Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:17, контрольная работа
Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами, предъявляет повышенные требования к эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование организационной структуры потребительской кооперации с целью выявление возможностей ее совершенствования, изучения роли и места потребительских обществ и их союзов в системе потребительской кооперации, исследование путей повышения их эффективности.
Отсюда, в работе ставится целью исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов…………………………………………………………………...4
2.1 Потребительское общество - основа внутренней организационной структуры………………………………………………………………4
2.2 Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации……………………………………………………………10
2.3 Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации………12
3. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации………………………………………………………………..17
3.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г…………………………..17
4. Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры……………………………….22
5. Заключение……………………………………………………………….30
6. Библиографический список……………………………………………...32
Центросоюз
достойно защищает экономические интересы
организаций потребительской
Позицию Центросоюза об организационном построении потребительской кооперации России четко изложил председатель его Совета в докладе "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии": «В отличие от любой страны мира потребкооперация в России имеет существенные особенности в организационном построении. Если в зарубежных странах кооператив (потребительское общество) сразу выходит на свой национальный центральный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное. Центросоюз не в состоянии напрямую осуществлять руководство и контролировать деятельность потребительских обществ, оказывая им помощь. В соответствии с законом Центросоюз создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительски обществ и их союзов, защиты имущественных и иных прав этих обществ, их членов и союзов. Вместе с тем Центросоюз целиком и полностью несет ответственность перед государством за состояние и развитие потребкооперации страны, заключает с правительством соглашения о взаимодействии, донося до госорганов важность социальной миссии, выполняемой потребкооперацией, добивается государства правовой, финансовой и другой поддержки, открывая тем самым возможности такой же поддержки в регионах».
Центросоюз
Российской Федерации как правопреемник
Центросоюза СССР, Всероссийского центрального
союза потребительских обществ,
Московского союза
Как
отмечает К.И. Вахитов: «Сегодняшний Центросоюз,
как в свое время и Московский
союз, имеет эмблему, на которой изображено
дружеское рукопожатие и
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ
3.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г.
После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу, и потребительская кооперация в России оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существования ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских потребсоюзов во главе с Центросоюзом.
В
1992 г., в разгар шоковой терапии, к
ликвидации кооперативных союзов призывали
отдельные представители
В то же время
в этот период было принято и ряд
решений, которые существенно ослабили
систему потребительской
Также
тяжелыми социально-экономическими последствиями
для потребительской кооперации
обернулась, развернувшаяся в стране
в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации
и акционирования государственных
предприятий. Суть коммерциализации сводилась
к разукрупнению действующих
предприятий и предоставлению, выделившимся
из них хозяйственным единицам права
юридического лица. Некоторые коллективы
кооперативных магазинов, столовых,
кафе, автобаз, получив юридических
лиц, начали выходить из сельских и
районных потребительских обществ.
Возникла реальная угроза утраты кооперативной
собственности многими
Еще
большую угрозу кооперативной собственности
представляли попытки акционирования
в ряде мест потребительских обществ.
Ее инициаторы объясняли свои действия
стремлением преодолеть кризисное
финансовое положение своих организаций.
Однако реальная причина была другой:
передел собственности в пользу
управленческого аппарата. Чтобы
уменьшить число будущих
Иногда
передача кооперативной собственности
в частные руки оформлялась через
ее продажу на аукционах. Так, например,
случилось в Нижегородской
Такие
негативные явления вели к развалу
системы и ухудшению снабжения
сельского населения, особенно в
отдаленных районах. Необходимо было принимать
срочные меры. В 1996 г. по инициативе
руководства Центросоюза
Другим
юридическим актом, который остановил
распад системы потребительской
кооперации явился Закон РФ «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации,
принятый Государственной Думой 13 июня
1997 г. Закон 1997 г. привел в соответствие
с Гражданским кодексом Российской
Федерации правовые основы деятельности
потребительских обществ и их
союзов, закрепил их юридический статус
как некоммерческих организаций, ввел
новый орган управления - совет, на
который возлагаются
Таким
образом, Закон РФ «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации»
от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся роль
в сохранении системы потребительской
кооперации в стране, признал организационную
структуру потребительских
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Информация о работе Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов