Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю .

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

     На   страницах     книги    "Лунь    юй "  высказана   мысль    о том,   что необходимость в государственном   управлении        отпадет   вообще,   если правила   ритуала      будут всеми   соблюдаться. Конфуций       и его   последователи   не   исключали ,   однако ,    что   для наступления     той   счастливой    поры    потребуются      карательные      походы    против    непокорных . Главное     в том ,  считали   они,   чтобы   распоряжения       о карательных походах   отдавал     благородный   и   любящий   свой   народ   государь ,   а   не правители   уделов   или   сановники .   Применять   наказания   нужно   поотечески,  т.  е.  с   любовью к   людям .  Конфуцианское учение  отвергало тем   самым     произвол    администрации ,      особенно    на  местах,  ограничивало     своеволие    государя    определенными       моральными       рамками .

     Политическая       программа      раннего   конфуцианства       в   целом    являлась     консервативной ,     хотя   в ней содержались      и прогрессивные идеи.    Проведенная      на  практике ,    она способствовала      закреплению патриархальных        отношений ,     утверждению      господства    наследственной аристократии . Конфуцианские идеи обновления правящего сословия    за  счет  представителей      непривилегированных   слоев   не  могли привести   к   радикальной   перестройке   в   государстве ,   ибо   последние , будучи     воспитаны     на   древних    традициях ,     сами   превращались       в активных       защитников      организации       власти ,  которую     отстаивала родовитая      знать .   Концепция   выдвижения     справедливых   предполагала    лишь   ослабление      конфликтов      между    старой   и новой   аристократией.

     Вместе   с   тем  отдельные   положения        доктрины ,   как   было   сказано,   имели   прогрессивное       значение .   К ним   следует   отнести    прежде всего    идеи   распространения       моральных      знаний    и обучения    людей независимо       от   их  сословной     принадлежности .   Просветительская деятельность       Конфуция      и его учеников    сыграла    громадную   роль    в развитии      китайской     культуры .

     С   критикой   правления       наследственной   аристократии   выступил Мо-цзы     (приблизительно       479—400    гг.   до  н.   э.)  — основатель  школы моистов.   Его   учение   изложено   последователями   в   книге         "Мо   цзы".

     Моизм    выражал      интересы     мелких    собственников      —   свободных земледельцев ,   ремесленников ,   торговцев ,   низших   чинов   в   государственном      аппарате ,   социальное   положение   которых         было   неустойчиво и   противоречиво .  С   одной стороны ,  они   были   близки  к   крестьянским   массам   и   в   известной   степени   восприняли   их   убеждения ,   а с   другой ,   — добившись   определенного   положения   в   обществе ,   стремились      приблизиться      к правящей      верхушке ,    требовали     для себя привилегий       высших     сословий.     Такими     же   противоречиями        было пронизано   учение   моистов.

     Воспроизводя   некоторые   представления   социальных   низов,   монеты     осуждали    замещение      государственных       должностей      по  принципам     происхождения        и  родства .  Они    доказывали ,     что все люди равны     перед    божественным       небом:    "Небо    не  различает     малых    и больших,      знатных    и подлых ;   все   люди   — слуги неба" .  На  государственную      службу    следует    выдвигать    наиболее     мудрых    независимо от   происхождения .       С этих   позиций     ими   подвергалась      критике    и примиренческая   доктрина   конфуцианцев ,   которая допускала   врожденные   знания   у   наследственных   аристократов   и   ограничивала   выдвижение   мудрых   своего   рода   цензом   образования .  Источником   мудрости ,   указывал     Мо-цзы ,    являются     не  врожденные      добродетели     и не   чтение   книг,   а знания ,   почерпнутые   из    жизни   простого     народа .

Управление       государством     не   требует   обучения.   Способности      человека    к  государственному       управлению      определяются       его  деловыми качествами      —   желанием      служить    простолюдинам ,       усердием    в делах   и т.   п.  "Если  человек имеет    способности,     то   его нужно выдвигать,   хотя  бы   он   был простым    земледельцем   или   ремесленником" .

