Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю .
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: История
политических и правовых
учений
ПЛАН:
1.
Политическая и
правовая мысль
Древнего Китая.
1. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю . Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев , ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий . Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией . Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати , распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий , которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы . Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например , о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим про граммам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм .
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н. э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной верхушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения правителей , усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности . Утратившие свое былое влияние , эти слои добивались реставрации патриархальных порядков .
В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь) . Оно было заимствовано из традиционных китайских верований , где означало правильный жизненный путь человека или народа , соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов , и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле " и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало . Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений , их перехода из одного в другое , вечный круговорот рождения и смерти . Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром . Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь .
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем , что люди , предавшись суетным желаниям , отошли от первоначальной простоты , разорвали естественные узы , скреплявшие их с землей , и вместо мудрости полагаются на знания . Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям .
В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.
"Кто много накапливает , — учил Лао-цзы , — тот потерпит большие убытки . Кто знает меру , у того не будет неудачи". Хороший купец , имея полные амбары , делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных . Небесное дао , говорится в каноне , "отнимает лишнее и отдает отнятое тому , кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято" .
Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати , которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао " и повести за собой народ . "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать , то все существа сами становятся спокойными . Тогда небо и земля сольются в гармонии , наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится" .
Мудрый государь, поучали даосы , правит страной при помощи метода не деяния , т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества . Лао-цзы порицал современных ему правителей за то , что они слишком деятельны , устанавливают много налогов и запретительных законов , ведут бесконечные войны . "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует" .
Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки , существовавшие в древности , когда люди жили небольшими разрозненными селениями , отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний . "В древности те , кто следовал дао, не просвещали народ , а делали его невежественным. Трудно управлять народом , когда у него много знаний" .
Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию . Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки , положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением . Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией , эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости , не доступной другим . Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела , сравняться с аристократией богатства , используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп , начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами .
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н. э.) защищал интересы слоев , стремившихся примирить имущественную и наследственную знать . Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы") .
Основными
категориями конфуцианства
Управлять государством , согласно Конфуцию , призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба" . Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал , что деление людей на "высших" и "низших " не может быть устранено .
Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения , а по моральным качествам и знаниям . Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства , человек , который всем своим поведением утверждает нормы морали . Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу . "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых , народ будет подчиняться" .
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер : представления , типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми , их градация на "высших " и "низших") , сочетались у него с положениями , открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке .
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие . В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание . Под человеколюбием понималось поведение , отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя : попечение родителей о детях , сыновнюю почтительность к старшим в семье , а также справедливые отношения между теми , кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия" . Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип : "Не делай другим того, чего не желаешь себе"
Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления . Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен , т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей . "Государь должен быть государем , сановник — сановником , отец — отцом, сын — сыном" . Государю вменялось в обязанность относиться к подданным , как к своим детям . Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране , защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера . "Управлять —значит поступать правильно" . В свою очередь , народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям , беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях) . Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства . Конфуций был решительным противником управления на основе законов . Он осуждал правителей , делавших
ставку на устрашающие правовые запреты , и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев . "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний , народ будет стремиться уклоняться [от наказаний ] и не будет испытывать стыда . Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала , народ будет знать стыд , и он исправится" . Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания , касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов , культа предков) , моральные наставления и нормы обычного права . Подчеркивая свое преклонение перед древностью , Конфуций призывал восстановить правила , существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая