Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
Существует множество теорий, по-разному объясняющих происхождение
государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее. На ранних стадиях развития жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в его жизни. Государство - продукт общественного развития. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.
I Введение…………………………………………………………………….3
II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5
Понятие государства в интерпретации античных авторов………....5
Н. Макиавелли о государстве………………………………………..11
Мыслители Эпохи Просвещения о государстве……………………11
III Глава II. Трансформация понятия «государство» от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..…………………11
К.Маркс и Ф.Энгельс о государстве………………………………...11
Современные ученые о понятии «государство»……………………11
IV Заключение……………………………………………………………….11
V Список использованной литературы………………
Ивановский
государственный Университет
Кафедра
Теории государства и права
Специальность
Юриспруденция
Курсовая работа
По курсу Теории
государства и права
На тему Понятие государства: многообразие подходов
Выполнила
Студентка 1 курса 2 группы
Шлякова
Яна Михайловна
Научный руководитель
Родионова Ольга Владимировна
Профессор
Иваново, 2011
Оглавление
I Введение…………………………………………………………
II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5
III Глава
II. Трансформация понятия «государство»
от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..………
IV Заключение……………………………………………………
V Список
использованной литературы…………………………………….11
Введение
Существует множество теорий,
по-разному объясняющих
государства,
природу государственной
Сейчас термин «государство» употребляется в трех значениях, а именно обозначает государственно - организованное сообщество, аппарат государственной власти как целое и систему государственных органов.
Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.
При определении понятия
Актуальность темы данной курсовой работы в том, что в процессе развития общества государство, как общественное явление, постепенно претерпевает изменения, а именно типы и формы государства меняются, но сущность государства остается той же.
Цель данной курсовой работы - проследить историю возникновения вопроса о понятии «государство», трансформацию его понимания с античных времен до наших дней.
Непосредственными задачами
Цель курсовой работы и ее
задачи решались путем
Курсовая работа состоит из
двух глав, введения и заключения.
Первая глава посвящена
Глава
I. Понятие государства:
история вопроса
Античной
философией называют совокупность философских
учений, развивавшихся в
В начале исследования данного
вопроса следует отметить, что
античная мысль не знала
Мы считаем верным начать
Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. Итог можно подвести тем, что говоря о государстве, Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в нем. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо»(Платон «Государство»). Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.
Аристотель (ок. 384–322 до н.э.) был величайшим древнегреческим философом, педагогом и ученым. Он создал учение о формальной логике, обогатил почти все области философии и внес огромный вклад в науку. Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов». Все произведения Аристотеля можно объединить в четыре группы: популярные, или экзотерические, работы, большинство которых создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики, естественнонаучные труды, свод текстов под названием Метафизика и труды по этике и политике.
Нас в первую очередь будет интересовать последняя группа работ знаменитого философа, а именно его труд «Политика». Аристотель писал свою работу скорее как ответ на платоновское «Государство». Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
В своей работе Аристотель сразу же дает свое понимание государства – это общение, идущее на благо, политическое общение. Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Важно то, что автор несколько раз повторяет «благо» и нет даже намека на подавление или угнетение в понимании государства, т.е. «Целью государства является благая жизнь». ( Аристотель, собр. сочин., Москва, 1983, стр. 462.) Платон говорил о целом, едином государстве, Аристотель придерживался таких же взглядов, но, тем не менее, критиковал своего учителя за «чрезмерное единство» этого образования, т.к. государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приведет к уничтожению государства. «О своем единстве» Аристотель говорит, что подобно тому как объединяются мужчина и женщина для того, чтобы оставить после себя потомство, должны объединиться властвующий и подвластный. «Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим».
Итак, в «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – общение подобных людей для лучшего существования. Первым видом общения по Аристотелю является семья, общение для удовлетворения повседневных надобностей. Несколько семей, обслуживающих не только кратковременные потребности – селение, а общество, состоящее из нескольких селений, представляет собой вполне завершенное государство, «существующее ради достижения благой жизни». Отсюда автор делает вывод, что, как уже было сказано выше, «государство- продукт естественного возникновения» и «принадлежит к тому, что существует по природе».
В заключении свих рассуждений
о государстве Аристотель
Информация о работе Понятие государства: многообразие подходов