руководства пайщикам. Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается: постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа; возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.
Г) вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.
Как
отмечают указанные авторы: «Принятие
этих предложений позволит объединить
преимущества существующего ныне административного
управления с ограничением демократическим
членским контролем возможных действий
руководства кооператива, направленных
на решение задач, отличных от волеизъявления
большинства пайщиков».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных
российских условиях «дикого капитализма»
сохранение и совершенствование
организационной структуры
Решение проблемы
совершенствования
Информация о работе Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов