Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—II I вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения , обусловленные появлением частной собственности на землю .

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: История политических и правовых учений 

ПЛАН:

1. Политическая и  правовая мысль  Древнего  Китая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Политическая и  правовая мысль  Древнего  Китая.

     Расцвет     общественно-политической   мысли   Древнего   Китая     относится     к  VI—II I   вв.  до  н.  э.  В  этот  период  в  стране   происходят глубокие   экономические   и   политические   изменения ,  обусловленные появлением       частной    собственности      на   землю .   Рост   имущественной дифференциации внутри   общин   повлек за  собой возвышение   зажиточных     слоев ,  ослабление      патриархальных        клановых     связей   и  углубление   социальных   противоречий .  Возникает   ожесточенная   борьба за   власть   между    имущественной        и  наследственной       аристократией . Чжоуская       монархия,    державшаяся        благодаря     авторитету     родовой знати ,   распадается      на  многочисленные        враждующие        между    собой государства.     Страну     охватывает     затяжной     политический       кризис.

     В   поисках    выхода    из  него  идеологи    противоборствующих  классов    выдвигают      программы      мероприятий ,       которые     позволили     бы упрочить      положение      представляемых         ими   слоев   и обеспечить     политическую   стабильность.  В   общественно-политической   мысли   складываются   различные   направления   и   школы .   Развивавшиеся   на   основе  предшествующей религиозной мифологии,  они нередко использовали     одни    и те  же   представления     (например , о божественной природе   неба,   о   законе   дао),   изменяя   их   соответственно   своим   про граммам.   Наиболее        влиятельными   политическими     учениями   Древнего   Китая   являлись   даосизм,   конфуцианство,   моизм   и   легизм .

     Возникновение   даосизма  традиция связывает    с именем  полулегендарного    мудреца Лао-цзы,    жившего      по   преданию      в VI  в.  до н.  э.  Ему   приписывают   составление   канонического   трактата   "Дао   дэ цзин"   ("Книга   о   дао   и   дэ").

     Идеология   раннего даосизма   отражала  воззрения   общинной   верхушки      и  части   знати,  их  протест    против     чрезмерного      обогащения правителей ,      усиления     чиновничьего       аппарата     и расширения   государственной   деятельности .  Утратившие   свое  былое    влияние ,     эти слои    добивались      реставрации      патриархальных         порядков .

     В   основе   учения   лежит     понятие     "дао"   (буквально   —    путь) .   Оно было   заимствовано   из   традиционных   китайских   верований ,   где   означало   правильный   жизненный   путь   человека   или   народа ,   соответствующий   велениям   неба.  Переосмысливая   это понятие,  основатели даосизма      стремились      развенчать     идеологию      правящих      кругов ,   и в первую      очередь    официальный        религиозный       культ   с его догмами    о "небесной      воле "  и "государе     — сыне    неба",  дарующих      законы     дао народу.   Дао   в   интерпретации   последователей   Лао-цзы   —   это   абсолютное      мировое     начало .   Оно   предшествует        небесному     владыке     и превосходит   его   своей   мощью.   Дао   —   источник   всего   существующего,   бесконечный      поток    естественного   возникновения   и смены    всех явлений ,   их   перехода   из   одного в   другое ,   вечный   круговорот   рождения    и смерти .   Человеку     оно предстает     в виде   сверхъестественного закона,     управляющего   миром .   Перед         лицом    этой   всепроникающей силы     человеку    остается    лишь    осознать     свое  ничтожество       и попытаться     путем   освобождения       от  страстей    продлить     себе   жизнь .

     Существующие   в  обществе     недостатки   даосы  объясняли    тем , что люди ,   предавшись   суетным   желаниям ,   отошли   от   первоначальной   простоты ,   разорвали   естественные   узы ,   скреплявшие   их   с   землей , и вместо мудрости полагаются на  знания . Причиной общественных   неурядиц   является        переход   от   изначального   слияния       человека с   дао   к   развитию   его   способностей   и   знаниям .

     В   социально-этическом    плане   лейтмотивом       даосизма   проходят осуждение     гордыни,     проповедь      среднего    достатка     и  умеренности. 

