Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:51, реферат

Описание работы

Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними. Это позволит более глубоко и осознанно понять основные тенденции исторического развития. Для выявления многообразных связей между различными, порой далеко отстоящими друг от друга по времени историческими событиями необходимо прежде всего учитывать преемственность российской истории и наличие в ней определенной логики развития, влияющей на действия монархов, государственных деятелей, политиков, правительств, партий и широких слоев населения.

Работа содержит 1 файл

никорук.doc

— 323.68 Кб (Скачать)
justify">      «Попытки экономических реформ середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Падение рентабельности экономики, снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития»;

     «Попытки  модернизации советской  экономики и политической системы в 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» и ее итоги. Лишение КПСС хозяйственных функций. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства и рыночной экономики. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.»;

     «Переход  к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Изменение характера и направленности внешнеэкономических связей России. Рост внешней задолженности. Дискуссия о результатах радикальных либеральных реформ. Попытки коррекции курса реформ».  
 

4

      В государственный  образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) включены такие разделы, как

      «Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе»;

    «Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса»;

    «Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности».

        Все эти темы представлены в элективном курсе комплексно и в более подробном освещении, чем это предполагается на профильном уровне изучения истории.

       

Содержание  курса 

       Вводное занятие

           Модернизация: сущность, формы, определение. Политическая реформа как форма модернизации. Примеры политических реформ: реформы Александра II в 1860 – 1870-е гг., реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и т.д. Отличие реформ от контрреформ. Общие итоги правления Петра I и Екатерины II как отправная точка для начала элективного курса.

Основные  понятия темы: прогресс, регресс, революция, эволюция,

                                               реформа, контрреформа, экстенсивный

                                              и интенсивный   пути развития 

Тема 1. Факторы чередования  реформ и контрреформ 

       - Радикальный либерализм и государственный патернализм;

       - особое геополитическое и   цивилизационное положение России  между

         Западом  и Востоком;

       - периодические сдвиги в мировой  экономике и политике

Понятия: геополитика, патернализм 

Тема 2. Особенности  российского  политического  развития 

          1. Периодическое военно – стратегическое отставание России от наиболее развитых стран Запада и связанных с этим попытках во что бы то ни стало догнать их.

        2. Слабость внутренних механизмов модернизации российского и советского общества и как следствие – значительная роль внешних импульсов проведения реформ и контрреформ (такими внешними импульсами чаще всего были неудачные для России войны, которые провоцировали внутренние кризисы и делали неизбежными новые преобразования общества и государства) 

5

      3. Контроль бюрократического государства за проведением наиболее важных преобразований и связанное  с этим периодическое расхождение процессов модернизации государства и модернизации общества.

          4. Резкое отделение российских политических элит от большинства общества, приводившее к резкой  поляризации общества, к обогащению узких групп правящего класса и к тяжелым последствиям проводимых реформ и контрреформ для широких слоев населения.

             На пути процесса модернизации  и становления  современного национального государства в России в начале XX века стояли два серьезных противоречия:

- социальное: противоречие между интересами  социальных верхов, с одной стороны,  модернизированных групп населения  (начиная от профессиональной  интеллигенции и заканчивая квалифицированным  пролетариатом), с другой стороны,  и крестьянским большинством  страны – с третьей (эти противоречия носили именно трехсторонний характер, что придавало им дополнительную сложность); 

- национальное: противоречие между русской культурной  основой сформированных моделей  социализации (российская модернизация, как и все успешные европейские модернизации Нового времени, имела выраженную национальную основу) и интересами крупных и многочисленных периферийных регионов империи, некоторые из которых (Финляндия, Польша) имели собственные национальные модели модернизации, другие же (Средняя Азия, Закавказье) не имели таковых вовсе; однако и те и другие решительно противодействовали ассимиляции, каковая была равнозначна модернизации в условиях Российской Империи. 

Тема 3. Реформы – контрреформы Александра I

             и контрреформы Николая I

            Либеральные реформы Александра I, план государственных преобразований М. Сперанского, конституционные настроения. Причины перехода от реформ к охранительству.

