Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:59, реферат
Тема моего реферата посвящена личности последнего российского императора Николая Александровича Романова. «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалёкий по кругозору, неумный и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная и деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдательное», «искренний и любящий отец и муж» - все эти столь разительно отличающиеся оценки и характеристики об одном и том же человеке – о Николае II.
Введение………...…………………………………………………...3
I.Император Николай II и его семья……………………………….4
1.1. Династия Романовых…………………………………………..4
1.2. Детство, воспитание и образование Николая II………...........4
1.3. Жена Николая II…….………………………………………….6
1.4. Коронация………………………………………………………8
1.5. Царская семья…………………………………………………14
II. Экономическое развитие России в 1880-1910 г.г…………….16
III. Внутренняя и внешняя политика Николая II………………...17
IV. Первая мировая война. Обвинения в адрес Николая II. Оценка личности царя…………………………………………….20
V. Конец династии Романовых……………………………….......24
5.1. Отречение Николая II от престола…………………………...24
5.2. Жизнь семьи Романовых после отречения царя…………….26
5.3. Решение о дальнейшей судьбе царской семьи……………...27
Заключение………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………..……31
Федеральное
агентство по образованию Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра
истории
Дисциплина:
Отечественная история
Р Е
Ф Е Р А Т
Последний
император: штрихи к
портрету Николая II
на фоне заката империи
А. С. Степанова
Руководитель:
И. Ю. Лапина
Санкт-Петербург
2006
Оглавление
Введение………...…………………………………………
I.Император Николай II и его семья……………………………….4
1.1. Династия Романовых…………………………………………..4
1.2. Детство,
воспитание и образование
1.3. Жена Николая II…….………………………………………….6
1.4. Коронация………………………………………………………
1.5. Царская семья…………………………………………………14
II. Экономическое развитие России в 1880-1910 г.г…………….16
III. Внутренняя и внешняя политика Николая II………………...17
IV. Первая мировая война. Обвинения в адрес Николая II. Оценка личности царя…………………………………………….20
V. Конец династии Романовых……………………………….......24
5.1. Отречение Николая II от престола…………………………...24
5.2. Жизнь семьи Романовых после отречения царя…………….26
5.3. Решение о дальнейшей судьбе царской семьи……………...27
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………..……31
Введение
Тема моего реферата посвящена личности последнего российского императора Николая Александровича Романова. «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалёкий по кругозору, неумный и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная и деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдательное», «искренний и любящий отец и муж» - все эти столь разительно отличающиеся оценки и характеристики об одном и том же человеке – о Николае II. Кем же он был в действительности, последний российский самодержавец, проклятый и отвергнутый своим народом, в массе равнодушно воспринявшим известие о его казни и гибели большинства членов его фамилии, затем канонизированный зарубежной Православной церковью, а спустя десятилетия ставший и в сознании многих из новых поколений соотечественником святым мучеником? Над этим вопросом стоит задуматься каждому, кому не безразлична история государства Российского. Не оставил этот вопрос равнодушной и меня. Поэтому в качестве темы для написания реферата я выбрала тему «Николай II: личность на фоне эпохи».
Раньше о царе говорилось с издевкой и усмешкой, сегодня же образ Николая II всё более и более светлеет. Он предстаёт перед нами как мученик, вынесший все страдания, которые не спасли Россию. После смерти царя Россия сама взошла на крест. Сегодня мы узнаём, что - то, что было в 1917 году - это переворот, ошибка истории. В связи с этим возрос интерес к монархии, её становлению.
Политика демократизации и гласности открыла архивы. Были рассекречены документы расстрела императорской семьи.
Летом 1991 года в Костроме была открыта фотовыставка о жизни последнего императора и его семьи на основе архивных данных архива Октябрьской революции. По материалам этой выставки видно, насколько были человечны по отношению друг к другу Николай II, Александра Фёдоровна и их дети. Выставка наиболее полно показывает их как семью. Это то хорошее, чего нам так сейчас не хватает.
Для написания реферата мною были использованы отрывки из дневника Николая II за 1916-1918 годы. Дневник представляет собой короткие, почти ежедневные записи царя о прошедшем за день, о своём отношении к тем или иным событиям. Частыми в дневнике были жалобы на обременённость государственными делами. Я считаю, что из всех материалов для реферата, Дневник Николая II представляет наибольшую ценность.
В
своём реферате я постараюсь охарактеризовать
личность царя и обстановку в России
в период его правления, а также
выяснить причины неудачи его
правления.
I. Император
Николай II и его семья
«
На всё воля Божья.
Я родился 6 мая, в
день поминовения
многострадального
Иова. Я готов мою
судьбу…» - сказал однажды
Николай II своему
другу юности Сандро (великому
князю Александру Михайловичу)
и следовал этому девизу
всю жизнь.1
1.1.
Династия Романовых
Николай
II Александрович (1868 – 1918) - старшин сын
императора Александра III Александровича
(1845 – 1894) и принцессы Марии – Софии –
Фредерики – Дагмары, в святом крещении
Марии Фёдоровны (1847 – 1928), дочери датского
короля Христиана IX. Принцесса Дагмара
первоначально была невестой царевича
Николая Александровича, старшего брата
Александра Александровича, но после внезапной
кончины (в 1865г.) царевича Николая вышла
замуж в 1866 году за будущего императора
Александра III. От этого брака было шесть
детей: Николай, Александр (1869 – 1870), Георгий
(1871 – 1899), Ксения (1875 – 1960), Михаил (1878 –
1918) и Ольга (1882 – 1960).2
1.2.
