Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:51, реферат

Описание работы

Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними. Это позволит более глубоко и осознанно понять основные тенденции исторического развития. Для выявления многообразных связей между различными, порой далеко отстоящими друг от друга по времени историческими событиями необходимо прежде всего учитывать преемственность российской истории и наличие в ней определенной логики развития, влияющей на действия монархов, государственных деятелей, политиков, правительств, партий и широких слоев населения.

Работа содержит 1 файл

никорук.doc

— 323.68 Кб (Скачать)

Республиканский конкурс

«Лучший элективный курс для  профильного обучения

«Будущее  Чувашии в инновационном мышлении» 
 
 
 
 
 
 
 

Номинация:  «Метапредметный элективный курс как технология

                       формирования креативного  мышления учащихся» 
 
 

Название разработки

 «Политическая  модернизация  России:

циклы, особенности, закономерности»

(предметный  элективный курс) 
 

Автор: Никорук Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания

              Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики

             E-mail   sveta_nyk@mail.ru

             Моб. телефон  89176723758

             Телефон школы  77-06-58  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2010

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Гимназия №6» 

«Рекомендовано»                                                       «Утверждаю»

Руководитель  кафедры  ГН                                      Директор МОУ «Гимназия №6»

___________ (Поливко  О.В.)                                      ______________ (Вавилова В. А.)

протокол  № ___                                                          

От  «____» __________2010 г.                                     От «____» __________2010 г.                                      
 
 
 
 
 

Методическая  разработка элективного  курса

для старшей школы 

«Политическая модернизация России:

циклы, особенности, закономерности»

(предметный  элективный курс) 

Автор – составитель: Никорук  Светлана Николаевна

         учитель истории и обществознания

                                       МОУ «Гимназия  №6»

                                       г. Новочебоксарска Чувашской Республики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Новочебоксарск  2010 
 

Программа элективного курса  по истории для 11 класса средней школы 

Пояснительная   записка 

        Актуальность и содержательная новизна курса. Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними. Это позволит более глубоко и осознанно понять основные тенденции исторического развития. Для выявления многообразных связей между различными, порой  далеко отстоящими друг от друга по времени историческими  событиями необходимо прежде всего учитывать преемственность российской истории и наличие в ней определенной логики развития, влияющей на действия монархов, государственных деятелей, политиков, правительств, партий и широких слоев населения.

       К важным общим тенденциям и закономерностям дореволюционного, советского и современного периодов российской истории относятся закономерности реформирования и модернизации российского общества и государства, формирующие своеобразные ритмы политической истории России XIX – XX вв. К сожалению, при изучении отечественной истории  многие реформы дореволюционного и советского периодов нередко рассматриваются изолированно друг от друга. Порой причины и последствия реформ в России анализируют, не учитывая опыт предшествующих периодов, удачи или неудачи связываются не столько с логикой развития общества и государства, сколько с личностью реформатора и с его окружением. Между тем истинные причины многочисленных попыток осуществления либерально – рыночных реформ в России  связаны с отличительными свойствами развития российского общества и государства, с особенностями их модернизации.

          Модернизация стала сегодня ключевым термином дня, главным словом эпохи. Такую же примерно роль 20 лет назад играло слово «демократия». Модернизация сейчас, как демократия тогда, должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

         29 октября 2009 года в Институте современного развития (ИНСОР) состоялась презентация независимого экспертного доклада «Модернизация России как построение нового государства». Доклад подготовлен в рамках общественной дискуссии о модернизации страны, инициатором которой выступил президент России Дмитрий Медведев. Авторы доклада -  Илья Пономарев, депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель подкомитета по технологическому развитию  Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи; Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии; Роман Карев, 

1

генеральный директор Института национальной стратегии; Константин Бакулев, руководитель аппарата подкомитета по технологическому развитию Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. Доклад представляет собой очень интересный труд, в котором в научно-популярной форме содержательно изложены исторический аспект российской модернизации, её  особенности, противоречия, задачи  современной модернизации.

        Модернизация как переход от традиционного общества к индустриальному представляет собой совокупность важнейших процессов качественного преобразования социальной, экономической и политической систем. В результате эти системы превышают адаптационные возможности и переходят на новый этап развития. Поскольку модернизация затрагивает все основные сферы жизни общества, принято выделять процессы социальной, культурной, экономической и политической модернизации. Все стороны модернизации тесно взаимодействуют, но процессы политической модернизации играют особенно важную роль, так как от  их характера во многом зависит протекание всех модернизационных  процессов.

       Модернизация – не простой линейно – поступательный процесс. Она неизбежно предполагает возникновение кризисных ситуаций, связанных с внутренними противоречиями  самой модернизации. Любой процесс модернизации традиционного общества связан с радикальной трансформацией прежней культуры, системы ценностей, норм и законов, образа жизни большого числа людей. В результате неизбежно происходит  более или менее резкое расслоение общества, его разделение на тех, кто выиграл от происходящих перемен, и на тех, кто проиграл. Чаще в итоге столкновения приверженцев старого и нового реализуются своеобразные волны, ритмы прилива и отлива модернизации, чередование периодов ломки прежних форм традиционного общества и периодов стабилизации, включающих попытки восстановить единство общества частичным возвращением к измененным прежним ценностям и нормам жизни. Таким образом формируются более или менее выраженные ритмы модернизации.

       В России  модернизация, как правило, осуществлялась государством и бюрократией, что приводило к резкому расслоению, поляризации общества. Это в свою очередь приводило к особенно сильным колебаниям и перепадам в политическом  развитии, история России XIX – XX вв. богата социально – политическими кризисами.

        Эти ритмы – не случайные  отклонения от основной  линии развития общества, а своего рода внутренний механизм, периодически  толкающий общество вперед и закрепляющий после определенного отступления наиболее важные  результаты произошедших социально – политических преобразований и изменений.

       
 

2

       В политической истории России можно выделить два типа ритмов. Первый тип – это чередование реформ и контрреформ, которое непосредственно связано с воздействием на Россию подъемов и спадов мирового  экономического и политического развития. Второй тип – это внутренние, автономные по своей природе ритмы российской модернизации, которые определяются особенностями  и накапливающимися противоречиями развития российского общества и государства, российской цивилизации. 

      Цель настоящего курса - рассмотреть и проанализировать ритмы политического развития России в XIX – XX вв. на примере политических реформ и контрреформ, которые имеют разное содержание и различные последствия для развития общества и государства. 

      Задачи  курса:

- усвоение учащимися знаний об основных закономерностях циклов политического развития России в XIX – XX вв.;

- овладение  базовыми принципами работы с  разноплановыми историческими источниками;

- развитие на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей  учащихся осмысливать процессы, события в переходный для России период;

- развитие  творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности  суждений, интереса к Отечественной истории;

- создание  дополнительных условий для подготовки  учащихся   к     прохождению итоговых аттестационных испытаний;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений в области социальных отношений; в сферах политической и общественной деятельности.

Место курса в образовательном  процессе 

Учебные предметы Тип учебного предмета Профиль Основная  цель создания элективного  курса
История

Обществознание

Профильный

Профильный

Социально - гуманитарный Углубление  знаний на межпредметной основе.

Формирование  общеучебных умений.

 

       Элективный  курс «Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности» рассчитан  на  18 часов.

Курс  построен по проблемно – хронологическому принципу.

3

 Тематика курса предполагает  высокий уровень насыщенности конкретно – историческим материалом, обобщениями  исторических сведений. Содержательная последовательность проблемно – хронологических блоков курса непосредственно связана с программой отечественной истории в старшей школе.

         Элективный курс «Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности» имеет межпредметный характер и связан  с содержанием курсов истории, обществознания. В государственный  образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) включены такие разделы, как

          «Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе»;

        «Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг. Споры современников о значении реформ»;

         «Реформы С.Ю. Витте. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации». «Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее политические последствия». «Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников». «Противоречия   социалистической модернизации»;

Информация о работе Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности