Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
Существует множество теорий, по-разному объясняющих происхождение
государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее. На ранних стадиях развития жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в его жизни. Государство - продукт общественного развития. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.
I Введение…………………………………………………………………….3
II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5
Понятие государства в интерпретации античных авторов………....5
Н. Макиавелли о государстве………………………………………..11
Мыслители Эпохи Просвещения о государстве……………………11
III Глава II. Трансформация понятия «государство» от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..…………………11
К.Маркс и Ф.Энгельс о государстве………………………………...11
Современные ученые о понятии «государство»……………………11
IV Заключение……………………………………………………………….11
V Список использованной литературы………………
Еще одним теоретиком общественного договора являлся знаменитый французский писатель и мыслитель Жан - Жак Руссо. В своем трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» Руссо говорит о том, что общественный договор возник при достижении людьми такого предела, «когда силы, препятствующие им оставаться в естественном состоянии, превосходят в своем противодействии силы, которые каждый индивидуум может пустить в ход, чтобы удержаться в этом состоянии» (книга 2, глава VI, стр. 207). Объединившись, люди могут теперь только соединить свои силы, подчинить их «движителю» и действовать сообща во имя самосохранения. Общественный договор объединяет отдельных лиц в «коллективное Целое», создавая единую жизнь и волю. Таким образом, главной задачей общественного договора является нахождение такой формы сосуществования индивидов, чтобы каждый, соединяясь со всеми подчиняться лишь самому себе.
Руссо дает определение понятию «государство» не в таком смысле, как мы сейчас его понимаем, а как пассивному состоянию политического организма, а «суверен», соответственно»- его активное состояние. Политический организм имеет движимые его составляющие: силу и волю, исполнительную и законодательную власть. Руссо выделяет три формы правления, которые различаются по числу членов и тем, в чьих руках это самое Правление находится, это - демократия (суверен вручает Правление народу), аристократия (Правление в руках малого числа, простых граждан) и монархия (королевское Правление). Тем не менее, автор отмечает, что каждый вид правления подразделяется еще на несколько, совершенно по - разному управляющихся, вида правления, которые могут образовывать смешанные формы. Руссо в своем трактате не выделяет наилучшего правления, ибо каждая его форма может быть наилучшей в одном случае, и наихудшей в другом. В частности «…демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших» (книга 3, глава III, стр. 254 Руссо Об общественном договоре, трактаты, Москва, 1988). Но не смотря на такое разделение Руссо утверждает, что в чистом виде таких форм правления не существует, «при разделении исполнительной власти всегда существует постепенный переход от большего числа к меньшему с той разницей, что большее может зависеть от малого или – малое от большего», т.к. монарху нужны подданные, а народному правлению глава. Смешанные формы являются наиболее прогрессивными с точки зрения развития политического организма, нежели «чистые» потому, что в них Правление сосредотачивает среднюю силу, а не максимальную, которая может обернуться минимальной, как при «чистых» формах. В любом случае, при любой из форм, власть остается у народа, а народ имеет право изменить форму правления, т.к. для достижения всеобщего блага направлять государство может только общая воля.
Одним из выдающихся мыслителей Эпохи Просвещения был Шарль Луи Монтескьё. Самыми значительными его работами считаются: "Персидские письма", "О духе законов" и "Размышления о причинах величия и падения римлян".
Отвечая в данном параграфе на вопрос о государственных воззрениях мыслителей XVIII века, мы обратимся к трактату Монтескьё «О духе законов». Следует отметить то, что автор оказался «прогрессивнее» по своим взглядам, чем его многочисленные предшественники. По сравнению с теоретиками общественного договора Монтескьё разделял такие понятия, как «общество» и «государство». Государство по Монтескьё возникает гораздо позже, нежели семья, общество, а именно тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может быть прекращено без насилия. Общественный договор Монтескьё представлял, как делегирование народом своей власти правителям, из чего следует, что народ сам, без согласия правителей, может изменять форму правления. Автор выделяет три такие формы – республику, монархию и деспотию, лучшая из которых – демократия, а худшая – деспотия. «Республиканское правление - это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, - при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Идеальной формой правления Монтескье считал демократическую федеративную республику, отмечая ее стойкость и большие возможности в обеспечении законности.
Монтескье считал необходимым,
чтобы в любом современном
государстве была власть
Еще при жизни Монтескьё
Эпоха Просвещения – одна из
ключевых эпох развития Европы
на поприще научной,
Информация о работе Понятие государства: многообразие подходов