Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
Существует множество теорий, по-разному объясняющих происхождение
государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее. На ранних стадиях развития жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в его жизни. Государство - продукт общественного развития. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.
I Введение…………………………………………………………………….3
II Глава I. Понятие государства: история вопроса…………………………5
Понятие государства в интерпретации античных авторов………....5
Н. Макиавелли о государстве………………………………………..11
Мыслители Эпохи Просвещения о государстве……………………11
III Глава II. Трансформация понятия «государство» от К. Маркса до наших дней………………………………………………………..…………………11
К.Маркс и Ф.Энгельс о государстве………………………………...11
Современные ученые о понятии «государство»……………………11
IV Заключение……………………………………………………………….11
V Список использованной литературы………………
Цицерон – знаменитый римский
оратор, юрист, государственный
Заметно влияние Аристотеля в вопросе о возникновении государства. Цицерон говорил о возникновении государства из потребности людей в совместной жизни, основа этого процесса - развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам лучшей формы.
Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ- это соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон видел в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих лиц он различал три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Цицерон не считает эти формы совершенными, идеальными, но говорит о том, что они могут быть надежными при сохранении тех связей, которые объединили людей для участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет достоинства и недостатки, но при этом Цицерон отдает предпочтение царской власти и ставит на последнее место демократию. Наилучшей формой государственного устройства Цицерон называет смешанную форму, т.е. все положительные ферты простых форм правления должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве. Соответственно недостатки трех простых форм вытекают из односторонности представленных в них достоинств, откуда следует борьба между различными слоями населения за власть, смена форм власти, их вырождение в «неправильные» формы.
Учение Цицерона о государстве и праве оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания не только римских, но и христианских авторов. Особый интерес к его идеям проявляли мыслители Эпохи Возрождения, французские просветители, которые видели в Цицероне своего великого предшественника.
Отмеченный основателями и классиками
марксизма образцовый и высоко типический
характер созданных древними греками
и римлянами философских построений и
гипотез сделал то, что идеи античной философии
продолжали жить, влиять и воздействовать
далеко за пределами того ограниченного
исторического мира, внутри которого эти
идеи были впервые высказаны и получили
первое развитие. (Асмус)
Николо Макиавелли - итальянский
мыслитель, писатель и
Но для нас все же интересно
его понимание такой
О республиках мы полнее
Николо Макиавелли так же в
своем труде отмечает то, что
некоторые авторы выделяют
Мы считаем необходимым сделать вывод из всего вышесказанного. Из названия и первичного понимания текста можно сказать, что единственно разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию, то есть власть одного сильного человека. Таким образом в его понимании высшей целью государственного деятеля является создание нового и жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае целью является жизнь страны. И эта цель оправдывает практически любые средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Но в то же время разум Николо Макиавелли тяготеет к республиканским идеалам, ища их воплощения и в древних республиках, и в современной ему Флоренции. Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей. Ведь недовольный, презирающий правителя народ - это более страшная угроза, нежели самый сильный внешний враг. Первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь, то хотя бы почтение, основанное на уважении. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить, только неустанно заботясь о благе народа.
Родина идей Просвещения - Англия конца XVII века, но особого взлета они достигли во Франции в XVIII веке. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли.
В XVIII веке закрепляется
Мы начнем раскрытие данной
темы с исследования
Андрей Александрович Тесля –
с 2003 года преподаватель
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что в представлении Томаса Гоббса государство образуется перенесением прав, принадлежащих отдельным людям, на государство, которое и приобретает благодаря этому право на все. Но если абсолютная власть государства основывается на передаче абсолютных прав индивида, то с устранением этих прав отпадает и правовая основа государства. Именно поэтому общественный договор по сути своей невероятен. Но стоит сказать и о том, что Гоббс впервые выдвинул идею государственного сплочения, основанной на силе.
Знаменитый британский педагог и философ Джон Локк разделяет позицию Томаса Гоббса об общественном договоре, только акцентирует внимание при этом на моменте равенства и согласия. Гоббс считает человека существом эгоистичным, обуреваемым жадностью, окружают которого лишь завистники и враги, поэтому человек - человеку волк. При этом право государства на все фактически является отсутствием этого права вообще на что- либо. Это по Гоббсу естественное состояние людей. Локк же говорил о таком естественном состоянии, когда все равны, индивиды не зависят ни от кого и свободно распоряжаются своей личностью и собственностью. Люди соглашаются учредить государство, «политическое сообщество», в целях собственной безопасности и защиты своих интересов. Локк так же вводит понятие гражданского общества, ставя его вразрез с естественным состоянием индивидов. Ключевым моментом вхождения человека в гражданское общество считается его отказ от естественной власти охраны своей личности и имущества и возможности самостоятельного определения наказания для преступника. Эта власть передается обществу. «И таким образом, всякий частный суд каждого отдельного члена исключается, и общество становится третейским судьей, устанавливая постоянные правила, беспристрастные и одни и те же для всех сторон с помощью людей, получивших от общества полномочия проводить в жизнь эти правила…» Вследствие этого легко различить, кто находится в гражданском обществе, а кто за его пределами, сам являясь «судьей и палачом». Таким образом государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое посредством установленного ими закона и создавших судебный орган, правомочный улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. При этом Локк считает абсолютную монархию непригодной формой правления для гражданского общества. Объясняется это тем, что при монархической форме правления у государя не будет возможности к кому-либо обратиться, кто бы мог беспристрастно решить дело. Подобающими являются конституционная монархия и демократия. Локк говорил о необходимости государства при решении своих задач подчиняться закону и быть гарантом сохранности естественных прав человека. Причем законом он называет не любой, исходящий от гражданского общества акт, акт лишь тот, который указывает индивиду на поведение, соответствующее его интересам и всеобщему благу. Никто не может быть освобожден от исполнения закона. Закон- инструмент сохранения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Информация о работе Понятие государства: многообразие подходов