Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю .
На страницах книги "Лунь юй " высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали , однако , что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных . Главное в том , считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь , а не правители уделов или сановники . Применять наказания нужно поотечески, т. е. с любовью к людям . Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации , особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками .
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной , хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике , она способствовала закреплению патриархальных отношений , утверждению господства наследственной аристократии . Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве , ибо последние , будучи воспитаны на древних традициях , сами превращались в активных защитников организации власти , которую отстаивала родовитая знать . Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины , как было сказано, имели прогрессивное значение . К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности . Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры .
С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы".
Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев , ремесленников , торговцев , низших чинов в государственном аппарате , социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво . С одной стороны , они были близки к крестьянским массам и в известной степени восприняли их убеждения , а с другой , — добившись определенного положения в обществе , стремились приблизиться к правящей верхушке , требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов.
Воспроизводя некоторые представления социальных низов, монеты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства . Они доказывали , что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых ; все люди — слуги неба" . На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения . С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев , которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования . Источником мудрости , указывал Мо-цзы , являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания , почерпнутые из жизни простого народа .
Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам , усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником" .
В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних . Первым правителем , согласно его концепции , люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал государем — "сыном неба" . Древние правители, утверждал Мо-цзы , приносили пользу всему народу . Среди них многие были выходцами из низших сословий : один сначала лепил горшки , другой был рабом, третий — каменщиком . Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины , предаются алчности , ведут из-за этого нескончаемые войны , повергают простолюдинов в нищету . Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства , обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа .
Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие , говорил он, представляет собой корыстную любовь , основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей . Но такая любовь еще не является настоящей любовью . Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий . Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу , чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга , чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом" . В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах .
Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели , требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например , что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе , не раздумывая , повинуются ему , а он платит им ответной любовью — назначает высокое жалованье , награждает рангами знатности и наделами земли , дает в подчинение людей . Подобное понимание добродетели уж е не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти . Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие , искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему , и то, что вышестоящий находит правильным , все должны признать правильным , а то, что вышестоящий находит неправильным , все должны признать неправильным" . Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград , соразмерных совершаемым поступкам .
Таким образом
, в концепции моизма
идеи равенства были
фактически отброшены ;
концепция завершалась
восхвалением деспотически-бюрократического
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством , выдержанным в духе патриархальной морали , и практико-прикладной теорией легистов (законников) . Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную , развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев , которые не способны были преодолеть общинные связи . Отсюда — склонность моистов к конформизму , половинчатость предлагаемых ими реформ , утопические идеи выдвижения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные , так и консервативные тенденции .
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю . Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу " ("Книга правителя области Шан") .
Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших концепций.
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти . Осуществляя эту переориентацию , Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников , добивавшихся ликвидации патриархальных порядков . От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели . Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований. "Человеколюбивый , — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям , но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми.. . Отсюда ясно , что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно , чтобы добиться хорошего управления Поднебесной" . Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты . Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей , экономическому обеспечению политики.
Еще одну особенность легизма составили элементы исторического подхода к общественным явлениям . Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни , постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций , а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым . В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам , призывавшим восстановить древние порядки , легисты доказывали невозможность возврата к старине . "Для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности" . Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и , как правило , ограничивались простым противопоставлением современности прошлому , их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений , расшатывали религиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории .
Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ . В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя , лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников . Умный правитель , говорится в трактате "Шан цзюнь шу" , "не потворствует смуте , а берет власть в свои руки , устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок" . Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске . Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей . "Если в народе есть люди , обладающие излишками зерна , пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности" . Деловые качества при этом не учитывались . Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю .
Легисты
считали необходимым
ограничить общинное
самоуправление, подчинить семейные
кланы и патронимии местной
администрации. Не отрицая
Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая