Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:30, реферат
Последствия монгольского ига для русской культуры и истории были очень тяжёлыми. Особый ущерб монголами был нанесён городам, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов.
В русских же городах, как отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии—веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.
Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала ХVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе всё большую роль играет частная собственность. Её защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная власть-собственность» означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находится в чьей-то полной частной собственности, владение землёй неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом30.
Политические
и культурные последствия
монгольского ига.
Последствия монгольского
ига для русской культуры и
истории были очень тяжёлыми. Особый
ущерб монголами был нанесён
городам, которые в это время
в Европе богатели и освобождались
от власти феодалов.
В русских
же городах, как отмечалось
ранее, на век прекратилось
каменное строительство,
Замедлилось
развитие сельского хозяйства. Неуверенность
в завтрашнем дне и возросший спрос на
меха способствовали повышению роли охоты
в ущерб земледелию. Произошла консервация
холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы
оставались главной силой в собственных
хозяйствах князей и бояр вплоть до начала
ХVI века. Застойным было состояние земледелия
и форм собственности. В Западной Европе
всё большую роль играет частная собственность.
Её защищает законодательство и гарантирует
власть. На Руси сохраняется и делается
традиционной государственная власть-собственность,
ограничивающая сферу развития частной
собственности. Термин «государственная
власть-собственность» означает, что земля
не является, как правило, объектом свободной
купли-продажи, не находится в чьей-то
полной частной собственности, владение
землёй неразрывно связано с осуществлением
государственных функций (военной, административной,
законодательной, судебной), а государственная
власть не может быть чьим-то частным делом30.
Промежуточное
положение Древней Руси между
Западом и Востоком постепенно сменяется
ориентацией на Восток. При посредстве
монголов русские усваивают ценности
политической культуры Китая и арабского
мира. Если правящая элита Запада в Х-ХIII
вв. в результате крестовых походов знакомилась
с культурой Востока как победители, то
Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала
сильное влияние Востока в условиях деморализации
и кризиса традиционных ценностей.
В Золотой
Орде русские князья усваивали
новые, неизвестные на Руси
формы политического общения
(«бить челом», т.е. лбом). Понятие абсолютной,
деспотической власти, с которым русские
были знакомы лишь теоретически, на примере
Византии, вошло в политическую культуру
Руси на примере власти ордынского хана.
Ослабление городов создавало возможность
для князей самим претендовать на такую
же власть и подобное выражение чувств
подданных.
Под влиянием
специфически азиатских
В условиях
ига исчезло представление о
необходимости баланса прав и
обязанностей. Обязанности пот отношению
к монголам исполнялись независимо от
того, давало ли это какие-нибудь права.
Это коренным образом расходилось с сословной
моралью Запада, усвоенной Киевской Русью,
где обязанности были следствием определённых
прав, предоставленных человеку. В России
ценность власти стала выше, чем ценность
права (до сих пор мы это наблюдаем!). Власть
подчиняла себе понятия права, собственности,
чести, достоинства.
В это
же время происходит
Вместе с
тем русский народ остро
Зависимость
от монголов, широкие торговые
и политические связи с Золотой
Ордой и другими восточными дворами приводили
к бракам русских князей с « татарскими
царевнами», стремлению подражать обычаям
ханского двора. Всё это порождало заимствование
восточных обычаев, распространявшихся
от верхов общества до низов.
Постепенно
русские земли не только в политическом,
но до определённой степени и в культурном
отношении становились частью Великой
Степи. По крайней мере у европейцев, вновь
познакомившихся с бытом Руси в ХV-ХVII веках,
было много оснований именовать эту землю
«Татарией». Из-за разницы в темпе и направлении
общественного развития в жизни Руси и
Западной Европы, имевших в Х-ХII веках
сходные формы, к ХIV-ХV векам возникли качественные
различия.
Выбор Востока
в качестве объекта
Дискуссия
о степени влияния
монгольского (ордынского)
ига на развитие, судьбу
России.
В науке
споры—обычное дело. Собственно
без них и не было бы науки.
В исторической науке споры
зачастую бывают бесконечными. Таковой
является и дискуссия о
Наоборот, в
исторической науке, а также
публицистике последних
Сторонники
традиционной точки зрения, а
это историки дореволюционной
России, историки советского периода
и многие современные историки,
писатели и публицисты, т.е. фактическое
значительное большинство
Собственно
и я в своей работе
В конце
ХIХ- начале ХХ века в России
появилась новая культурно-
«Евразийская
идея» базируется на принципе единства
«почвы» (территории) и утверждает самобытность
и самодостаточность славяно-тюркской
цивилизации, сложившейся в рамках сначала
Золотой орды, затем Российской империи,
впоследствии СССР. И сегодня, нынешнее
руководство России, испытывая огромные
трудности в управлении страной, в которой
рядом православные и мусульмане, причём
имеющие свои государственные образования
(Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, наконец,
Чечня (Ичкерия)) объективно заинтересовано
в распространении идеи евразийства.
По мнению
теоретиков евразийства,
«Без «татарщины»
не было бы России»-- писал П.Н.Савицкий
в работе «Степь и оседлость».В
ХI—первой половине ХIII веков
культурное и политическое
Другой евразиец
С.Г.Пушкарёв писал: «татары не только
не обнаруживали систематических устремлений
к уничтожению русской веры и народности,
но наоборот, проявляя полную веротерпимость,
ханы монгольские выдавали ярлыки русским
митрополитам на охрану прав и преимуществ
русской церкви»34.
Развивая
эту свою мысль, С.Г.Пушкарёв
противопоставлял «татарской
Данное преимущество
Востока над Западом оценили многие русские
государственные деятели того времени.
В качестве яркого примера «древнерусского
евразийца» Г.В.Вернадский приводил Александра
Невского (причисленного, кстати, Русской
Православной церковью к лику святых).
В противоположность связавшему себя
с Западом Даниилу Галицкому Александр
Невский, « с гораздо меньшими историческими
данными добился гораздо более прочных
политических результатов. Князь Александр
Ярославович выделил в монголах дружественную
в культурном отношении силу, которая
могла помочь ему сохранить и утвердить
русскую самобытность от латинского Запада»36
- так оценивал Г.В.Вернадский «восточническую»
ориентацию Александра Невского и его
ставку на Орду.
Мысль Г.В.Вернадского
углубил другой евразийский
Известный
эмигрантский историк и
Традиционная
для России персонификация
Монгольское
владычество сделало
Информация о работе Политические и культурные последствия монгольского ига