Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:51, реферат
Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними. Это позволит более глубоко и осознанно понять основные тенденции исторического развития. Для выявления многообразных связей между различными, порой далеко отстоящими друг от друга по времени историческими событиями необходимо прежде всего учитывать преемственность российской истории и наличие в ней определенной логики развития, влияющей на действия монархов, государственных деятелей, политиков, правительств, партий и широких слоев населения.
«Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» и ее итоги. Лишение КПСС хозяйственных функций. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства и рыночной экономики. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.»;
«Переход
к рыночной экономике.
«Шоковая терапия».
Трудности и противоречия
экономического развития
1990-х гг.: реформы и их
последствия. Структурная
перестройка экономики,
изменение отношений
собственности. Изменение
характера и направленности
внешнеэкономических
связей России. Рост
внешней задолженности.
Дискуссия о результатах
радикальных либеральных
реформ. Попытки коррекции
курса реформ».
4
В государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) включены такие разделы, как
«Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе»;
«Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса»;
«Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности».
Все эти темы представлены в элективном курсе комплексно и в более подробном освещении, чем это предполагается на профильном уровне изучения истории.
Содержание
курса
Вводное занятие
Модернизация: сущность, формы, определение. Политическая реформа как форма модернизации. Примеры политических реформ: реформы Александра II в 1860 – 1870-е гг., реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и т.д. Отличие реформ от контрреформ. Общие итоги правления Петра I и Екатерины II как отправная точка для начала элективного курса.
Основные понятия темы: прогресс, регресс, революция, эволюция,
Тема 1. Факторы чередования реформ и контрреформ
- Радикальный либерализм и государственный патернализм;
- особое геополитическое и
цивилизационное положение
Западом и Востоком;
- периодические сдвиги в
Понятия:
геополитика, патернализм
Тема 2. Особенности российского политического развития
1. Периодическое военно – стратегическое отставание России от наиболее развитых стран Запада и связанных с этим попытках во что бы то ни стало догнать их.
2. Слабость внутренних механизмов модернизации
российского и советского общества и как
следствие – значительная роль внешних
импульсов проведения реформ и контрреформ
(такими внешними импульсами чаще всего
были неудачные для России войны, которые
провоцировали внутренние кризисы и делали
неизбежными новые преобразования общества
и государства)
5
3. Контроль бюрократического государства за проведением наиболее важных преобразований и связанное с этим периодическое расхождение процессов модернизации государства и модернизации общества.
4. Резкое отделение российских политических элит от большинства общества, приводившее к резкой поляризации общества, к обогащению узких групп правящего класса и к тяжелым последствиям проводимых реформ и контрреформ для широких слоев населения.
На пути процесса модернизации и становления современного национального государства в России в начале XX века стояли два серьезных противоречия:
- социальное:
противоречие между интересами
социальных верхов, с одной стороны,
модернизированных групп
- национальное:
противоречие между русской
Тема 3. Реформы – контрреформы Александра I
и контрреформы Николая I
Либеральные реформы Александра I, план государственных преобразований М. Сперанского, конституционные настроения. Причины перехода от реформ к охранительству.
Внутренняя политика Николая
I: консервативные реформы или контрреформы?
Характер общественного движения первой
половины XIX в. Преемственность модернизационных
процессов в правлении Александра
I и Николая I.
Тема 4. Реформы Александра II – контрреформы Александра III
Комплексный характер реформ Александра II, модернизация «сверху». Политическая радикализация (народничество: идеология, организации, тактика борьбы) и поляризация российского общества (консервативное (охранительное), либеральное и радикально – демократическое направления в общественном движении) как основания для контрреформ Александра III.
6
Внутренняя политика «миротворца» Александра III.
Преемственность модернизационных процессов в правлении Александра II и Александра III.
Понятия:
индустриализация, правовое
государство, гражданское
общество.
Тема 5. Реформы Николая II – последний шанс царизма.
Череда политических событий в причинно – следственных связях:
Реформы С.Ю. Витте – русско-японская война 1904-1905 гг. – I русская революция 1905-1907 гг. – политические реформы П.А. Столыпина –
I Мировая война и завоевания Февральской революции 1917 г.
Понятие: парламентаризм,
думская монархия
Тема 6. Модернизация по – советски: первый опыт
Поиск выхода из национального
кризиса: первые декреты
Мобилизационный
эффект от проведенной модернизации
в годы Великой Отечественной войны.
Тема 7. Зигзаги реформаторской деятельности Н.С.Хрущева.
Попытки модернизировать сталинскую модель экономики, поиск «скрытых резервов» её развития. Влияние внешних (холодная война, научно – техническая революция) и внутренних факторов на политическое развитие СССР.
Понятие: волюнтаризм.
Тема 8. «Тупик коммунизма»
Реформы А.Н. Косыгина как попытка адаптировать
советскую экономику к условиям развивающейся
в мире научно – технической революции.
Инерционность развития нерыночной административно
– распределительной системы, вхождение
государства в полосу глубокого кризиса
(эпоха застоя), влияние внешнего фактора
на советскую экономику – колебание мировых
цен на энергоносители. От политики «разрядки»
к эскалации напряженности в международных
отношениях, к расширению военного присутствия
СССР в мире. Внешние и внутренние предпосылки
Перестройки.
Тема 9. Перестройка – последний опыт модернизации по-советски.
С М.С. Горбачевым или без него: неизбежность Перестройки.
Основные направления Перестройки: политическое, экономическое, внешнеполитическое. Содержание реформ и их противоречивость. Выход Перестройки за пределы замыслов Горбачева. Конец советской эпохи, рождение новой России.
7
Тема 10. Россия 90 – ых: эпоха первоначального накопления капитала
Обзор реформ, проводимых правительствами Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара, В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова. Становление рыночной экономики, олигархических групп, формирование политических институтов Российской Федерации. Достижения и издержки модернизации 90 – ых.
Основные понятия темы: «шоковая терапия», федерализм, ваучерная
Тема 11. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Круглый стол. Дискуссия
на тему «Россия – вечный витязь на распутье?»
Написание эссе (темы в методическом блоке).Защита
буклетов, презентаций.
Методический
блок
Предлагаемый элективный курс позволяет организовать проблемный и развивающий, деятельностный и компетентностный подходы в обучении, активные и интерактивные виды обучения.
Рекомендованные формы проведения занятий представлены в таблице. Особое внимание хотелось бы обратить на использование педагогической технологии «Дебаты», которая, как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации». Технология «Дебаты» предполагает:
- активное включение самого ученика в поисковую, учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию
совместной деятельности, партнерских
отношений обучающихся и
- обеспечение
диалогического общения не
Целевые функции и возможности
дебатов очень широки и
социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания работать в команде;
воспитательные
– дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные
оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие
установки, способствуют формированию
культуры спора, терпимости, признанию
множественности подходов к решению
проблемы;
8
развивающие
– дебаты развивают логику, критическое
мышление, умение синтезировать знания,
позволяют сформировать системное видение
проблемы. Участие в дебатах помогают
выработать стиль публичного выступления,
развивают навыки устной речи.
Информация о работе Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности