Попытки реформ Речи Посполитой во второй половине VIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

Вывести Речь Посполитую из политического кризиса могла только полная централизация страны. Это понимал король Станислав Август Понятовский. Он выступал за продолжение реформ, начатых на сейме 1764 г. Необходимо было отменить право «либерум вето», ввести наследственную королевскую власть, увеличить армию. При этом король надеялся на поддержку России и Пруссии. Но соседние страны хотели видеть Речь Посполитую слабой. Так, российско-прусский договор 1764 г. имел секретную статью, согласно которой монархи обязывались сохранять право «либерум вето», выборность короля, широкие шляхетские права.

Содержание

Попытки выхода из политического кризиса. Сеймы 1764 1766/67 г.г……...…3


Экономический подъём и попытки реформ во второй половине 18 в ………. 4
Четырёхлетний Сейм ……………………………………………………………. 6
Основные сведения ………………………….………………………………….. 6
История проведения …………………………………………………………….. 8
Литература ……………………………………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

Реферат История.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

   Министерство  образования Республики Беларусь

   Частное учреждение образования 

   «БИП  – Институт правоведения» 
 
 
 

   РЕФЕРАТ 

   по  дисциплине «История Беларуси»

   на  тему: «Попытки реформ Речи Посполитой

   во  второй половине VIII в.» 
 
 
 

           Выполнил:

           студент 1 курса, 2 группы

           Экономико-правового  факультета

           заочного  отделения

           на  базе среднего (специального) образования, 2011 г.н.

           специальности «Экономика и управление на предприятии»

           Логинов Виталий Вячеславович 
         

           Рецензент:   ________________       
         
         
         
         
         
         
         
         

   Минск 2011

   Содержание:

 
 
  1. Попытки выхода из политического кризиса. Сеймы 1764 1766/67 г.г……...…3
 
 
  1. Экономический подъём и попытки реформ во второй половине 18 в ………. 4
  2. Четырёхлетний Сейм ……………………………………………………………. 6
    1. Основные сведения ………………………….………………………………….. 6
    2. История проведения …………………………………………………………….. 8
  3. Литература ……………………………………………………………………… 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Попытки выхода из политического кризиса.

   Сеймы 1764 1766/67 г.г.

   Вывести Речь Посполитую из политического кризиса  могла только полная централизация  страны. Это понимал король Станислав  Август Понятовский. Он выступал за продолжение реформ, начатых на сейме 1764 г. Необходимо было отменить право «либерум вето», ввести наследственную королевскую власть, увеличить армию. При этом король надеялся на поддержку России и Пруссии. Но соседние страны хотели видеть Речь Посполитую слабой. Так, российско-прусский договор 1764 г. имел секретную статью, согласно которой монархи обязывались сохранять право «либерум вето», выборность короля, широкие шляхетские права.

   Причиной  вмешательства иностранных государств во внутренние дела Речи Посполитой стал диссидентский вопрос. Диссидентами называли шляхту некатолического вероисповедания, то есть православную и протестантскую. Они не могли занимать государственные  должности, избираться послами на общегосударственный  сейм и местные сеймики. Им даже запрещалось  строить новые храмы.

   Российская  империя через своего посла Николая  Репнина требовала от короля Речи Посполитой уравнения в правах диссидентов  с католиками. Того же пожелали Пруссия, Англия, Дания и Швеция. Король соглашался выполнить требование при условии  предварительной отмены права «либерум вето». Но против выступили магнаты Чарторыйские, стремившиеся сохранить популярность среди большинства шляхты.

   Сейм 1766 г., несмотря на угрозы Н. Репнина, отказался  выполнить требование России. Тогда  императрица Екатерина II предложила создать шляхетские конфедерации, на что выделила 335 тыс. злотых. В 1767 г. в  Слуцке была организована православно-протестантская конфедерация, а в Торуни — протестантская. Но они были немногочисленными. В список шляхты Слуцкой конфедерации вписали даже детей. Поэтому ее называли «цыганской». 

   Поскольку конфедерации не нашли поддержки  среди большинства шляхты Речи Посполитой, Н. Репнин предложил магнатам-«республиканцам» поддержать российский проект. Он обещал содействовать прекращению проводимых реформ и отстранению от трона Станислава Августа Понятовского.

   Новая пророссийская конфедерация образовалась в 1767 г. в г. Радоме. Ее возглавил знаменитый несвижский магнат Король Станислав Радзивилл (прозвище Пане Коханку).