"Кто   много   накапливает ,  —   учил      Лао-цзы ,  —   тот   потерпит   большие убытки .   Кто    знает   меру ,   у   того   не   будет неудачи".   Хороший   купец , имея    полные     амбары ,   делает    вид,   что они   у него  пусты.   В "Дао   дэ цзин"     нашли     отражение     широко     распространенные          среди   общинного    крестьянства       представления        об   имущественных         переделах      в пользу     бедных .   Небесное      дао ,   говорится   в каноне ,   "отнимает      лишнее    и   отдает    отнятое     тому ,  кто   в нем    нуждается.     Небесное      дао отнимает      у богатых    и отдает    бедным     то,  что у них   отнято" .

     Свои     надежды     на   восстановление        естественной   простоты   человеческих      отношений   Лао-цзы   связывал   с   умными   вождями   из   числа    наследственной        знати ,   которые      смогли    бы   увидеть     "чудесную тайну     дао "   и   повести   за   собой   народ .  "Если   знать   и   государи   могут его   (дао)   соблюдать ,   то   все существа      сами   становятся      спокойными . Тогда   небо   и   земля    сольются   в   гармонии ,   наступят   счастье   и   благополучие,   а    народ   без   приказания   успокоится" .

     Мудрый   государь,       поучали   даосы ,     правит    страной   при   помощи метода  не деяния ,   т.  е.  воздерживаясь   от   активного вмешательства   в дела   членов   общества .   Лао-цзы   порицал   современных   ему   правителей   за   то ,   что   они   слишком   деятельны ,   устанавливают   много   налогов   и   запретительных   законов ,   ведут   бесконечные   войны .   "Лучший правитель   тот,   о   котором   народ   знает   лишь   то,   что   он   существует" .

     Лао-цзы      призывал      знать    и правителей      "селиться     ближе   к   земле",   восстановить   порядки ,   существовавшие  в древности ,  когда люди жили небольшими разрозненными селениями ,  отказаться от использования      орудий   труда   и   отучить   народ   от    знаний .    "В   древности   те , кто   следовал     дао,   не   просвещали   народ ,   а   делали   его   невежественным.   Трудно   управлять народом ,   когда   у него   много   знаний" .

     Социально-политическая   концепция   даосизма   представляла   собой  реакционную   утопию .  Ее   питали  умонастроения   тех   слоев   родовитой   знати   и   общинной  верхушки ,   положение   которых   было   подорвано растущим       имущественным    и социальным   расслоением .      Не обладая      реальной      силой    для   борьбы     с новой    аристократией ,   эти слои     претендовали    на   роль    хранителей       священной      мудрости ,   не доступной   другим .   Одновременно   они   стремились   поправить   и   свои имущественные           дела ,  сравняться       с аристократией        богатства ,   используя      для этого   и   общинные   традиции   взаимопомощи.

     Мистицизм   и   таинственность  даосизма   породили  интерес   к   нему  со   стороны     самых     разных    социальных       групп ,   начиная     от  ближайшего   окружения   царей   и   кончая различными   заговорщицкими   организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни    облегчало   восприятие   учения   крестьянскими     массами .

     Наиболее       влиятельной        доктриной      в   истории     политической     и правовой       мысли      Китая     являлось   конфуцианство. Родоначальник этого    направления        Конфуций     (551—479     гг.  до  н.  э.)  защищал     интересы     слоев ,   стремившихся        примирить        имущественную         и   наследственную       знать .  Изречения        мыслителя       собраны     его   учениками    в книге     "Лунь    юй"   ("Суждения       и беседы") .

     Основными   категориями конфуцианства  являются  понятия   благородного      мужа ,   человеколюбия         и правил     ритуала .   Категории      эти были   тесно   взаимосвязаны ,   ибо   представляли   собой   лишь   различные стороны единого политического идеала ,  рассмотренного с   точки зрения его носителей ,  общего принципа и конкретных нормативных предписаний.

    Управлять      государством ,   согласно   Конфуцию ,     призваны     бла­городные     мужи    во  главе с государем    — "сыном    неба" .  Вслед за сторонниками   правления   знатных   Конфуций   утверждал ,   что   деление    людей   на   "высших"    и "низших "    не  может    быть   устранено .