Детство, воспитание и образование
Николая II
Детство Николая Александровича протекало в гатчинском дворце, в семейной обстановке, среди природы, которую он очень любил. Николай II рос в атмосфере вечных разговоров о заговорах и неудавшихся покушениях на жизнь его деда императора Александра II, что, несомненно, отразилось на формировании его мировоззрения. Будущая трагедия этого императора и человека коренилась во многом именно здесь: призванный самой судьбой заниматься обустройством и упорядочением этого мира и сознававший своё земное предназначение как помазанника Божия, он этого мира боялся, тяготился общением с ним и старался по возможности избегать лишних точек соприкосновения.
Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию: "Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся – пожалуйста. Но доносчику - первый кнут. Это - самое мое первое требование".3 Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
В число наставников царевича были приглашены видные учёные: курс Академии Генштаба преподавал будущий военный министр А.Ф. Редигер; историю – Ключевский; каноническое право, богословие, историю церкви и религий – И.Л. Янышев; политическую историю – Е.Е. Замысловский; статистику и политэкономию – Н.Х. Бунге (выдающийся экономист, в 1881 – 1886 гг. – министр финансов России); общую химию – академик Н.Н. Бекетов (основатель отечественной школы физико – химиков, двоюродный дед А. Блока) и др. Но самое значительное влияние на мировоззрение царевича оказал осуществляемый общее руководство процессом его образования К.П. Победоносцев (бывший профессор Московского университета, обер - прокурор Синода). Именно «первый советник царя» убедил его в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России. Уже в январе 1895 года, выступая перед депутатами от дворянства, земств и городов, молодой император назвал «беспочвенными мечтаниями» распространившиеся в обществе надежды на либерализацию.
Не менее выдающимися были и преподаватели в военных областях знаний: генерал от инфантерии Г.А. Леер (военный теоретик и историк, профессор и член – корреспондент Петербургской Академии), генерал Ц.А. Кюи (военный инженер, крупный учёный – фортификатор, кроме того – выдающийся музыкант и композитор, участник знаменитой «могучей кучки»), генерал от инфантерии Н.Н. Обручев (профессор Академии Генштаба, почётный член Петербургской Академии наук), генерал от инфантерии М.И. Драгомиров (крупный военный теоретик, непосредственный участник Русско-турецкой войны в должности командира дивизии) и др.
Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, и, наконец, в рядах артиллерии. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России.
В будущем императоре рано проявился интерес к военной службе, она отвечала складу его характера, исполненного патриотического чувства долга и ответственности перед Богом и людьми. Смерть отца застала царевича Николая командиром батальона лейб – гвардии Преображенского полка в чине полковника. И всю оставшуюся жизнь Николай II оставался в этом скромном чине, - он считал недопустимым пользоваться прерогативами вверенной ему власти для повышения себя в чинах.
Блестящее
образование сочеталось у наследника
престола с глубокой религиозностью и
знанием духовной литературы, что было
нечасто для государственных деятелей
того времени. Отец сумел внушить
ему беззаветную любовь к России, чувство
ответственности за ее судьбу. С детства
ему стала близка мысль, что его главное
предназначение - следовать
российским основам, традициям и идеалам.
Образцом правителя для Николая II был
царь Алексей Михайлович (отец Петра I),
бережно хранивший традиции старины и
самодержавия, как основы могущества и
благосостояния России. В одном из первых
своих публичных выступлений он провозгласил:
"Пусть же все знают, что я, посвящая
все силы благу народному, буду охранять
начала самодержавия так же твердо и неуклонно,
как охранял его мой покойный незабвенный
родитель".4 Это были не
только слова. "Начала самодержавия"
Николай II отстаивал твердо и неуклонно:
ни одной существенной позиции за годы
правления он не сдавал вплоть до трагического
для судьбы России его отречения от престола
в 1917 году.
1.3.
Жена Николая II
«От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, перед престолом его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской… - говорилось в подписанном царевичем за два часа до смерти Александра III 20 октября 1894 года манифесте о восшествии на престол нового императора Николая II. - …Повелеваем всем нашим подданным учинить присягу в верности нам и наследнику нашему великому князю Георгию Александровичу, которому быть и именоваться наследником царевичем доколе Богу угодно будет благословить рождением сына предстоящий брак наш с принцессой Алисой Гессен – Дармштадтской».5
Принцесса Гессенская и Рейнская – Алиса – Виктория – Елена – Луиза – Беатриса (1872 – 1918), дочь великого герцога Гессен – Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы Английской, дочери королевы Виктории. Шести лет от роду будущая императрица Александра Фёдоровна потеряла мать и воспитывалась главным образом у своей царственной бабки, при Английском дворе. С детства была очень серьёзной, увлекалась литературой, философией и теологией. Окончила Гейдельбергский университет, получила диплом бакалавра философских наук. Была всеобщей любимицей: жители герцогства Гессен называли её принцессой Солнечный Луч. По словам посла Англии в Гессене, а затем в России сэра Джорджа Уильяма Бьюкенена, в те времена принцесса Алиса совсем «не была похожа на надменную, озлобленную женщину», какой он её встретил в России. Александра Фёдоровна отличалась сильной волей и увлекалась мистической стороной новой для неё религии – православия, что было общим у неё с Николаем Александровичем. Императрица была ярой сторонницей неограниченного самодержавия, главой германофильской группировки. Свадьба с принцессой Алисой Гессенской, ставшей после миропомазания великой княжной Александрой Фёдоровной, назначенная на весну, должна была по настоянию Николая состояться раньше. Взвалив на свои плечи бремя новых обязанностей, Николай не собирался допустить, чтобы единственный человек, который вливал в него уверенность, мог отдалиться от него. 26 ноября состоялась свадьба. Эта дата была выбрана в связи с днём рождения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Информация о работе Последний император: штрихи к портрету Николая II на фоне заката империи