Политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 -2011 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 17:28, дипломная работа

Описание работы

Главной целью государственной политики по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации было обеспечение социализации детей, их реабилитации (социальной и психологической), и успешной интеграции в общество.
Государственную политику в отношении беспризорных несовершеннолетних можно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветской России.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 – 2000 гг.)

Глава 2. Современная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (2001 – 2011гг.)


Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

магистратура ГРАБАР.docx

— 52.97 Кб (Скачать)

В современной  историографии политика государства  как предмет исследования показан  в трудах А.К. Уледова, Т.Н. Заславской, Ф.Г. Зиятдиновой*. Такие наиболее существенные для понимания содержания государственной политики проблемы, как уровень жизни, образ жизни и качество жизни исследовалось В.И. Жуковым*.

В.Н. Гавва в монографической работе изучила проблемы, связанные с жизнедеятельностью детей и подростков в условиях становления рыночных отношений в нынешней России* .

Разработка  системы мер по повышению эффективности  государственной политики на современном  этапе является темой исследований Г.В. Осипова и В.И. Жукова* .

Авторы  подчеркивают, что на первоначальном этапе перехода на рыночные отношения  со стороны государства предпринимались  шаги по поддержанию минимального прожиточного уровня детей, однако, эти меры в  силу постоянной инфляции, обвального роста цен, прежде всего на питание  и медикаменты, не были эффективными. Характерна в этом плане работа Е.Б. Бреевой "Дети в современном обществе" . Автор, наряду с характеристикой положения детей, проводит анализ методов исследования детей, определяет основные факторы, влияющее на результативность социальной политики в отношении детей, формы и способы ее успешной реализации.

В 1990 гг. происходит становление системы  социальных служб для детей и  подростков. В литературе осмысливается  структура таких служб, направленность и результаты их деятельности.

Кризисное состояние общества и положения  детей потребовали от государства  принятия действенных мер по защите прав детей. Однако на практике права  детей ущемлялись, особенно в ходе приватизации жилья, когда дети практически  оставались на улице, теряя право  на жилье. В средствах массовой информации эта проблема активно обсуждалась, но, долгое время не имела законодательного решения. В литературе отражено участие  научной общественности в разработке российского законодательства о  защите прав детей. Само обсуждение этой проблемы выявило многоаспектность прав ребенка, которые должны соблюдаться  в интересах общества и нации.

Ученые  В.Д. Ермакова, С.Н. Щеглова, Е.М. Рыбинский, Г.С. Еськова, изучают проблему реализации прав детей, уделяя особое внимание эволюции конституционного права детей на бесплатное общее и начальное  профессиональное образование. Так, например, С.Н. Щеглова исследовала историю  становления понятий "права детей" в России в разные исторические периоды  и "права детей" в семье. Автор  отмечает, что эти категории всегда понимались по-разному, в соответствии с целями и задачами семьи и  государства, исторической эпохи, но прерогатива  становления и развития данных категорий  всегда была у государства.

Правовому положению ребенка в семье  на всех этапах исторического развития России, роли закона в становлении  его личности посвящена работа A.M. Нечаевой "Россия и ее дети (ребенок, закон, государства)" . В книге  содержатся сведения о положении  детей в обществе, зафиксированные  в различного рода исторических источниках. Автор последовательно проводит линию: ребенок, закон, государство, рассматривая каждую из ее составляющих не в изолированном виде, а в тесной связи и взаимозависимости. Освещая положение детей в современной России, исследователь широко использует официальные данные государственной статистики, проводит глубокий анализ семейного законодательства. Тем не менее, данную работу нельзя назвать сугубо научным монографическим исследованием. A.M. Нечаевой не всегда удается оставаться беспристрастной, уйти от яркой эмоциональной окрашенности при анализе сложнейших процессов, затрагивающих жизнь каждого ребенка.

Проблемы  защиты прав детей в Российской Федерации  стали темой целого ряда научно-практических конференций, материалы которых  являются составной частью современной  историографии проблемы.

Одним из направлений современной историографии  являются вопросы образования и  воспитания. В работах исследователей образование рассматривается как  составная часть социальной сферы, следовательно, и социальной политики. Ученые большое внимание уделяют  вопросам воспитания, прежде всего  в общеобразовательной школе. Они  отмечают, что после смены общественно-политической парадигмы школа фактически отделила воспитание от образования. В научной  литературе обсуждаются новые концепции  и модели воспитания в современных  условиях политического многообразия, других атрибутов гражданского демократического общества. На резком снижении воспитательного  потенциала общества сказалось значительное сокращение возможностей внешкольных  учреждений, организованного досуга детей и подростков. Ученые едины  во мнении о том, что на современном  этапе существенно возросла воспитательная роль семьи.

Большое внимание научная общественность обращает на развитие общеобразовательной системы. Произошли глубокие изменения в  гуманитарных отраслях знаний. Это  просматривается в преподнесении  учащимся отечественной истории, в  появлении альтернативных учебников. Широкий резонанс в обществе получило обсуждение проектов общеобразовательных  стандартов, практика открытия негосударственных образовательных учреждений. Обращается внимание на роль школьного коллектива в формировании детей и подростков, на негативное влияние резкого материального расслоения среди учащихся, падения престижа профессии педагога, воспитателя. Авторы ряда работ обращаются к вопросам взаимоотношения обучающего и обучаемого.

Отмечая особенности современного периода  в жизни общества со всеми его  институтами, ученые все больше обращаются к историческому опыту образовательной  и воспитательной системы, в т.ч. советской и земских школ дореволюционной  России. История российского образования  получает более полную научную разработку.

В 1990-е  гг. катастрофических масштабов достигла детская беспризорность и безнадзорность, "социальное сиротство". В педагогической, психологической, юридической, социологический  и исторической литературе рассматриваются  эти явления, которые по социальной опасности достигли уровня 1920-х гг. Наиболее интересны и значимы  в этой области исследования И.Ф. Дементьевой "Социальное сиротство: генезис и профилактика", Г.А. Кудрявцевой, Ф.А. Мустаевой, Г.В. Орловой "Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России" . Указанные авторы представили портрет современного ребенка-беспризорника, проанализировали причины данного явления. Пути решения этих проблем рассмотрели в своих работах Л.И. Смагина "Сиротство как социальная проблема" , В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.И. Ослон, А.Б. Холмогорова "Пути решения сиротства в России" . Авторы отмечают, что к началу исследуемого периода был утрачен опыт деятельности государства по социальной заботе об этой категории детей. Систему детских домов, интернатов дополнили детские и подростковые приюты. Волна беспризорности и сиротства поставила вопросы о воспитательной работе в этих учреждениях, условиях жизни и формировании ребенка, реабилитации "детей улицы". В числе критических моментов отмечается проблема перехода воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствие материальных возможностей для решения этих проблем. На наш взгляд, нельзя не согласиться с авторами, что основную деятельность нужно направить на устранения причин сиротства, а не ее последствия, необходимо приостановить неуклонную тенденцию к росту числа детей-сирот. Поэтому необходим многоаспектный анализ причин этого роста и разработка комплекса мероприятий, направленных на его торможение и, в конечном счете, на остановку.

Состояние современного общества потребовало  от науки усиления внимания к вопросам девиантного поведения детей и подростков. В 1990-е гг. произошел всплеск детской и подростковой преступности. Ученые социологи, психологи, юристы, политологи, историки исследуют причины расширившейся преступности, криминогенности, наркотизации общества. Оценка и позиция каждого исследователя заслуживает внимания, хотя они часто противоречивы, неоднозначны, но все же большинство авторов видят их в материальном расслоении россиян. В то же время социологические исследования показывают, что в немалой мере совершают преступления дети обеспеченных родителей. Обращается внимание на то, что причины преступности следует рассматривать на общем фоне криминальной ситуации в стране. Коррупция и воровство выполняют стимулирующую роль в росте преступлений, правонарушений в подростковой среде.  В этой ситуации возрастает потребность в профилактике правонарушений среди детей и подростков. В советском государстве этому уделялось достаточное внимание, но при смене общественно-политической строя система профилактики была разрушена. Как и во многих других вопросах, ученые усматривают противоречие и спонтанность перехода к новому общественному порядку. Отмечается то, что рыночная экономика имеет сопутствующие ей негативные стороны жизни, которые стимулируют преступность. Поэтому при переходе к рынку профилактическая деятельность должна была усиливаться, развиваться, модернизироваться, а не, наоборот, свертываться, ликвидироваться. Анализ российского законодательства показал, что в этой области федеральный закон был принят с существенным опозданием, тогда как

Рассматривая  социально-экономическую политику государства и анализируя ее эффективность  и последствия, многие исследователи  отмечают причинно-следственную связь  между проводившейся в стране политикой и вырождением населения, что позволило квалифицировать  ее как захватническую. В своей  книги С.Ю. Глазьев "Геноцид" , анализируя социальное положение населения  России, определяет социальные язвы общества, раскрывает причины сложившейся  ситуации и делает вывод о присвоении национального богатства правящей олигархией, определяя ее политику как геноцид, главной жертвой  которого стали дети.

Анализ  историографии проблемы позволяет  сделать вывод об определенной фрагментарности  проведенных исследований и необходимости  дальнейшего комплексного углубленного изучения важного для страны вопроса. Недостаточная разработанность  и практическая значимость изучения государственной политики в отношении  беспризорных детей в Российской Федерации в 1991-2011 годы XX века предопределили выбор направления настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является внутренняя политика  Российской Федерации в период с 1991-2011 гг.

Предметом исследования - государственная политика в отношении несовершеннолетних безнадзорных в указанный период.

Цель исследования – раскрытие содержания государственной политики Российской Федерации в отношении устранения беспризорности несовершеннолетних в период становления и развития Российской Федерации 1991 – 2011 годы.

Задачи:

- раскрыть  суть понятия «безнадзорные несовершеннолетние»;

- определить факторы формирования и этапы становления основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении безнадзорности несовершеннолетних.

- показать  масштабы и динамику развития  безнадзорности несовершеннолетних в современной России (1991 – 2011г.)

- дать  характеристику государственным  учреждениям Российской Федерации,  создаваемых для решения проблемы  безнадзорности несовершеннолетних в период 1991-2011 гг.

- выявить  цели и методы политического регулирования в отношении безнадзорности несовершеннолетних в период 1991-2011 гг.

Методологической основой исследования системный подход, позволяющий дать целостную оценку внутренней политики  Российской Федерации в период с 1991-2011 гг. по отношению к беспризорным детям. В рамках системного подхода дается содержательная характеристика таких базовых понятий как «безнадзорность детей», «динамика развития безнадзорности несовершеннолетних», «государственная политика».

Безнадзорность  несовершеннолетних в современной России оценивается как показатели состояния национальной безопасности России. Безнадзорные несовершеннолетние как социальное явление содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства. Термин «безнадзорность несовершеннолетних» по отношению к социально – политическим процессам, происходящим в Российской Федерации, используется в следующей интерпретации - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

В свою очередь  социально-экономическая политика стала причинно-следственной связью динамики развития безнадзорности несовершеннолетних в современной России (1991-2011 г.)

Государственная политика оценивается в качестве системы мер, направленных на формирование демократических механизмов разрешения проблем безнадзорности несовершеннолетних.

Кризисное состояние общества и положения  детей потребовали от государства  принятия действенных мер по защите прав детей.

Исследование  базируется на принципах историзма, которые раскрывают причинно – следственные связи в процессе развития с учетом сформировавшихся условий и факторов.

В работе применены также историко-сравнительный, историко-генетический и проблемно  – хронологический метод.

Применение  всех вышеуказанных методов в  совокупности позволило добиться поставленных в диссертационном исследовании задач.

Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 -2011 гг