Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю .
Предлагалось такж е установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты , Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством . Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства .
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна" . В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана . Шан Яну не известны представления о правах граждан , их законных гарантиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора . За малейший проступок , убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью . Эту карательную практику должна была дополнить политика , направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа .
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы , способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в . до н . э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа , внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности . Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками , последователи Щан Яна отказались от наиболее одиозных положений и , наполняя легизм моральным содержанием , сближали его с даосизмом либо конфуцианством .
Во I I — I вв. до н . э . конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая . Школа моистов постепенно отмирает . Даосизм , переплетаясь с буддизмом и местными верованиями , приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической и правовой идеологии.
Официальным
учением императорского
Китая конфуцианство оставалось
вплоть до Синхайской
революции 1911—1913
гг.
Литература.
1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало" , 2006. — 568 с. — (Серия "Классический университетский учебник").
2. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций.
— М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с. — (Хочу все сдать!)
3. Цыбульская М.В. История политических и правовыхучений:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 111 с.
Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая