Понятие государства: многообразие подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий, по-разному объясняющих происхождение
государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее. На ранних стадиях развития жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в его жизни. Государство - продукт общественного развития. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.

Содержание

I Введение…………………………………………………………………….3
II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5
Понятие государства в интерпретации античных авторов………....5
Н. Макиавелли о государстве………………………………………..11
Мыслители Эпохи Просвещения о государстве……………………11
III Глава II. Трансформация понятия «государство» от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..…………………11
К.Маркс и Ф.Энгельс о государстве………………………………...11
Современные ученые о понятии «государство»……………………11
IV Заключение……………………………………………………………….11
V Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 46.32 Кб (Скачать)
 

Ивановский  государственный Университет 
 
 

Кафедра Теории государства и права 

Специальность Юриспруденция 
 
 

Курсовая  работа

По курсу Теории государства и права 

На тему Понятие  государства: многообразие подходов

                    
                   

                  Выполнила

                  Студентка 1 курса 2 группы

                  Шлякова Яна Михайловна 

                  Научный руководитель

                  Родионова Ольга Владимировна

                  Профессор 
                   

Иваново, 2011 

Оглавление 
 

I Введение…………………………………………………………………….3

II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5

  1. Понятие государства в интерпретации античных авторов………....5
  2. Н. Макиавелли о государстве………………………………………..11
  3. Мыслители Эпохи Просвещения о государстве……………………11

III Глава II. Трансформация понятия «государство» от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..…………………11

  1. К.Маркс и Ф.Энгельс о государстве………………………………...11
  2. Современные ученые о понятии «государство»……………………11

IV Заключение……………………………………………………………….11

V Список использованной литературы…………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Существует множество теорий,  по-разному объясняющих происхождение

государства,  природу государственной власти,  ее цели и задачи,  путь развития государства и так далее. На ранних стадиях развития жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества,  государство начинает занимать центральное место  в его жизни. Государство - продукт общественного развития.        Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.

  Сейчас  термин «государство» употребляется в трех значениях, а именно обозначает государственно - организованное сообщество, аппарат государственной власти как целое и систему государственных органов.

    Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

   Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.

   При определении понятия государства  важно учитывать не только  субъективный фактор, заключающийся  в возможности неодинакового  восприятия одних и тех же  государственно-правовых явлений  разными людьми, но и объективные  обстоятельства. Речь идет о сложности  и многогранности государства как явления и о неизбежности многовариантного определения его понятия.

    Актуальность темы данной курсовой работы в том, что в процессе развития общества государство, как общественное явление, постепенно претерпевает изменения, а именно типы и формы государства меняются, но сущность государства остается той же.

   Цель данной курсовой работы - проследить историю возникновения вопроса о понятии «государство», трансформацию его понимания с античных времен до наших дней.

   Непосредственными задачами работы  является изучение предпосылок  возникновения государства, трансформация понятия «государство» на основных этапах его развития и его понимание в настоящее время.

   Цель курсовой работы и ее  задачи решались путем использования  следующих методов: изучение и  обобщение литературных источников, касающихся избранной темы, сравнительно-правовой  метод, метод   системно - структурного  анализа, исторический метод.

   Курсовая работа состоит из  двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена истории  вопроса о понятии государства,  вторая глава – исследованию  трансформации понятия «государство»  от К.Маркса до наших дней. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие государства: история вопроса 

  1. Понятие государства в  интерпретации античных авторов
 

Античной  философией называют совокупность философских  учений, развивавшихся в древнегреческом  и древнеримском рабовладельческом  обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого  периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать  античную философию как единое и  своеобразное, хотя отнюдь не изолированное  явление в развитии философского сознания человечества. (Асмус) Античность оставила огромный след в современности. С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. 

   В начале исследования данного  вопроса следует отметить, что  античная мысль не знала сущностного  разделения общественной и государственной  жизни, усматривая в последней  лишь способ решения «общих  дел» всех граждан. Античные философы понимали, что иногда государство может служить для властителей средством подавления тех, кто оказался от нее вдали. Однако они полагали, что это присуще не первозданным моделям государственных устройств, а иногда получается в процессе их развития, когда монархия, аристократия и демократия извращаются и становятся тиранией, олигархией и анархией. Платон, Аристотель и Цицерон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, а как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, а как нечто, дающее благо всем гражданам.