   Конфедераты обратились к Екатерине II, чтобы  она помогла вернуть им былые  права и вольности. В их поддержку  из России в Речь Посполитую было направлено 40-тысячное войско. 

   Варшавский  сейм в 1768 г. удовлетворил требования диссидентов. Им были даны равные права с католиками. Также было отменено предыдущее решение  об ограничении права «либерум вето». Государственный строй Речи Посполитой утверждался в форме так называемых Кардинальных прав. Они предусматривали  «либерум вето», свободный выбор  короля, право на образование шляхетских конфедераций, право шляхты занимать государственные должности, владеть  землей и крестьянами. Постановление  сейма отмечало: «...все эти Кардинальные права никогда, никем... не могут быть отменены и нарушены, а каждый, кто  против этих прав... выступит, тот неприятелем  Отечества должен считаться...» Гарантировать  выполнение Кардинальных прав должна была Российская империя 

   Экономический подъем и попытки  реформ во второй половине XVIII в.

   К середине XVIII в. Польша оправилась от военных потрясений и в ее социально-экономической жизни обнаружился заметный прогресс. Землевладельцы не удовлетворялись уже традиционной барщиной. В сельском хозяйстве, главным образом в магнатских имениях, получил большое распространение перевод крестьян с барщины на чинш. Чинш (польск. czynsz, нем. Zins — процент, от лат. census) — в Речи Посполитой — оброк, который платился с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение, из чинша крупные землевладельцы раздавали в старину земли, и с течением времени выработалось чиншевое владение или право вечной и наследственной аренды, обусловленное отбыванием арендатором-чиншевиком в пользу собственника земли определённых натуральных или денежных повинностей — чинша; размер чинша не подлежал изменению по усмотрению одной из сторон; права чиншевика права вещные, и он может их отчуждать другому лицу, на которое и переходит обязанность отбывания чинша. В западных губерниях нередко целые поселения (местечки) построены на чиншевом праве.

   Закон 1886 года ввёл особый порядок (уездные  по чиншевым делам присутствия) установления вечночиншевого права по двум основным признакам:

   1) бессрочность  и потомственность владения,

   2) неизменность  оброка; вместе с тем, сельским (вне городов и местечек) вечным  чиншевикам предоставлено приобрести  в собственность признанные за  ними чиншевые земли посредством  обязательного, при содействии  правительства, выкупа лежащих  на них повинностей.

   Применялся  и наем безземельных и малоземельных  крестьян, труд которых носил в сущности принудительный характер. Вместе с тем владельцы фольварков стали шире применять усовершенствованные земледельческие орудия и улучшать агротехнику.

   Продукция сельского хозяйства находила растущий рынок сбыта; наряду с извозом  хлеба за границу все в большей  степени возрастала емкость внутреннего  рынка, особенно в связи с быстрым  ростом численности городского населения. 
 

   Во  второй половине XVIII в. наряду с городским и сельским ремеслом получила развитие мануфактура. Основателями мануфактур выступали как помещики, так и зажиточные горожане. Шляхетские мануфактуры, основанные на крепостном труде, не приносили их владельцам большого дохода и обычно не выдерживали конкуренции с более дешевыми иностранными товарами. Они или погибали, или переходили в руки предпринимателей из богатого купечества. Такова была судьба мануфактур, принадлежавших Сапегам, Потоцким и другим магнатам. Некоторые мануфактуры были созданы совместными усилиями магнатов и представителей нарождавшейся буржуазии. К таким предприятиям относится учрежденная в 1766 г. «Компания шерстяных мануфактур». Капитал компании был разделен на 120 акций, владельцами которых были представители дворянства и буржуазии. Но и эта компания, предприятия которой были основаны главным образом на труде крепостных, также оказалась нежизнеспособной и в 1771 г. обанкротилась.

   Мануфактуры, основанные богатыми купцами, использовали главным образом труд вольнонаемных  рабочих, отличавшийся большей производительностью, чем труд крепостных крестьян. Кроме  того, капиталистическими предприятиями  обычно руководили люди,

   хорошо  знающие технологию производства и  обстановку на рынке. Как правило, эти  предприятия изготовляли предметы широкого потребления, которыми был  обеспечен сбыт внутри страны. Мануфактуры, использовавшие наемный труд, приносили большую прибыль, чем шляхетские крепостные мануфактуры.

   Таким образом, в рамках феодально-крепостнической  системы происходили сдвиги, вызванные  развитием элементов капиталистического способа производства.

   Одним из ярких проявлений этих процессов  была развернувшаяся острая идеологическая борьба. Наиболее дальновидные представители  магнатов и шляхты понимали, что  под угрозой находится само существование  Речи Посполитой. Они выступали с  программой политических и экономических  реформ, включавшей создание постоянной армии, упорядочение финансов и налоговой системы, реорганизацию сейма и всего государственного устройства, перестройку системы школьного образования.

   Однако  создание постоянной армии требовало  крупных дополнительных ассигнований, т. е. введения новых налогов, а также  установления рекрутской повинности.

   Станислав Конарский - инициатор в деле разработки и проведения в жизнь школьной реформы. Программу политических и социальных реформ выдвинул Станислав Лещинский, который высказывался в пользу личного освобождения крестьян и перевода их на чинш.

   Передовые представители польской публицистики уделили много внимания проектам социальных преобразований. Так, Антоний  Поплавский доказывал, что земледелие может процветать только тогда, когда  крестьянин будет трудиться с  любовью, а это возможно лишь при  условии предоставления ему личной свободы. Стефан Гарчинский выступил с резкой критикой крепостничества, утверждая, что неволя и тяжелое положение крестьянства являются основной причиной медленного роста промышленности и торговли.

   Большинство сторонников реформ выступало против крайностей фольварочно-барщинной системы, против феодальной анархии. 

   Первые  реформы относятся к 1764 г., когда  во время бескоролевья, наступившего после смерти Августа III (1763 г.), Чарторыским удалось взять власть в свои руки. Надеясь на избрание королем представителя «фамилии», они провели на конвокационном сейме ряд постановлений, касавшихся как порядка деятельности сейма — было ограничено применение «либерум вето», — так и финансовых, военных и судебных органов, которые подверглись значительной реорганизации. Вместе с тем сейм восстановил самоуправление в королевских городах и заменил все взимавшиеся магнатами торговые сборы генеральной пошлиной.

   Следующие реформы уже были приняты на грядущем Великом или Четырехлетнем Сейме, действие которого началось в 1788г.

   Четырехлетний сейм

   Основные  сведения

   Четырёхлетний Сейм (польск. Sejm Czteroletni ) или Великий Сейм (польск. Sejm Wielki ) — сейм Речи Посполитой, длившийся с 6-го октября 1788 г. до 29 мая 1792 г. и совершивший весьма важные преобразования в общественно-политическом строе Речи Посполитой. Его целями стало восстановление суверенитета и политическое и экономическое реформирование польско-литовского государства. Главным достижением Сейма стало принятие в 1791 г. Конституции 3 мая. Результаты реформ Великого Сейма были ликвидированы в результате деятельности Тарговицкой конфедерации и военного вмешательства Российской империи.

   Четырёхлетний Сейм – сейм Речи Посполитой, собранный  в Варшаве в 1788 г. Его целями стало  восстановление суверенитета и политическое и экономическое реформирование польско-литовского государства. Главным  достижением Сейма стало принятие в 1791 г. Конституции 3 мая. Результаты реформ Великого Сейма были ликвидированы  в результате деятельности Тарговицкой конфедерации и военного вмешательства Российской империи.

   Екатерина II, которая рассматривала Речь Посполитую как вассальное государство, намеревалась с помощью Сейма привлечь польский корпус в количестве 100 тыс. человек на помощь российской армии в войне с Османской империей.

   Однако, поскольку Россия была втянута сразу  в две войны (против Турции, а позднее  и против Швеции), Сейм попал под  влияние сторонников реформ. В 1790 г. Польша заключила оборонительный союз с Пруссией, обязывавший стороны  оказывать друг другу помощь в  случае конфликта с Россией.

   С самого начала дебаты в Сейме вызывали широкий  интерес у населения, одним из самых ярких проявлений которого стала «черная процессия» мещан, требующих равенства с шляхтой, и проходили в атмосфере гласности. На Сейм оказали большое влияние события во Франции – Великая французская революция, где требования подобных реформ привели к свержению абсолютной монархии Людовика XVI. Сторонники реформ встретили существенное сопротивление со стороны большинства польских магнатов и богатого дворянства, которые были заинтересованы в сохранении своего положения, и от соседей Польши (Австрия, Пруссия и Россия), которым была выгодна слабость Польши. 

   Тем не менее, движение сторонников реформ становилось сильнее и влиятельнее. Патриотическая партия, сформировавшаяся вокруг короля (Станислав Август Понятовский), получила поддержку со стороны либерально настроенных магнатов и, с 1790, от рода Чарторыжских. Самыми радикальными защитниками реформ были польские якобинцы.

Информация о работе Попытки реформ Речи Посполитой во второй половине VIII в