Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 17:28, дипломная работа
Главной целью государственной политики по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации было обеспечение социализации детей, их реабилитации (социальной и психологической), и успешной интеграции в общество.
Государственную политику в отношении беспризорных несовершеннолетних можно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветской России.
Введение
Глава 1. Становление политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 – 2000 гг.)
Глава 2. Современная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (2001 – 2011гг.)
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕМА:
Политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 -2011 гг.)
Оглавление
Введение
Глава 1. Становление политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (1991 – 2000 гг.)
Глава 2. Современная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних безнадзорных (2001 – 2011гг.)
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность
Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных. Вместе с тем, оно имеет свою специфику, влияет практически на все социальные институты общества, которые, в свою очередь, участвуют в воспитании, обучении, реабилитации и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охране детства, защите прав детей и подростков.
На всем протяжении Российской истории призрение детей-сирот было неотъемлемой частью государственной социальной политики, которая является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Она строилась таким образом, чтобы минимизировать такое явление, как беспризорность несовершеннолетних.
Главной
целью государственной политики
по улучшению положений детей-
Государственную
политику в отношении беспризорных
несовершеннолетних можно разделить
на три основных этапа: дореволюционный,
советский и постсоветской
На каждом историческом этапе развития общества государством предпринимались меры по сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей.
Эти явления негативно сказались на всем обществе в целом, особенно на детях.
Поэтому
данный исторический период важен для
исследования тем, что повышается роль
государства в преодолении
Стоит отметить,
что актуальность темы исследования
также обуславливается
Исследуемый период представляет особый научный интерес, так как содержит весь спектр развития позитивных и негативных тенденций в области политики государства по отношению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Степень изученности темы. Историографический анализ позволяет оценить степень интереса к исследуемой проблеме в исторической науке, выявить основные положения, тенденции, позитивные и негативные стороны накопленного опыта, определить направления углубленного изучения темы.
(В методологию)Первое наиболее полное и точное определение этому феномену можно найти в известном "красном граните" - Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году. "Беспризорность, беспризорное детство, - пишет автор статьи, - тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье" .
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" даны следующие определения.
Безнадзорный – это
Беспризорный – это
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия .
По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), уличные дети (беспризорники) — это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, "живут" на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние .
В историографии проблемы, на наш взгляд, можно выделить несколько направлений, в изучении которых наметились определенные успехи. Так, разностороннюю разработку получили общие вопросы детства. Прежде всего, следует отметить работы С.Н. Щегловой "Социология Детства" и "Детство: методы исследования" . Автор рассматривает статус детства, его продолжительность, специфику социализации детей в разные исторические эпохи и процесс формирования современного представления о детстве как социокультурной целостности, обосновывает актуальность исследования детской субкультуры как особого фактора формирования личности в современном обществе. Главный акцентом в работе Е. М. Рыбинского "Детство как социальный феномен" стало методологическое исследование понятий "ребенок", "дети", "детство", раскрываются аспекты научной характеристики социального феномена детства, обосновывается комплексный подход к исследованию проблем детства. На основе анализа материалов СМИ автором представлена динамика изменения отношения общества, государства к детям в последнее десятилетие двадцатого столетия .
Знакомство
с научными изданиями свидетельствует
о том, что сложившиеся
В СССР социальная политика была направлена на решение кардинальных вопросов жизнедеятельности всех граждан. Ученые отмечают патерналистский характер социальной политики советского государства*. Многие социальные услуги граждане получали бесплатно и без отношения к их социальной принадлежности. При этом средства на социальные нужды выделялись из общественных фондов потребления, которые формировали все граждане страны своим трудом. Особенностью историографии, посвященной вопросам социальной политики советского государства, является то, что исследования ученых базируются на широких данных государственной статистики по социальным вопросам.
В изучении государственной политики в отношении детей определяющее место имеет уровень социальной защиты их жизнедеятельности. По этой проблеме создана обширная литература, посвященная как разработке проблемы в стратегическом плане, так и решению вопросов социальной защиты и помощи на конкретном этапе исследуемого периода. Ученые и политики вскрывают причины обвального падения жизненного уровня большинства семей*. Они единодушны в том, что на государственном уровне до сих пор нет четкости в решении вопроса об адресности социальной поддержки наиболее нуждающихся семьей. Исследования показывают прямую зависимость здоровья детей и подростков от материального положения, обеспечения*
Проблемы
в области государственной
В целом, проблема беспризорности для российской действительности не нова. В ряде работ таких исследователей, как: В.Г. Кобелева и Т.Д. Тетерина, Г.И. Камаева и Т.С. Позднякова* - рассматривались вопросы государственной политики, проводимой в период с 1706 г. по 1914 г., которая была направлена на создание первых государственных учреждений для детей-сирот, их финансирование, регулировались вопросы патронатного воспитания детей-сирот в семьях крестьян. Ф.Одоевский и Д.Балуев разработали Положение о детских приютах.
В советское время осуществлялась специальная политика в этой сфере, которая выступала частью общей государственной политики как "деятельности партии и государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленной на подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей".
Среди наиболее ценных, на наш взгляд, авторских работ по проблеме беспризорности и безнадзорности следует отметить труды Г.Г Герасимовой, С.Г Федорова, С.С. Маслова, Ю.М. Стеклова, Н. Семенова, Н.В. Рябининой* включающие анализ мер борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью и характеристику новых видов учреждений в советский период . Важно отметить, что охрана материнства и младенчества были приоритетным направлением в государственной политике советской власти. Общие принципы государственной политики советской власти по защите детства, а также такие ее направления, как: поддержка семьи с целым формирования благоприятных условий для защиты детства, охрана здоровья, образование и воспитание детей, развитие государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных условиях нашли отражение в научном труде В.Ю. Красновой*.