     В   подтверждение        этого  вывода     Мо-цзы     ссылался     на   пример древних .  Первым  правителем ,   согласно   его   концепции ,   люди   избрали   самого   достойного.  Получив   от   неба   и   духов   право   на   управление Поднебесной,        он  стал   государем     —   "сыном    неба" .  Древние     правители,   утверждал   Мо-цзы ,   приносили   пользу   всему   народу .   Среди них    многие    были    выходцами      из  низших     сословий :    один   сначала лепил горшки ,   другой   был   рабом,   третий —   каменщиком .   Причиной нынешних       неурядиц     и хаоса   является    то,  что правители     отвергли заветы   старины ,  предаются   алчности ,  ведут   из-за   этого   нескончаемые    войны ,   повергают     простолюдинов       в нищету .   Учение    моизма    о выдвижении  мудрых   содержало в   зародыше   идею равенства ,  обосновывало      возможность      передачи     верховной      власти    представителям трудового      народа .

     Противоречия        в  учении    моистов     начинались      тогда,  когда   они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов     и методов   управления   в идеальном     государстве. 

     В   противовес     конфуцианскому         принципу      человеколюбия        Мо-цзы  выдвинул   принцип   всеобщей  любви.  Конфуцианское человеколюбие ,  говорил он,  представляет собой корыстную любовь ,  основанную   на   привязанности   по   крови   и   приоритете   родственных   связей . Но    такая   любовь    еще   не  является     настоящей      любовью .   Истинное человеколюбие   подразумевает   одинаково   справедливые   отношения ко   всем   людям   без   различия   родства   или   сословий .   Мо-цзы   мечтал о   том,   чтобы   "люди    помогали     друг  другу ,  чтобы    сильный     помогал слабому,     чтобы    люди    учили   друг   друга ,  чтобы   знающий       учил   незнающего,   делили   бы   имущество   друг   с   другом" .   В   этой   части   концепция опиралась   на  бытовавшие  в   общинах представления   о взаимовыручке       и имущественных        переделах .

     Наряду   с   этим   всеобщая   любовь   была   истолкована   Мо-цзы   как взаимная      выгода,    что придавало     его концепции      совершенно       иной смысл.     Из   бескорыстной       добродетели ,     требующей       отказаться     от излишков   имущества   ради   общего   блага,   всеобщая   любовь   превращалась   в   расчетливое   услужение   для   получения   вполне   осязаемой выгоды.  Применительно к   отношениям  внутри   правящего сословия взаимная   любовь   означала,   например ,   что   советники   и   чиновники из   любви    к государю    проявляют      усердие    по   службе ,   не  раздумывая ,  повинуются   ему ,  а   он   платит   им   ответной  любовью —   назначает   высокое    жалованье ,    награждает      рангами    знатности   и    наделами земли ,  дает   в   подчинение   людей .  Подобное   понимание   добродетели уж е   не  оставляло   никакого   места   для   равенства   и   действительной любви   к   людям.

     Идеальной       организацией      власти    Мо-цзы     считал    государство    с мудрым   правителем   во   главе   и   отлаженной   исполнительской   службой.   В единообразном       исполнении      чиновниками        воли   государя    он видел    залог   и основу   прочности     власти .   Для   установления   же   полного    единства    государства     предлагалось       насаждать     единомыслие , искоренять   вредные   учения   и   поощрять   доносы.   "Услышав   о   хорошем или плохом,  каждый должен  сообщить  об  этом  вышестоящему , и то,  что   вышестоящий находит   правильным ,  все   должны  признать правильным ,       а то,  что вышестоящий        находит    неправильным ,       все должны   признать        неправильным" .   Поддерживать   данный   порядок следовало      при   помощи     наказаний      и наград ,   соразмерных       совершаемым   поступкам .

Таким   образом ,   в   концепции   моизма   идеи   равенства   были   фактически     отброшены ;    концепция      завершалась     восхвалением      деспотически-бюрократического   государства ,   исключавшего   всякую   возможность   не   только   участия   народа   в   управлении ,   но   и   обсуждения им   государственных   дел .   Взгляды   Мо-цзы   на   государственное   единство   приближались   к идее  централизации   власти .

     В   истории    китайской     политической      мысли    учение    Мо-цзы    занимает   промежуточную   ступень   между   конфуцианством ,   выдержанным    в духе  патриархальной   морали ,   и практико-прикладной     теорией    легистов    (законников) .   Моизм     отражал    результаты     перерастания   патриархальной   общины   в   территориальную ,   развития   отношений,  построенных на  расчете и соображениях   выгоды,  но  воспроизводил     идеологию     слоев ,  которые    не  способны     были   преодолеть общинные       связи .  Отсюда    —   склонность     моистов    к конформизму , половинчатость   предлагаемых   ими   реформ ,  утопические идеи   выдвижения     простолюдинов       на  государственную   службу      при   сохранении аристократических         привилегий     и т.   п.  В политической   программе моизма     просматриваются        как прогрессивные ,      так и консервативные   тенденции .