Отличие   его   взглядов   от   воззрений   наследственной   знати   состояло в   том,   что  Конфуций  выделял   благородных   не  по  признакам происхождения ,  а   по моральным качествам и   знаниям .  Благородный муж в   учении   Конфуция      — это образец   нравственного     совершенства , человек ,   который   всем   своим   поведением   утверждает   нормы   морали .  Именно     по  этим   критериям     Конфуций     предлагал    выдвигать людей   на   государственную   службу .    "Если   выдвигать    справедливых и   устранять   несправедливых ,     народ   будет подчиняться" .

     Идеи    правления    знатных    у  Конфуция    носили    ярко  выраженный  компромиссный  характер :  представления ,  типичные  для   идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми ,   их  градация   на  "высших "    и "низших") ,   сочетались    у него    с положениями ,     открывавшими       доступ   к государственному аппарату   неродовитой      общинной   верхушке .

    Главная     задача  благородных     мужей   —   воспитать   в  себе  и  распространить   повсеместно   человеколюбие .  В   это понятие Конфуций вкладывал особое,  не совпадающее с современным содержание . Под человеколюбием  понималось   поведение ,   отвечавшее   нравственным ценностям      семейно-клановых      коллективов     и патриархальных      общин.   Человеколюбие   включало   в      себя :   попечение   родителей   о   детях ,  сыновнюю     почтительность     к старшим   в семье ,  а также   справедливые  отношения между   теми ,  кто не  связан  родственными узами.   "Почтительность       к родителям    и уважительность   к старшим братьям — это основа человеколюбия" . Общим принципом взаимоотношений  между   людьми   был   принцип :   "Не   делай  другим   того,   чего не   желаешь    себе"

    Перенесенные   в   сферу   политики,   эти   принципы   должны   были послужить  фундаментом  всей системы  управления .  Ее  перестройку Конфуций   предлагал   начать   с   так   называемого   исправления   имен , т.  е.  с   восстановления   истинного,   изначального   смысла   существующих   в обществе   титулов    и   вытекающих   из  них   обязанностей .   "Государь    должен    быть  государем ,   сановник    — сановником ,    отец   — отцом,  сын — сыном" .  Государю  вменялось в   обязанность   относиться к подданным ,  как к   своим детям .  Он должен  заботиться   о достатке   продовольствия   в   стране ,   защищать   ее   оружием   и   воспитывать народ.   Воспитание   подданных   —   важнейшее   государственное   дело, и   осуществлять     его надо  силой   личного    примера .   "Управлять     —значит   поступать   правильно" .   В   свою   очередь ,   народ   обязан   проявлять    сыновнюю      почтительность      к правителям ,    беспрекословно       им повиноваться.  Прообразом   организации   государственной власти   для Конфуция       служило     управление     в семейных     кланах   и родовых    общинах     (патронимиях) .     Концепция       мыслителя     представляла      собой одну    из  самых   ранних   попыток     обосновать    идеал   патерналистского государства.

     Описание      идеального     общества     Конфуций      конкретизировал        в учении   о   правилах   ритуала,   которым   отводилась   роль   нормативной системы      государства .   Конфуций       был   решительным     противником управления       на  основе   законов .   Он  осуждал    правителей ,    делавших

ставку    на  устрашающие        правовые     запреты ,   и выступал    за  сохранение     традиционных       религиозно-моральных     методов    воздействия на поведение китайцев .   "Если руководить народом посредством   законов   и поддерживать       порядок    при помощи     наказаний ,    народ   будет стремиться   уклоняться   [от      наказаний ]   и   не   будет испытывать    стыда .  Если   же  руководить      народом    посредством     добродетели      и поддерживать   порядок   при   помощи   ритуала ,   народ   будет   знать   стыд ,   и он    исправится" .    Перечень     конфуцианских        правил    поведения     охватывал   предписания ,   касающиеся   выполнения   ритуальных   и   культовых    обрядов    (почитания     духов ,  культа   предков) ,   моральные      наставления   и   нормы   обычного   права .   Подчеркивая   свое   преклонение перед   древностью ,     Конфуций      призывал     восстановить     правила ,   существовавшие        во  времена    лучших    правителей      династии    Чжоу.

Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая