Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:51, реферат
Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними. Это позволит более глубоко и осознанно понять основные тенденции исторического развития. Для выявления многообразных связей между различными, порой далеко отстоящими друг от друга по времени историческими событиями необходимо прежде всего учитывать преемственность российской истории и наличие в ней определенной логики развития, влияющей на действия монархов, государственных деятелей, политиков, правительств, партий и широких слоев населения.
К материальному обеспечению курса относятся печатные и интернет – ресурсы, которые позволят предоставить документальные материалы для дискуссий, работы в группах по проблемным заданиям, составления сообщений, итоговой аттестации по элективному курсу; компьютерное оборудование, исторические карты.
Формами итоговой аттестации по элективному
курсу могут быть написание эссе, составление
и защита буклетов, защита проекта о модернизации
России в XXI веке.
Примерные
темы для написания
эссе
1. «Все согласны с тем, что наша страна пришла наконец в движение. Спор идет только о направлении»
2. «Должно быть, мы ходим по кругу: мы все время на повороте»
3. «Реформы находятся на таком этапе, на котором они не видны»
4. «Реформы начинаются там, где кончаются деньги»
5. «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация»
6. «Нет ничего опаснее, чем пытаться преодолеть пропасть в два прыжка»
7. «У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться»
8. «Стадо легче погонять, чем заворачивать»
Примерные темы для составления буклетов и презентаций
1. Внешние и
внутренние факторы
2. Модернизация царской России (рубеж XIX – XX вв.) и Советской России
(20 – 30 – ые гг. XX века): общее и особенное.
3. Основные положения доклада Института современного развития (ИНСОР) «Модернизация России как построение нового государства»
4. Особенности Российской модернизации
5. Постиндустриальная модернизация в России
6. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи
9
Ожидаемые педагогические результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения элективного курса ученик должен:
Знать / понимать:
- основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом образования;
- понимать циклы, закономерности, особенности политической модернизации;
- понимать влияние внешних и внутренних факторов на политическую историю России.
Уметь:
- самостоятельно проводить комплексный поиск и отбор информации из разных источников в рамках поставленной проблемы;
- анализировать
информацию, представленную в различной
форме – графики, таблицы,
- формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по проблеме в публичных дискуссиях;
- четко
выражать и аргументировать
Использовать приобретенные знания и умения для:
- формирование
собственного взгляда на
- создание
фактической и теоретической
базы для понимания места
- осознание
себя гражданином своего Отечества.
№ п/п | Тема | кол -
во
часов |
формы работы |
Вводное занятие | 1 | эвристическая беседа | |
1 | Факторы чередования реформ и контрреформ | 1 | интерактивная лекция |
2 | Особенности российского политического развития | 1 | интерактивная лекция |
3 | Реформы – контрреформы
Александра I
и контрреформы Николая I |
1 | работа в группах по проблемным заданиям |
4 | Реформы Александра
II – контрреформы
Александра III |
2 | Коллоквиум (слушание и обсуждение докладов учащихся) |
5 | Реформы Николая II – последний шанс царизма. | 2 | работа в группах по проблемным заданиям; круглый стол – обмен мнениями |
6 | Модернизация по – советски: первый опыт | 2 | Педагогическая технология «Дебаты» |
7 | Зигзаги реформаторской деятельности Н.С.Хрущева. | 2 | Коллоквиум |
8 | «Тупик коммунизма» | 1 | интерактивная лекция |
9 | Перестройка – последний опыт модернизации по-советски | 2 | Педагогическая технология «Дебаты» |
10 | Россия 90 – ых: эпоха первоначального накопления капитала | 2 | интерактивная лекция, написание эссе. |
11 | Заключительное занятие | 1 | круглый стол, защита буклетов, написание эссе, составление презентаций (по выбору) |
Итого | 18 |
Список
литературы и ресурсов
1. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России
в начале XIX в. М., 1989.
2. Политологический словарь: В 2 ч. М., 1994.
3. Яковлев А.Ф. Экономические кризисы России. М., 1995 г.
4. Верт Н. История советского государства. М., 1994.
5. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы
6. Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования
политического развития// Политические исследования. 2002. №4
7. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: цивилизационная
динамика и процессы
8. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории
9. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001:
от Горбачева до Путина. М., 2001.
10. Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь:
возможно ли выздоровление?// Полис. 2006. № 3
11.Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса.
IX – начало XX вв. Пособие для учащихся. М.: 1994.
12. Филиппов А.В. Новейшая история России 1945 – 2006 гг.
Книга для учителя. М.: 2007.
13. Витте С.Ю. Избранные
воспоминания. М., 1991.
14. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ как построение нового государства
www.apn.ru/publications/
11
15. Президент поставил главной задачей правительства России модернизацию...
www.rg.ru/2008/10/01/
16. Модернизация — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/
17. Kreml.org | Модернизация России и Европа
www.kreml.org/opinions/
18. RUSSIA.RU / Модернизация России
www.russia.ru/video/litshow_
19. ПОЛИТ.РУ \ ДОКУМЕНТЫ \ Модернизация России как построение нового государства
www.POLIT.ru/dossie/2009/10/
20. Модернизация России и Европа
www.zlev.ru/41_40.htm
21. Каспаров.Ru | Модернизация спасет Россию от исторического краха
www.kasparov.ru/material.php?
22. В.И. Пантин, В.В. Лапкин - ВОЛНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ в истории России
ss.xsp.ru/st/003/
23. ЕВРАЗИЯ - Что такое модернизация
evrazia.org/article/901
24. Козленко С.И.,
Саплина Е.В. Профильное
образовательные технологии. Лекции 1 – 8. Москва, Педагогический
университет
«Первое сентября», 2007
12
13
Информация о работе Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности