Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:19, реферат
Вывести Речь Посполитую из политического кризиса могла только полная централизация страны. Это понимал король Станислав Август Понятовский. Он выступал за продолжение реформ, начатых на сейме 1764 г. Необходимо было отменить право «либерум вето», ввести наследственную королевскую власть, увеличить армию. При этом король надеялся на поддержку России и Пруссии. Но соседние страны хотели видеть Речь Посполитую слабой. Так, российско-прусский договор 1764 г. имел секретную статью, согласно которой монархи обязывались сохранять право «либерум вето», выборность короля, широкие шляхетские права.
Попытки выхода из политического кризиса. Сеймы 1764 1766/67 г.г……...…3
Экономический подъём и попытки реформ во второй половине 18 в ………. 4
Четырёхлетний Сейм ……………………………………………………………. 6
Основные сведения ………………………….………………………………….. 6
История проведения …………………………………………………………….. 8
Литература ……………………………………………………………………… 15
Сейм ликвидировал Постоянный Совет и с 1790 г. был во власти короля-реформиста и его сторонников. Были сформированы комиссии, занимающиеся вопросами финансов, экономики и вооруженных сил. Армия была увеличена до 100 000 человек (хотя из-за финансовых проблем её вскоре пришлось сократить до 65 000).
Главным достижением Сейма было принятие Конституции 3 мая. Она была призвана исправить давние политические недостатки системы государственного устройства Речи Посполитой и «золотой вольности». Конституция утверждала политическое равенство между мещанами и шляхтичами и дала правительственную защиту крестьянам, смягчив таким образом, последствия злоупотреблений крепостничеством. Конституция отменила устаревшие парламентские обычаи, такие как Liberum veto, которое ставило сейм в зависимость от любого депутата, который мог быть подкуплен какой-либо внутренней заинтересованной группировкой, или иностранным государством, и блокировать все законодательные инициативы сейма. Конституция 3 мая должна была заменить существующую шляхетскую анархию, существовавшую в интересах части реакционных магнатов, эгалитарной и демократической конституционной монархией.
Принятие конституции было отчасти государственным переворотом. Защитникам Конституции, которые столкнулись с угрозой насилия со стороны противников реформ из пророссийской партии в Сейме (также известной как «гетманская партия» поскольку во главе её стояли гетманы – военачальники), сумели назначить дебаты по Правительственному закону на два дня раньше, нежели было запланировано. Многие сторонники реформ прибыли на заседание тайно и раньше назначенного времени, а королевская стража заняла позиции во дворе замка, чтобы воспрепятствовать действиям пророссийской партии. Конституция была зачтена вслух и вступила в силу немедленно, к ликованию толп, собравшихся снаружи.
Сейм
был расформирован 29 мая 1792 г. Реформы
Четырёхлетнего Сейма были отменены
в результате действий тарговицкой
конфедерации и вмешательства Российской
империи. Польская Конституция 3 мая 1791
г., действовала только 14 месяцев и 3 недели.
История проведения
Состояние Польши до первого раздела рисуется обыкновенно самыми мрачными красками. По мнению некоторых историков, государство было так расстроено и бессильно, а общество так невежественно, грубо и деморализовано, что если бы державы, делившие Речь Посполитую, разделили её целиком между собой в 1772 г., польский народ погиб бы навсегда или, по крайней мере, исчез бы из среды живущих народов на много веков.
Это мнение
не совсем правильно. Сознание необходимости
реформ стало обнаруживаться в Польше
уже в начале XVIII века и значительно усилилось
к середине этого века, притом оно было
достоянием не отдельных только лиц.
В середине XVIII века образовалась уже новая интеллигенция, довольно значительная по размерам, которая была проникнута идеями просвещения, шедшими с Запада. В школах ордена пиаров и иезуитов преподавание очистилось от схоластического формализма; схоластическая философия была заменена математикой и естественными науками.
Вместе с тем пробуждался дух критицизма и в обществе стало распространяться вольнодумство. В возникавшей интеллигенции новые социальные и политические идеи находили себе сильное сочувствие.
Под влиянием и при поддержке прогрессивной части общества делались попытки произвести реформы в государственном строе. Такова деятельность Чарторыйских и постановления, принятые, благодаря им, на конвокационном сейме 1764 г..
Если эти попытки не увенчались успехом, то неудача их была обусловлена не только косностью шляхетских масс, враждебных всякому новшеству, но и противодействием со стороны России и Пруссии, усматривавших в преобразовании Речи Посполитой опасность для своих интересов.
Этот начальный фазис в истории польских реформ XVIII в. окончился установлением русской "гарантии" (1768 г.), уничтожившей то, что было сделано партией Чарторыйских, и приостановившей на некоторое — очень короткое — время преобразовательное движение.
Первый раздел Речи Посполитой сильно встряхнул польское общество, пробудил инстинкт самосохранения, усилил патриотическое настроение и оживил национальную энергию.
Ряд улучшений был совершён во всех областях общественной деятельности. Эдукационная комиссия умножила число школ, обратив притом внимание и на народное образование, усовершенствовала методы преподавания и вообще сильно содействовала развитию и распространению просвещения в стране.
Постоянный совет, поставленный во главе управления с согласия России, стал приводить правительственный механизм в порядок и создавать условия, более благоприятные для развития государственной и общественной жизни.
Значительно поднялся уровень материального благосостояния, так как земледелие, промышленность и торговля сильно двинулись вперёд. В момент открытия четырёхлетнего сейма польское общество делилось на три партии.
Король,
со своими приверженцами, надеялся произвести
реформы в государственном
Екатерина
ответила на предложения Понятовского
сначала уклончиво, а потом и прямо уже
неодобрительно. Она желала удержать Речь
Посполитую в том состоянии анархии и
бессилия, в каком это государство до тех
пор находилось. Преобразовательные планы
королевской партии не имели под собой
твёрдой почвы; партия предавалась самообману,
думая, что при поддержке России она осуществит
эти планы.
Снискать благоволение русского правительства желала и другая партия, во главе которой стояли великий гетман коронный Ян Климент Браницкий, польный гетман Северин Ржевуский и генерал коронной артиллерии Щенсный Потоцкий. Эти магнаты действовали против короля, желая лишить его власти и обратить Речь Посполитую в олигархическое государство.
Они находились в отношениях с Потемкиным, который, мечтая о создании для себя государства на берегах Чёрного моря, хотел завладеть юго-восточными областями Польши и, чтобы достигнуть этого, старался усилить свое влияние в стране путём союза с польскими магнатами. Олигархи не думали о реформе Речи Посполитой; напротив того, они являлись самыми ревностными защитниками "золотой шляхетской вольности".
Третью
партию составляли люди, которые искренно
желали преобразовать общественно-
Программой реформ для четырёхлетнего сейма сделалось сочинение Коллонтая: "Do Stanisława Małachowskiego referendarza koronnego, î przyszłym sejmie anonima słow kilka" (1788). Так как русский протекторат ставил сильные преграды проведению реформ, то эта партия должна была направить свои усилия к тому, чтобы освободить страну от опеки. Стремления её в области внешней политики совпали со стремлениями прусского двора, направленными против Австрии и России.
Вследствие
этого патриотическая партия постаралась
склонить сейм к заключению союза
с Пруссией, в надежде на то, что
при поддержке прусского
Все партии согласны были между собой и в том, что необходимо сейм сконфедерировать, ибо на таком сейме принцип liberum veto не действовал, следовательно, сорвать сейм нельзя было, и таким образом каждая партия надеялась беспрепятственно привести свои планы в исполнение.
Поэтому, уже в день открытия сейма (6-го октября) была образована конфедерация; маршалами посольской избы были избраны коронный референдарий Станислав Малаховский и генерал литовской артиллерии Казимир Нестор Сапега.
Первый
слыл за человека в высшей степени
справедливого, польского Аристида,
принадлежал к патриотической партии
и искусно управлял совещаниями сейма;
второй тоже был сторонником реформ.
Лишь только сейм организовался, прусский посол Бухгольц заявил сейму, что его правительство смотрит на проект польско-русского союза как на договор, направленный против Пруссии, а потому будет принуждено принять меры к самозащите, протестует против этого проекта и со своей стороны предлагает Речи Посполитой оборонительный союз.
Заявления эти произвели на сейм сильное впечатление: патриотической партии показалось, что близок уже момент, когда родина освободится от чужеземной опеки и приобретет свободу действий, необходимую для укрепления самостоятельности. Единогласно, с величайшей радостью, был принят сеймом проект увеличения армии до 100000 человек (20 октября); затем (3 ноября) упразднен большинством голосов военный департамент, как учреждение, возникшее в силу протектората России над Речью Посполитой (по договору 1775 г.), и заменён военной комиссией.
Русский посол Штакельберг протестовал против постановлений сейма, нарушивших конституцию 1775 г., но угрозы, заключавшиеся в его протесте, вызвали как раз противоположный результат: сейм вошёл уже прямо в сношения с берлинским двором, чтобы заключить с Пруссией союз против России и Австрии.
Для заведования иностранными делами организована была особая "депутация", вместо департамента, существовавшего при постоянном совете, который управлял до тех пор страной. Учреждение депутации было новым нарушением конституции 1775 г. Деятельность сейма явно направлялась к полному её уничтожению, что наконец и последовало 19 января 1789 г.
Освободив страну от русского протектората, сейм должен был подумать об усилении государственной обороны, потому что война с Россией становилась теперь весьма возможной. Решение увеличить армию до 100000 человек надо было обратить в действительность, что представлялось делом весьма нелегким.
Речь Посполитая всегда имела ничтожную постоянную армию; притом военная организация страны пришла в совершенное расстройство, так как конституция 1775 г. разрешала Речи Посполитой содержать армию лишь в 30000 человек.
Военный департамент, руководимый генералом Комаржевским, занялся преобразованием государственной обороны, но успел сделать немного: армия Речи Посполитой состояла в 1786 г. из 10335 человек пехоты и 8200 человек конницы, в то время как соседние государства могли двинуть 200000 солдат.
Незначительность вооружённых сил Речи Посполитой зависела от ничтожности средств, которыми правительство могло располагать на содержание армии. Необходимо было преобразовать финансовую организацию государства, чтобы усилить средства казны. Финансовые вопросы сейм обсуждал долго, но без знания дела.
Сначала
полагали, что добровольными
Согласно постановлению сейма, шляхта должна была платить со своих имений 1/10 получаемых ею доходов, духовенство, кроме добровольной субсидии (subsidium charitativum), — 1/5, владетели староств — 1/2, так называемые экспектанты, то есть ожидающие получения староств, — 5/8 (после ввода во владение), владетели имений, принадлежавших до 1775 г. иезуитам, — 7/8; установлены были ещё и другие налоги.
Однако, несмотря на все усилия, из всех придуманных сеймом источников нельзя было получить суммы, достаточной на содержание 100-тысячной армии, а потому пришлось уменьшить численность её до 65000 человек.
Хотя финансовые преобразования четырёхлетнего сейма были несовершенны, тем не менее они свидетельствуют наглядно, что польское общество двинулось далеко по пути прогресса: шляхта, считавшая до тех пор всякую постоянную подать признаком рабства, теперь добровольно налагала на себя это иго.
Информация о работе Попытки реформ Речи Посполитой во второй половине VIII в