     Интересы      имущественной       и   служилой     знати   отстаивали    легисты,   или   законники.   Крупнейший   представитель    раннего легизма   — Шан   Ян   (ок.  390—338    гг.  до  н.  э.),  инициатор знаменитых      реформ, узаконивших   в   стране   частную   собственность   на   землю .  Составленные  им   проекты   реформ   и   указов  вошли в   трактат   "Шан   цзюнь  шу " ("Книга   правителя      области   Шан") .

     Учение    легизма    существенно     отличалось     от  предшествовавших концепций.

    Легисты      отказались      от  традиционных       моральных      трактовок  политики      и  разрабатывали      учение   о  технике    отправления     власти . Осуществляя       эту переориентацию ,   Шан       Ян   руководствовался      устремлениями       служилой   знати   и   зажиточных      общинников ,   добивавшихся     ликвидации       патриархальных       порядков .    От   политической теории     они   меньше    всего   ждали    наставлений     в добродетели .    Им нужна     была   выверенная     программа     общегосударственных        преобразований.  "Человеколюбивый ,  —   отмечал   Шан  Ян,  —   может   оставаться   человеколюбивым        к другим   людям ,   но   он  не  может    заставить других    людей    быть   человеколюбивыми.. .       Отсюда    ясно ,  что одного человеколюбия        или   справедливости      еще   недостаточно ,    чтобы    добиться   хорошего   управления       Поднебесной" .   Успеха   в    политике   достигает    только    тот,  кто знает   обстановку     в стране   и использует точные     расчеты .   Легисты   придавали   большое      значение    обобщению опыта    предшествующих        правителей ,    экономическому       обеспечению политики.

    Еще     одну  особенность   легизма     составили     элементы    исторического подхода   к   общественным   явлениям .  Поскольку   частнособственнические      интересы     новой   аристократии   противоречили           архаическим   устоям   общинной жизни ,  постольку   ее   идеологам   приходилось апеллировать не к авторитету традиций ,  а к изменению социальных условий     по   сравнению      с прошлым .    В противоположность     даосам, конфуцианцам и   монетам ,  призывавшим восстановить   древние   порядки ,  легисты доказывали невозможность возврата  к старине .  "Для того,    чтобы   принести      пользу   государству,    не   обязательно     подражать    древности" .    Хотя   легисты     были   далеки     от  изучения     действительных исторических процессов и ,  как правило ,  ограничивались простым   противопоставлением   современности   прошлому ,   их   исторические      взгляды     способствовали       преодолению       традиционалистских   воззрений ,   расшатывали   религиозные   предрассудки   и   подготавливали  тем  самым условия   для   создания   светской  политической теории .

     Идеологи  легизма   намечали  провести   обширный  комплекс   экономических       и политических      реформ .   В   области   управления       предлагалось      сосредоточить      всю    полноту    власти    в руках    верховного правителя ,     лишить     наместников       властных     полномочий      и превратить их в обыкновенных чиновников . Умный правитель ,  говорится в трактате     "Шан   цзюнь   шу" ,    "не   потворствует   смуте ,   а берет   власть в   свои   руки ,  устанавливает       закон   и с помощью      законов    наводит порядок" .   Намечалось   также   упразднить  передачу   должностей   по наследству.    На   административные   посты Шан   Ян   рекомендовал выдвигать в первую     очередь    тех,  кто доказал свою   преданность государю   на   службе   в   войске .   Чтобы   обеспечить   представительство зажиточных   слоев   в   государственном   аппарате,   предусматривалась продажа чиновничьих   должностей .   "Если в   народе   есть   люди ,   обладающие  излишками зерна ,  пусть   им   за  сдачу зерна предоставляются   чиновничьи      должности      и ранги    знатности" .    Деловые     качества при   этом   не   учитывались .  Шан   Ян предъявлял   к   чиновникам лишь одно   требование      —   слепо   повиноваться      государю .

     Легисты     считали     необходимым       ограничить      общинное      самоуправление,  подчинить  семейные  кланы и патронимии местной  администрации. Не отрицая общинного  самоуправления в принципе, Шан Ян   выступал   с   проектами   реформ   (районирования   страны ,   службы чиновничества   на   местах   и   др.),   которые   преследовали   цель   поставить   граждан   под непосредственный контроль   государственной власти.   Реализация      этих   проектов   положила   начало   территориальному   подразделению    граждан    в Китае.

Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая