Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:30, реферат
Последствия монгольского ига для русской культуры и истории были очень тяжёлыми. Особый ущерб монголами был нанесён городам, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов.
В русских же городах, как отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии—веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.
Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала ХVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе всё большую роль играет частная собственность. Её защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная власть-собственность» означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находится в чьей-то полной частной собственности, владение землёй неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом30.
Таким образом,
по мнению евразийцев «монголы
дали России свойство
Кроме
того, в период ХIII-ХV веков,
отмечали евразийские авторы
на территории России за счёт
привнесения тюркского
Такая психика
сообщает нации «культурную
По мнению
евразийцев, русское религиозное
сознание получило значительную
«подпитку» с Востока. Так, Э.Д.Хара-Даван
писал, что «русское богоискательство»;
«сектантство», паломничество к святым
местам с готовностью на жертвы и муки
ради духовного горения могла быть только
с Востока, потому что на Западе религия
не влияет на жизнь и не трогает сердца
и души своих последователей, ибо они всецело
и без остатка поглощены только своей
материальной культурой»44.
Но не
только в укреплении духа
Дальнейшее
развитие отечественной истории виделось
евразийцам следующим образом.
Постепенное
разложение, а затем и падение
Золотой Орды приводят к тому,
что её традиции подхватывают
окрепшие русские земли, и
Одновременно
с этим происходит мирное
Таким образом,
период ХVI-ХVII вв. рассматривается
евразийцами как эпоха лучшего
выражения евразийской
Евразийская
теория взаимоотношений
« Что уж
говорить о противниках
Так или
иначе, но несмотря на
Идеи евразийцев
во II половине ХХ века развил
известный учёный Лев
«…Причём целью
этого набега было не завоевание Руси,
а война с половцами. Так как половцы крепко
удерживали линию между Доном и Волгой,
то монголы применили известный тактический
приём дальнего обхода: совершили «кавалерийский
рейд» через Рязанское, Владимирское княжества.
А впоследствии великий князь Владимирский
(1252-1263) Александр Невский заключил обоюдовыгодный
союз с Батыем: Александр нашёл союзника
для противостояния немецкой агрессии,
а Батый—чтобы выйти победителем в борьбе
с великим ханом Гуюком (Александр Невский
предоставил в распоряжение Батыя войско,
состоящее из русских и аланов).
Союз существовал
до тех пор, пока был выгоден и
необходим обеим сторонам (Л.Н.Гумилёв)50.
Об этом же пишет и А.Головатенко:
«…Русские князья нередко и сами
обращались в Орду за помощью и даже не
видели ничего зазорного в том, чтобы использовать
монголо-татарские отряды в борьбе с конкурентами.
Так…Александр Невский при поддержке
ордынской конницы изгнал своего брата
Андрея из Владимиро-Суздальского княжества
(1252). Через восемь лет Александр вновь
воспользовался помощью татар, оказав
им ответную услугу. Авторитетный князь
способствовал проведению переписи
в Новгороде (подобные переписи во всех
ордынских владениях служили основанием
для обложения податями); ордынцы же помогли
Александру Невскому сделать сына (Дмитрия
Александровича) новгородским князем.
Сотрудничество
с монголами казалось князьям
Северо-Восточной Руси столь
«Невозможно, конечно
согласиться с парадоксальным мнением
Л.Н.Гумилёва (и других евразийцев!),
будто монгольское иго было лучшим
уделом для Руси, ибо, во-первых, спасло
её от ига немецкого, а во-вторых,
не могло столь болезненно затронуть
самобытность народа, как это произошло
бы при более культурных немецких захватчиках.
Не верю, будто такой эрудит, как Гумилёв,
не знает фактов, которыми его легко оспорить;
увлечённый своей теорией, он впадает
в крайность и не замечает, к примеру, что
силы «псов—рыцарей» были несравнимо
слабее монгольских; Александр Невский
остановил их войском одного княжества.
Отнюдь не восхваляя какое-либо чужеземное
владычество вообще, напомню, что монгольское
иго было ужасным; что, прежде всего и более
всего оно ударило по древнерусским городам,
великолепным очагам ремесла, культуры…
А ведь именно города
были носителями торгового начала,
товарности, будущей буржуазности—пример
Европы налицо!
Ни к чему,
полагаем, отыскивать положительные
стороны такого ига по сравнению с абстрактным,
несуществовавшим и неосуществимым тогда
игом немецким. Прежде всего, потому, что
результат прихода Батыя прост и страшен;
население, уменьшившееся в несколько
раз; разорение, угнетение, унижение; упадок,
как княжеской власти, так и ростков свободы…
Монголы
сломали одну российскую
Установление
ордынского ига, его
последствия и
влияние на судьбу
России.
После Батыева
нашествия над Русью
Основными среди
этих методов были взимание различных
даней и повинностей—« поплужное», торговая
пошлина «тамга»,корм монгольским послам
– « почестье» и др. Самым тяжёлым из них
был ордынский «выход»--
дань серебром, которая начала взиматься
ещё в 40-е гг. ХIII века, а с 1257 года по приказу
хана Берке, монголы произвели перепись
(I перепись в истории страны) населения
Северо-Восточной Руси («запись в число»),
установив фиксированные размеры взиманий.
От уплаты «выхода» было освобождено только
духовенство (до принятия Ордой ислама
в начале ХIV века монголы-язычники, как
и все язычники отличались веротерпимостью).
Для контроля
за сбором дани на Русь
Попавшие
в зависимость от Орды русские
княжества утратили свой
Получивший
такой ярлык прибавлял
Продуманная система
мер обеспечила Золотой Орде прочный
контроль над русскими землями.
ПОЛИТИКА.
До прихода монголов многочисленные русские княжества варяжского происхождения, расположенные в бассейнах рек, впадающих в Балтийское и Черное моря, фактически не составляли одного государства. Эти княжества только в территории признавали над собой власть Киевского Великого князя. А к племенам славянского происхождения, населявшим эти княжества, неприменимо название единого русского народа. Под влиянием монгольского владычества эти княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а в последствии Российскую империю. Это исторический факт, находящий признание не только у нас, но и у иностранцев. Историческая закономерность этого процесса наблюдается и на Дальнем Востоке. Китай, объединенный монгольским завоеванием, впервые выступает, как единая держава. Организация России, явившаяся результатом монгольского ига, была предпринята азиатскими завоевателями не для блага русского народа и не ради возвеличения Московского великого княжества. Это было сделано во благо собственных интересов, а именно - для удобства управления покоренной обширной страной. Они не могли допустить в ней обилия мелких владетелей, живущих за счет народа и хаоса их нескончаемых распрей. Все это подрывало экономическое благосостояние подданных и лишало страну безопасности сообщений. Поэтому монголы поощряли образование сильной власти Московского Великого князя, которая могла бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества. Этот принцип создания единовластия казался им для данного случая более целесообразным, чем хорошо известное им и испытанное на себе китайское правило - разделяй и властвуй. Таким образом, монгольские завоеватели приступили к собиранию и организации Руси подобно своему государству, ради создания в стране порядка, законности и благосостояния.
В результате такой
политики монголы, всюду вводившие
установленные еще при Чингис-
Информация о работе Политические и культурные последствия монгольского ига