Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 17:28, дипломная работа
Главной целью государственной политики по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации было обеспечение социализации детей, их реабилитации (социальной и психологической), и успешной интеграции в общество.
Государственную политику в отношении беспризорных несовершеннолетних можно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветской России.
Введение
Глава 1. Становление политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 – 2000 гг.)
Глава 2. Современная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (2001 – 2011гг.)
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современной историографии политика государства как предмет исследования показан в трудах А.К. Уледова, Т.Н. Заславской, Ф.Г. Зиятдиновой*. Такие наиболее существенные для понимания содержания государственной политики проблемы, как уровень жизни, образ жизни и качество жизни исследовалось В.И. Жуковым*.
В.Н. Гавва в монографической работе изучила проблемы, связанные с жизнедеятельностью детей и подростков в условиях становления рыночных отношений в нынешней России* .
Разработка системы мер по повышению эффективности государственной политики на современном этапе является темой исследований Г.В. Осипова и В.И. Жукова* .
Авторы
подчеркивают, что на первоначальном
этапе перехода на рыночные отношения
со стороны государства
В 1990 гг. происходит становление системы социальных служб для детей и подростков. В литературе осмысливается структура таких служб, направленность и результаты их деятельности.
Кризисное состояние общества и положения детей потребовали от государства принятия действенных мер по защите прав детей. Однако на практике права детей ущемлялись, особенно в ходе приватизации жилья, когда дети практически оставались на улице, теряя право на жилье. В средствах массовой информации эта проблема активно обсуждалась, но, долгое время не имела законодательного решения. В литературе отражено участие научной общественности в разработке российского законодательства о защите прав детей. Само обсуждение этой проблемы выявило многоаспектность прав ребенка, которые должны соблюдаться в интересах общества и нации.
Ученые В.Д. Ермакова, С.Н. Щеглова, Е.М. Рыбинский, Г.С. Еськова, изучают проблему реализации прав детей, уделяя особое внимание эволюции конституционного права детей на бесплатное общее и начальное профессиональное образование. Так, например, С.Н. Щеглова исследовала историю становления понятий "права детей" в России в разные исторические периоды и "права детей" в семье. Автор отмечает, что эти категории всегда понимались по-разному, в соответствии с целями и задачами семьи и государства, исторической эпохи, но прерогатива становления и развития данных категорий всегда была у государства.
Правовому положению ребенка в семье на всех этапах исторического развития России, роли закона в становлении его личности посвящена работа A.M. Нечаевой "Россия и ее дети (ребенок, закон, государства)" . В книге содержатся сведения о положении детей в обществе, зафиксированные в различного рода исторических источниках. Автор последовательно проводит линию: ребенок, закон, государство, рассматривая каждую из ее составляющих не в изолированном виде, а в тесной связи и взаимозависимости. Освещая положение детей в современной России, исследователь широко использует официальные данные государственной статистики, проводит глубокий анализ семейного законодательства. Тем не менее, данную работу нельзя назвать сугубо научным монографическим исследованием. A.M. Нечаевой не всегда удается оставаться беспристрастной, уйти от яркой эмоциональной окрашенности при анализе сложнейших процессов, затрагивающих жизнь каждого ребенка.
Проблемы защиты прав детей в Российской Федерации стали темой целого ряда научно-практических конференций, материалы которых являются составной частью современной историографии проблемы.
Одним из
направлений современной
Большое
внимание научная общественность обращает
на развитие общеобразовательной системы.
Произошли глубокие изменения в
гуманитарных отраслях знаний. Это
просматривается в
Отмечая
особенности современного периода
в жизни общества со всеми его
институтами, ученые все больше обращаются
к историческому опыту
В 1990-е гг. катастрофических масштабов достигла детская беспризорность и безнадзорность, "социальное сиротство". В педагогической, психологической, юридической, социологический и исторической литературе рассматриваются эти явления, которые по социальной опасности достигли уровня 1920-х гг. Наиболее интересны и значимы в этой области исследования И.Ф. Дементьевой "Социальное сиротство: генезис и профилактика", Г.А. Кудрявцевой, Ф.А. Мустаевой, Г.В. Орловой "Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России" . Указанные авторы представили портрет современного ребенка-беспризорника, проанализировали причины данного явления. Пути решения этих проблем рассмотрели в своих работах Л.И. Смагина "Сиротство как социальная проблема" , В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.И. Ослон, А.Б. Холмогорова "Пути решения сиротства в России" . Авторы отмечают, что к началу исследуемого периода был утрачен опыт деятельности государства по социальной заботе об этой категории детей. Систему детских домов, интернатов дополнили детские и подростковые приюты. Волна беспризорности и сиротства поставила вопросы о воспитательной работе в этих учреждениях, условиях жизни и формировании ребенка, реабилитации "детей улицы". В числе критических моментов отмечается проблема перехода воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствие материальных возможностей для решения этих проблем. На наш взгляд, нельзя не согласиться с авторами, что основную деятельность нужно направить на устранения причин сиротства, а не ее последствия, необходимо приостановить неуклонную тенденцию к росту числа детей-сирот. Поэтому необходим многоаспектный анализ причин этого роста и разработка комплекса мероприятий, направленных на его торможение и, в конечном счете, на остановку.
