Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:30, реферат
Последствия монгольского ига для русской культуры и истории были очень тяжёлыми. Особый ущерб монголами был нанесён городам, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов.
В русских же городах, как отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии—веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.
Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала ХVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе всё большую роль играет частная собственность. Её защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная власть-собственность» означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находится в чьей-то полной частной собственности, владение землёй неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом30.
Дань от податного населения должна была вноситься в размере 1/10 части дохода каждого хозяйства. То же население ставило десятого человека в ханское войско. Всем этим заведовал "даруга" (заведующий печатью) -доверенное лицо из монголов при хане. Даруги (по-татарски "баскаки") -представители хана в покоренных государствах, это было установлено еще Чингис-ханом.
Так как у монголов была строгая соподчиненность в администрации и войске, то одного из князей ставили старшим, давая ему "ярлык" на великое княжество, а других заставляли подчиняться ему. Через него хан посылал свои приказы с требованием беспрекословного исполнения их князьями. Для контроля деятельности князей хан назначал к ним своего "даругу", или "баскака", который был как бы комиссаром хана при русских князьях. В распоряжении баскака было войско, которое размещалось с целью безопасности вне черты города. Эти места были известны под именем "татарских слободок". Если князь отказывался повиноваться или не платил положенной суммы подати, то выступал баскак со своим войском, как исполнительный орган власти.
Золотая Орда оказала большое влияние на усиление власти Московского княжества. Московские князья, начиная от Ивана Калиты и его детей, начали скупать земли у частных лиц, монастырей и мелких князей. Денег ни у кого из них не хватило, чтобы собрать Московское царство. Главная причина возвышения Москвы - это сильная помощь золотоордынских ханов московским князьям.
У монголов везде была строгая соподчиненность в административно-политическом отношении - от воина и простолюдина до Великого Императора. Поэтому русское самодержавие не имеет себе повторения на Западе и было близко и похоже на монгольский ханат. В вассальных уделах - в Китае. Персии и Руси - организовывали государственное управление однообразно: во главе ставился местный князь, при нем был баскак с войском. Этот князь был подчинен удельному хану, а тот в свою очередь - Великому Богдохану. Самыми лояльными из местных оказались московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в Орду с подарками, и там снискал себе уважение. Московские князья действовали дипломатией и "смиренной мудростью", в то время как старшие их соперники, тверские князья, действовали силой оружия. Благодаря этому московский князь добился великокняжеского сана. Хан поручил Калите наказать тверского князя за восстание. Это было исполнено, за что Калита и получил в 1328 г. великокняжеский престол, который с тех пор уже не выходил из-под московского князя. В это же время в Золотой Орде обострилась борьба за власть, получившая название "замятии великой". Монгольские ханы были не в состоянии отвлекаться на военные предприятия против своих вассалов, а поэтому приостановились татарские нашествия на Московскую Русь, и там установился мир и порядок на 40 лет. Отсюда и усиление Московского княжества. За 40 лет появилось два поколения, не видевших страха от татар.
Великий князь был наделен ханом такими функциями власти, которые способствовали объединению Московского княжества.
Татары каждые
10 лет в течение первых 35 лет
переписывали народ и подать собирали
сами или их отряды, наводившие ужас
на страну. Затем сбор податей был
предоставлен Московскому Великому
князю - Ивану Даниловичу, что послужило
могучим орудием для
В начале московский князь наряду со сбором и доставкой дани был наделен ханом еще и властью полномочного руководителя и судьей русских князей. Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты после смерти отца в 1341 г. явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью. Он "обещал никому мимо их не давать великого княжения. Из них Симеону, получившему великое княжение, даны были "под руку" все князья русские, ему были порученные князья рязанские, ростовские и даже тверские".
Симеон дал почувствовать свое положение всем князьям, за что и был прозван Гордым. После смерти Симеона преемник его Иван получил также ярлык хана на великое княжение и вместе с этим судебную власть над всеми князьями Северной Руси. Хан велел им во всем слушаться великого князя Ивана, у него судиться, а при несправедливом решении жаловаться на него хану. Во времена княжения сына Ивана - Дмитрия - это объединение во главе с Москвой достигло почти абсолютного первенства над остальными уделами. Дмитрий при молчаливой поддержке Орды стал насильственно присоединять уделы. Захватил Стародуб на Клязме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из их вотчин. Сын его Василий получил ярлык на управление Муромом, Тарусой и целым нижегородским княжеством.
Так с конца XIII в. планомерно увеличивалось Московское княжество. Удельные князья монгольского периода могли разделить Русь на раздробленные и вечно враждующие удельные княжества, так как в их опустошенном сознании осталось место только инстинктам самосохранения и захвата. Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельными владениями, а их князья звались холопами "вольного царя", как звали на Руси ордынского хана. Власть этого хана давало единство раздробленным и враждующим вотчинам русских князей. Ханский гнев сдерживал "забияк". Хан был верховным арбитром русских князей, споры которых всегда разрешались в пользу и для возвышения Московского княжества. Перед окрепшей Москвой встала угроза потери всего приобретенного, когда князь Юрий Галицкий не хотел признать право своего племянника Василия Темного на московский престол и поехал судиться в Орду. Успех Юрия мог перенести великое княжение на другую линию князей и расстроить порядки, заводившиеся Москвой целое столетие, и грозил бесконечной усобицей. Этот опасный для Москвы спор был разрешен в пользу Москвы и Василия, ссылаясь на то, что источник власти - воля хана, а не старые летописцы и мертвые грамоты, на которые опирался князь Юрий Галицкий.
Таким было в общих чертах значение монгольского владычества для России в государственно-политическом отношении.
Влияние татарского
ига на внутренние политические отношения
в русских княжествах сказалось
в усилении княжеской власти над
населением и в дальнейшем ослаблении
вечевого или демократического элемента
в Северо-Восточной Руси. Русские князья
перестали быть суверенными государями,
ибо они должны были признать себя подданными
татарского хана, но, получив от него признание
своих владельческих прав, они могли, в
случае столкновения с подвластным русским
населением, опираться на татарскую силу.
КУЛЬТУРА.
Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время
монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам.
Большое изменение быта внесло то время в положение женщин:
домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы - все это влияние Востока
Церковные колокола,
это специфическая русская
Влияние монгольского завоевания на культурное развитие традиционно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д.
Признавая наличие этих и других отрицательных последствий, следует отметить существование других следствий, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.
Чтобы понять последствия
благотворного влияния
Если говорить по поводу пресловутой "жестокости" монголов, то следует заметить, что в числе приемников Чингис-хана на императорском троне встречались безусловно просвещенные и гуманные монархи. По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, "управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше своего века". Сам основатель империи в то жестокое, насыщенное людской кровью время, сумел оставить изречение, которое можно причислить к лучшим достижениям человеческой культуры: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником".
Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада. В опустошенных войной мусульманских землях ученые и зодчие дожили под монголами если не до Золотого, то до Серебряного века, а XIVв. в Китае был веком расцвета литературы и веком блеска - веком Монгольской династией Юань. Этот время можно смело назвать Золотым веком, в особенности при просвещенном императоре Хубилае, внуке Чингис-хана. Только после монгольского завоевания европейские проповедники христианства могли рискнуть показаться в далеких азиатских странах. В XIII в. в Китае впервые появились папские легаты, пользовавшиеся покровительством монгольских монархов. В 1299 г. в Пекине была построена первая католическая церковь, и преступили к переводу на монгольский язык Нового Завета.
В Поволжье остатки
домов с облицовкой мрамором, водопроводы,
надгробия, части серебряных вещей,
венецианское стекло свидетельствуют
о жизни монголо-татарских
Сила золотоордынской
государственной традиции не была исчерпана
в "великое столетие" Золотой
Орды. Крупным фактором является двукратное
возрождение государственно-
Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена также в отдельные дома и мастерские). Одна из систем бассейнов располагалась по склону Сырта. Падение, воды использовалось заводами, устроенными около дамб. Найдены остатки железных приводных колес. Старый Сарай во времена Узбека являлся по преимуществу промышленным центром: развалины горнов, кирпичный завод, целые городки керамических мастерских. Также и в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и других мастерских. В торговом квартале обнаружены остатки товаров происхождением из всех концов монголосферы, например, кофе, чем отвергается мнение, что кофе вошел в употребление только в XVII в. В деревянных конструкциях встречаются еловые бревна (ближайшие еловые леса отстоят от Сарая на несколько сот километров). В обоих городах были районы, состоявшие сплошь из кирпичных построек. Технически хорошо оборудованы и благоустроены были жилые дома золотоордынского города: прекрасные полы и любопытная система отопления свидетельствуют о чистоте, теплоте и уюте. В окрестностях был расположены дворцы, окруженные садами. В предместьях размещались шатры прикочевавших к городу степняков.
Влияние Востока
наложило свой отпечаток на народное
творчество. Значительная часть великорусских
народных песен, старинных и свадебных
обрядов составлена, в так называемой
"пятитонной", или "индокитайской"
гамме. Эта гамма существует, как
единственная, у тюркских племен бассейна
Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар,
у тюрков Туркестана, у всех монголов.
В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае
она господствует и сейчас. Эта непрерывная
линия с Востока обрывается на великороссах.
Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Красота танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не в выплясывании ногами. Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.
Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.
В Новом Сарае обнаружено немало христианских погребений. Там же развалины, приурочиваемые к древней русской церкви. В Сарае существовал целый русский квартал.
Главная доля монгольского ига на Россию относится к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.
От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя поганству своих завоевателей и угнетателей, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".
Информация о работе Политические и культурные последствия монгольского ига