   Мы считаем верным начать исследование  о понимании государства Платоном. Платон – широко известный  древнегреческий философ, ученик  Сократа и учитель Аристотеля, почти все его работы написаны  в форме диалога без какой-  либо систематизации, что дает  почву для размышлений нынешнему  поколению. В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы. При решении вопроса о платоновском понимании государства мы обратимся к его диалогу «Государство». В самом начале произведения рассуждение идет на тему справедливости и справедливого, несправедливости и несправедливого и делается вывод о том, что справедливость это то, что пригодно сильнейшему. «...В каждом государстве силу имеет тот, кто у власти. ...  Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных - это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости»(Платон «Государство»)., т.е власть у сильнейшего и законы для сильнейшего. Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить сам себя, нуждаясь при этом во многом. Государство создают наши потребности.  При этом в «Государстве» строится модель идеального государства, которая заключается в существовании трех сословий: высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей). Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов). Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача - обеспечить снабжение государства всем необходимым (сословие кормильцев). При этом каждый должен заниматься лишь тем делом, которое ему подобает, и представлять собой единство в целях становления единства всего государства. «И пока государство управляется разумно, его мощь будет чрезвычайно велика». Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной". «...Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое. Значит, вмешательство этих трех сословий в чужие дела и переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением»(Платон «Государство»). С позиции идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные.  Первое место среди приемлемых форм государства естественно занимает идеальное государство Платона и ближе всех к нему стоит аристократия, аристократическая республика. К нисходящим государственным формам он относит тимократию, олигархию демократию, являющуюся предметом особого раздражения автора, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса.

   Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.   Итог можно подвести тем, что говоря о государстве, Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в нем. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо»(Платон «Государство»). Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

   Аристотель (ок. 384–322 до н.э.) был величайшим древнегреческим философом, педагогом и ученым. Он создал учение о формальной логике, обогатил почти все области философии и внес огромный вклад в науку. Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов». Все произведения Аристотеля можно объединить в четыре группы: популярные, или экзотерические, работы, большинство которых создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики, естественнонаучные труды, свод текстов под названием Метафизика и труды по этике и политике.

Нас в первую очередь будет интересовать последняя группа работ знаменитого философа, а именно его труд «Политика». Аристотель писал свою работу скорее как ответ на платоновское «Государство».  Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием  уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область  гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

   В своей работе Аристотель  сразу же дает свое понимание  государства – это общение,  идущее на благо, политическое  общение. Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Важно то, что автор несколько раз повторяет «благо» и нет даже намека на подавление или угнетение в понимании государства, т.е. «Целью государства является благая жизнь». ( Аристотель, собр. сочин., Москва, 1983, стр. 462.)  Платон говорил о целом, едином государстве, Аристотель придерживался таких же взглядов, но, тем не менее, критиковал своего учителя за «чрезмерное единство» этого образования, т.к. государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приведет к уничтожению государства. «О своем единстве» Аристотель говорит, что подобно тому как объединяются мужчина и женщина для того, чтобы оставить после себя потомство, должны объединиться властвующий и подвластный. «Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим».

   Итак, в «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – общение подобных  людей для лучшего существования. Первым видом общения по Аристотелю является семья, общение для удовлетворения повседневных надобностей. Несколько семей, обслуживающих не только кратковременные потребности – селение, а общество, состоящее из нескольких селений, представляет собой вполне завершенное государство, «существующее ради достижения благой жизни».  Отсюда автор делает вывод, что, как уже было сказано выше, «государство- продукт естественного возникновения» и «принадлежит к тому, что существует по природе».

   В заключении свих рассуждений  о государстве Аристотель говорит,  что люди по своей природе стремятся к государственному общению, а «первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо», природа же дала человеку в руки оружие, которым «вполне можно пользоваться в обратную сторону». «Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Информация о работе Понятие государства: многообразие подходов