Состояние современного общества потребовало от науки усиления внимания к вопросам девиантного поведения детей и подростков. В 1990-е гг. произошел всплеск детской и подростковой преступности. Ученые социологи, психологи, юристы, политологи, историки исследуют причины расширившейся преступности, криминогенности, наркотизации общества. Оценка и позиция каждого исследователя заслуживает внимания, хотя они часто противоречивы, неоднозначны, но все же большинство авторов видят их в материальном расслоении россиян. В то же время социологические исследования показывают, что в немалой мере совершают преступления дети обеспеченных родителей. Обращается внимание на то, что причины преступности следует рассматривать на общем фоне криминальной ситуации в стране. Коррупция и воровство выполняют стимулирующую роль в росте преступлений, правонарушений в подростковой среде. В этой ситуации возрастает потребность в профилактике правонарушений среди детей и подростков. В советском государстве этому уделялось достаточное внимание, но при смене общественно-политической строя система профилактики была разрушена. Как и во многих других вопросах, ученые усматривают противоречие и спонтанность перехода к новому общественному порядку. Отмечается то, что рыночная экономика имеет сопутствующие ей негативные стороны жизни, которые стимулируют преступность. Поэтому при переходе к рынку профилактическая деятельность должна была усиливаться, развиваться, модернизироваться, а не, наоборот, свертываться, ликвидироваться. Анализ российского законодательства показал, что в этой области федеральный закон был принят с существенным опозданием, тогда как
Рассматривая
социально-экономическую
Анализ историографии проблемы позволяет сделать вывод об определенной фрагментарности проведенных исследований и необходимости дальнейшего комплексного углубленного изучения важного для страны вопроса. Недостаточная разработанность и практическая значимость изучения государственной политики в отношении беспризорных детей в Российской Федерации в 1991-2011 годы XX века предопределили выбор направления настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования является внутренняя политика Российской Федерации в период с 1991-2011 гг.
Предметом исследования - государственная политика в отношении несовершеннолетних безнадзорных в указанный период.
Цель исследования – раскрытие содержания государственной политики Российской Федерации в отношении устранения беспризорности несовершеннолетних в период становления и развития Российской Федерации 1991 – 2011 годы.
Задачи:
- раскрыть суть понятия «безнадзорные несовершеннолетние»;
- определить факторы формирования и этапы становления основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении безнадзорности несовершеннолетних.
- показать масштабы и динамику развития безнадзорности несовершеннолетних в современной России (1991 – 2011г.)
- дать
характеристику
- выявить цели и методы политического регулирования в отношении безнадзорности несовершеннолетних в период 1991-2011 гг.
Методологической основой исследования системный подход, позволяющий дать целостную оценку внутренней политики Российской Федерации в период с 1991-2011 гг. по отношению к беспризорным детям. В рамках системного подхода дается содержательная характеристика таких базовых понятий как «безнадзорность детей», «динамика развития безнадзорности несовершеннолетних», «государственная политика».
Безнадзорность несовершеннолетних в современной России оценивается как показатели состояния национальной безопасности России. Безнадзорные несовершеннолетние как социальное явление содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства. Термин «безнадзорность несовершеннолетних» по отношению к социально – политическим процессам, происходящим в Российской Федерации, используется в следующей интерпретации - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
В свою очередь
социально-экономическая
Государственная политика оценивается в качестве системы мер, направленных на формирование демократических механизмов разрешения проблем безнадзорности несовершеннолетних.
Кризисное состояние общества и положения детей потребовали от государства принятия действенных мер по защите прав детей.
Исследование базируется на принципах историзма, которые раскрывают причинно – следственные связи в процессе развития с учетом сформировавшихся условий и факторов.
В работе
применены также историко-
Применение всех вышеуказанных методов в совокупности позволило добиться поставленных в диссертационном исследовании задач.