           Внутренняя политика Николая  I: консервативные реформы или контрреформы? Характер общественного движения первой половины XIX в. Преемственность модернизационных процессов в правлении  Александра I   и  Николая I. 

Тема 4. Реформы  Александра II – контрреформы Александра III

           Комплексный характер реформ  Александра II, модернизация «сверху». Политическая радикализация (народничество: идеология, организации, тактика борьбы) и поляризация российского общества (консервативное (охранительное), либеральное и радикально – демократическое направления в общественном движении) как основания для контрреформ Александра III.

6

Внутренняя политика «миротворца» Александра III.

Преемственность модернизационных  процессов в  правлении  Александра II и Александра III.

Понятия: индустриализация, правовое государство, гражданское общество. 

Тема 5. Реформы Николая II – последний шанс царизма.

        Череда политических событий  в причинно – следственных  связях:

Реформы С.Ю. Витте  – русско-японская война 1904-1905 гг. –  I русская революция 1905-1907 гг. – политические реформы П.А. Столыпина –

I Мировая война и завоевания Февральской революции 1917 г.

Понятие: парламентаризм, думская монархия 

Тема 6. Модернизация  по – советски: первый опыт

       Поиск выхода из национального  кризиса: первые декреты советской  власти. «Военный коммунизм» и НЭП: разными путями к социализму. Индустриализация и коллективизация: внешние и внутренние факторы проведения, сопоставление целей и результатов. Тоталитарный режим.

Мобилизационный эффект от проведенной модернизации в годы Великой Отечественной войны. 

Тема 7. Зигзаги реформаторской деятельности Н.С.Хрущева.

        Попытки модернизировать сталинскую модель экономики, поиск «скрытых резервов» её развития. Влияние внешних (холодная война, научно – техническая революция) и внутренних факторов на политическое развитие СССР.

Понятие: волюнтаризм. 

Тема 8. «Тупик  коммунизма»

        Реформы  А.Н. Косыгина как попытка адаптировать советскую экономику к условиям развивающейся в мире научно – технической революции. Инерционность развития нерыночной административно – распределительной системы, вхождение государства в полосу глубокого кризиса (эпоха застоя), влияние внешнего фактора на советскую экономику – колебание мировых цен на энергоносители. От политики «разрядки» к эскалации напряженности в международных отношениях, к расширению военного присутствия  СССР в мире. Внешние и внутренние предпосылки Перестройки. 

Тема 9. Перестройка – последний опыт модернизации по-советски.

        С  М.С. Горбачевым или без него: неизбежность Перестройки.

  Основные направления Перестройки: политическое, экономическое, внешнеполитическое. Содержание реформ и их противоречивость. Выход Перестройки за пределы замыслов Горбачева. Конец советской эпохи, рождение новой России.

7

Тема 10. Россия  90 – ых: эпоха первоначального накопления капитала  

       Обзор реформ, проводимых правительствами Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара, В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова. Становление рыночной экономики, олигархических групп, формирование политических институтов Российской Федерации. Достижения и издержки модернизации 90 – ых.

Основные  понятия темы: «шоковая терапия», федерализм,  ваучерная

                                             приватизация, дефолт 

Тема 11. Заключительное занятие.

       Подведение итогов. Круглый стол. Дискуссия на тему «Россия – вечный витязь на распутье?» Написание эссе (темы в методическом блоке).Защита буклетов, презентаций. 

Методический  блок 

      Предлагаемый элективный курс позволяет организовать проблемный и развивающий, деятельностный и компетентностный подходы в обучении, активные и интерактивные виды обучения.

     Рекомендованные формы  проведения  занятий представлены в таблице. Особое внимание хотелось бы обратить на использование педагогической технологии «Дебаты», которая, как отмечалось в экспертной  оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное  средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты  способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации». Технология «Дебаты» предполагает:

- активное  включение самого ученика в поисковую, учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию  совместной деятельности, партнерских  отношений обучающихся и обучаемых;

- обеспечение  диалогического общения не только  между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

        Целевые функции и возможности  дебатов очень широки и позволяют  решать многие задачи, например:

социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания работать в команде;

воспитательные – дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности  подходов  к решению проблемы; 

8

развивающие – дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи. 

Информация о работе Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности