Пограничные столкновения КНР и СССР в 1969 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:25, реферат

Описание работы

Китайско-советский пограничный вопрос представляет собой давно существующую неразрешенную проблему. После провозглашения КНР и образования блока "СССР-КНР" Китай сделал основой своей внешней политики принцип "одной стороны".СССР и КНР не имели разногласий и не рассматривали вопрос о границе. Небо приграничных районов не омрачала ни одна туча.

Работа содержит 1 файл

Китай.docx

— 67.93 Кб (Скачать)
 

Ли  Даньхуэй (Li Danhui, )

Пограничные столкновения КНР  и СССР в 1969 г.: причины  и последствия  

(впервые  опубликовано в  журнале "Вопросы  современной истории  Китая"("Дандай  Чжунго ши яньцзю", 当代中国史研究),  №3, 1996)   

 Китайско-советский  пограничный вопрос представляет  собой давно существующую неразрешенную  проблему. После провозглашения  КНР и образования блока "СССР-КНР"  Китай сделал основой своей  внешней политики принцип "одной  стороны".СССР и КНР не имели  разногласий и не рассматривали  вопрос о границе. Небо приграничных  районов не омрачала ни одна  туча. В конце 1950х-начале 1960х гг. в отношениях двух стран появилась  трещина, продолжавшая углубляться.  На границе начались столкновения, характер которых ожесточался  по мере ухудшения межгосударственных  отношений. Военно-политическое  давление со стороны СССР нарастало,  а в отношениях между КНР  и США, напротив, появились признаки  разрядки. Видя это, Мао Цзэдун  совершенно ясно понимал, с  какой стороны исходит наибольшая  угроза для Китая. Поэтому даже  провозгласив генеральную стратегическую  линию на одновременную борьбу  против империализма и ревизионизма, он продолжал думать над возможностью  корректировки своей внешней  политики. В условиях, когда СССР  продолжал курс на эскалацию  советско-китайского пограничного  противостояния, провоцируя все  новые кровавые инциденты на  границе, Мао Цзэдун сделал  китайско-советскую пограничную  проблему важным элементом внешнеполитической  стратегии, способствовавшим нормализации  американо-китайских отношений,  объединению мировых сил в  борьбе против советского гегемонизма,  а также позволившим завладеть  инициативой в отношениях с  СССР. Именно в таких политических  условиях в 1969 г. на советско-китайской  границе имела место контратака  китайских войск в целях защиты  от нападения, способствовавшая  укреплению новой внешнеполитической  стратегии Мао Цзэдуна.

    1. История китайско-советского  пограничного вопроса 

Формирования  границы между Китаем и Россией  началось в 17 веке. Территория царской  России начиная с 16 века расширялась  в восточном направлении. К концу 17 века наметились первые разногласия  между Россией и Китаем по вопросу  границы.    В 1689 году Россия и Китай подписали первый договор о границе - Нерчинский, определивший границу в ее восточной части. В 1727 году был подписан Буринский договор, определивший линию границы в ее средней части.Линия границы на западном участке в это время еще не была закреплена договором, граница китайских владений в этом регионе проходила приблизительно по северному берегу о.Балхаш. Таким образом, к началу 40х гг.19 века Китай и Россия, в целом на равноправных началах, в ходе двусторонних переговоров провели линию границы между двумя государствами.

Опиумные  войны нанесли Китаю серьезный  урон. [В этот момент] царская Россия, воспользовавшись своими превосходящими силами, вернулась к вопросу о  границе  и навязала Китаю ряд  неравноправных договоров. На восточном  и западном участках китайско-российской границы  по Айгуньскому (1858 г.) и  Пекинскому (1860 г.) договорам, Чугучакскому протоколу (1864 г.) и Илийскому договору (1881 г.) более полутора миллионов  квадратных километров китайской территории вошло в состав России. На среднем  участке китайско-российской границы  в последние годы 19 в. царская  Россия, используя контроль над Китайско-восточной  железной дорогой (КВЖД), усилила свое проникновение во внутренние районы Китая. Одновременно Россия сделала  Внешнюю Монголию районом собственных  интересов. В результате Внешняя  Монголия откололась от Китая, а ее Танну-Урянхайский край [Республика Тыва - прим.пер.] был захвачен Россией при помощи вооруженной силы.  

После 1917 г. временное правительство Китая  проводило с правительством Советской  России, а затем и СССР, безрезультатные  переговоры о возвращении Внешней  Монголии. В конце-концов, 5 января 1946 г. Гоминьдановское правительство  официально признало независимость  Внешней Монголии. Китайско-российская граница на среднем участке превратилась в российско-монгольскую.

Таким образом, 7300-километровая китайско-российская граница сформировалась в результате последовательных действий царской  России по "обгрызанию" китайской  территории, для чего были использованы несколько неравноправных договоров.    

После Октябрьской революции, 25 июля 1919 г. ленинское правительство Советской  России обнародовало "Первую Декларацию к Китаю" [Декларация СНК РСФСР к народу и правительствам Южного и Северного Китая - прим.пер.] -  первый документ, определяющий его политику в отношении Китая.  В этом возвании [ленинское правительство] заявило об отмене положений ряда договоров, заключенных между царской Россией и Китаем в период с конца 19 в. до Октябрьской революции: Секретный договор 1896 г.[ т.н.Московский договор - прим.пер.], договор Синьчоу 1901 г.[Протокол 25 августа 1901г., завершивший т.н."интервенцию 8 держав" в Китай - прим.пер.], а также договоры между Россией и Японией о вторжении в Китай [имеются в виду Портсмутский договор 1905 г., а также договоры 1907-1916 гг. - прим.пер.]. В воззвании, однако, не были упомянуты неравноправные российско-китайские договоры, заключенные в период с 50х - 80х гг.19 века (1). 27 сентября 1920 г. правительство Советской России обнародовало "Вторую Декларацию к Китаю" [нота НКИД РСФСР, подтверждающая Декларацию от 25.07.19 г. - прим.пер.]. В этом документе совершенно ясно говорилось: "Правительство РСФСР объявляет не имеющими силы все договоры, заключенные прежним правительством России с Китаем, отказывается от всех захватов китайской территории..."(2). В документе, похоже, впервые декларировалось стремление ликвидировать все пережитки прошлого в китайско-российских отношениях. Однако на практике все обстояло по-другому. На всех последующих консультациях и переговорах между СССР и Китаем советская сторона продолжала упорно отстаивать легитимность старых неравноправных договоров, заключенных между царской Россией и Китаем. Единственное, в чем советская сторона согласилась, вроде бы, пойти на уступки - это вопрос о юрисдикции в отношении 64 [маньчжурских] селений на левом берегу Амура (3). В 1923 г. советское правительство заявило, что "полное признание юрисдикции Китая над указанными территориями" является основой для заключения нового договора. Однако и здесь под "территориями" оно имело в виду всего лишь полосу отчуждения КВЖД и те земли, которые были предоставлены России прежним китайским правительством для эксплуатации этой железнодорожной линии (4). На требование китайской стороны об отмене всех договоров, заключенных между Китаем и правительством Российской Империи, советская сторона отвечала согласием, отказываясь при этом обсуждать вопросы, относящиеся к границе (5). В феврале-марте 1924 г. делегации двух стран обсуждали важнейшие вопросы межгосударственных отношений. Китайская сторона готовила проект соглашения, советская сторона вносила свои коррективы. В одном из разделов проекта соглашения шла речь об отмене старых российско-китайских договоров. Обе стороны подразумевали, что речь здесь идет о торговых и т.п. договорах. Однако из итогового текста соглашения слово "торговые" выпало. Что касается границы, то в протоколе говорилось: в будущем стороны вернуться к обсуждению этого вопроса, а до тех пор линия границы определяется существующими договорами (6). В марте 1924 г. на советско-китайских переговорах делегация Бэйянского (Северного) правительства поставила вопрос о немедленной аннуляции старых договоров. Однако советская сторона уклонилась от этого.  Советская делегация аругментировала это следующим образом: все договора имеют отношение к границе, если все их отменить, то не будет основы для определения границы. Советские делегаты заявили: "Договора между нашими странами заключались на протяжении столетий - как можно отменить их одним махом?" Советская сторона согласился только с тем, что те положения старых договоров, которые противоречат духу деклараций 1919 и 1920 гг., а также наносят ущерб Китаю, не должны исполняться. Китайские представители докладывали Государственному Совету Северного правительства: "[Советские делегаты] настроены чрезвычайно решительно, они скорее готовы пойти на разрыв отношений, чем уступить" (7). Таким образом, вторая декларация советского правительства к Китаю, содержавшая заявление об отмене старых договоров, на практике не выходила за рамки первой, исключавшей договоры о границе из списка подлежащих отмене. 31 мая 1924 г. Китай и СССР подписали "Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китаем". Два раздела соглашения, - об отмене старых договоров и установлении границы, - соответствовали тексту проекта соглашения.  В 1926 г.СССР и Китай вновь сели за стол переговоров с целью установления границы и заключения соответствующего нового соглашения. Однако в тех исторических условиях переговоры завершились безрезультатно. Граница между двумя странами не могла быть определена, а новый равноправный договор не мог быть заключен. Вопрос о китайско-советской границе превратился в историческую проблему. Правительства, находившиеся у власти в Китае в период [буржуазной] республики более не поднимали этот вопрос.

В 1920-1940х  гг. советское правительство воспользовалось  нестабильностью обстановки в Китае  и, нарушая положения старых неравноправных договоров о границе и общепринятые нормы международного права, присоединило более 600 из более чем 700 островов на реках Уссури и Амур, прилегающих  к китайскому берегу. Площадь захваченных  островов составила 1000 кв.километров. В 1929 г. отношения между СССР и  Китаем обострились из-за спора по поводу принадлежности КВЖД, вспыхнул вооруженный конфликт. В октябре 1929 г.советские войска перешли границу  Китая. В ноябре того же года ими  были захвачены Чжалайнор и Маньчжоули. Китайские войска потерпели поражение. В декабре 1929 г. Нанкинское правительство  подписало Протокол соглашения между  Китаем и СССР в Хабаровске [Хабаровский протокол от 22 декабря 1929 г.-прим.пер.]. Протокол полностью отражал мнение советской стороны. Был восстановлен статус-кво КВЖД, советская сторона прекратила боевые действия и отозвала войска. Конфликт на КВЖД был первым крупным вооруженным столкновением СССР и Китая. Однако этот конфликт был вызван разногласиями по поводу КВЖД и не имел отношения к пограничному вопросу.

В результате инцидента 18 сентября 1931 г.[якобы имевшая место в этот день попытка взрыва китайскими войсками ж/дорожного полотна близ г.Шэньяна, использованная Японией как повод для вторжения в Маньчжурию - прим.пер.] империалистическая Япония начала агрессию в отношении Северо-Восточного Китая. В связи с этим в международных отношениях на Дальнем Востоке произошли серьезные изменения. В декабре 1932 г. между СССР и Китаем были восстановлены дипотношения.

После завершения Второй Мировой войны, в 1945 году, в ходе подготовки к заключению Договора о дружбе и союзе [заключен 14 августа 1945 г. - прим.пер.], между советской и китайской сторонами выявились глубокие разногласия по поводу статуса Северо-Восточного Китая, Внешней Монголии, КВЖД и др.вопросам. Однако стороны не стали обсуждать вопрос о границе.

Поражение гоминьдановского правительства обусловило поворот основного вектора советской  политики в Китае от Гоминьдана к  КПК. Отношения между СССР и Китаем вновь изменились.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что  накануне образования КНР в вопросе  о границе между СССР и Китаем обстановка оставалась сложной. Имели  место расхождения между линией границы, определяемой старыми договорами, линией границы, нанесенной на карты  и той линией границы, которая  контролировалась в действительности. Тем не менее, обстановка на границе  продолжала оставаться стабильной.

   2. Возврат к обсуждению  вопроса о границе  и эскалация пограничных  столкновений   

     Сразу после своего образования, КНР вошла в социалистический лагерь под руководством СССР и начала осуществление внешней политики в соответствии с принципом "одной стороны". С СССР был заключен дружественный союз, Китай пользовался поддержкой и помощью Советского Союза в политической, экономической, технической и других сферах. Таким образом была обеспечена материальная база и стабильная международная обстановка, необходимые для построения КНР. Следует особо отметить период с 1954 г. до ХХ съезда КПСС в 1956 г. В этот период в "китайской" политике СССР происходят большие изменения. Начинается исправление ошибок, допущенных Сталиным в отношениях СССР с новым Китаем. Были в основном решены проблемы, доставшиеся в наследие от сталинского периода. Сотрудничество СССР и Китая стало развиваться на равноправной основе, а отношения стали еще более тесными и теплыми. В этих условиях вопрос о границе естественным образом отошел на задний план. В приграничных районах КНР и  СССР в 50е годы царил покой. Однако старые договора сохраняли свою силу и пограничная проблема не получила разрешения. Причина пограничных столкновений лежала в прошлом.    

 После  ХХ съезда КПСС между компартиями  СССР и КНР возникли серъезные  разногласия по вопросам критики  И.В.Сталина, мирного перехода [от  капитализма к социализму] и мирного  сосуществования двух систем. КПК  выразила недовольство политикой  Н.С.Хрущева, событиями в Польше  и Венгрии и проявлениями великодержавности.  Если ранее Мао Цзэдун был  склонен поддерживать политику  Москвы в любом вопросе, то  теперь, находясь под впечатлением  от десталинизации СССР, он постепенно  начал менять свои взгляды.  Свойственное группе Хрущова  полное отрицание идей Сталина  и указанного им пути вызывало  настороженность [Мао]. В экономике  он начал постепенно отходить  от курса на строительство,  полностью опирающееся на помощь  СССР, а в политике - начал поиск  модели построения социализма, более  соответствующей реалиям КНР.  Число неразрешимых противоречий  между СССР и КНР росло. К  концу 1950х гг. КПСС и КПК  коренным образом разошлись в  вопросах осуществления социалистической  революции, построения социализма  и выбора внешнеполитической  стратегии. Расхождение в вопросах  партийной стратегии обусловило  диаметральную противоположность  государственных интересов СССР  и КНР. Стремясь принудить Китай  к подчинению,  Хрущев отозвал  находящихся в КНР технических  специалистов, разорвал экономические  соглашения и принял некоторые  другие меры. Таким образом он  первым сделал шаг к разрыву  межгосударственных отношений. В  этих условиях был вновь поднят  вопрос о границе. Старая рана  вновь открылась.

В начале сентября 1959 г. начальник отдела Дальнего Востока МИД СССР Михаил Тимянин (?, 米哈伊尔·齐米亚宁 ) подготовил для Н.С.Хрущева секретный 30-страничный доклад "О политическом, экономическом и международном положении КНР". В докладе, в частности, говорилось: "Вскоре после ХХ съезда КПСС в КНР развернулась кампания по борьбе с "догматизмом" и т.н. "движением ста цветов"...Правые элементы предъявляют многочисленные территориальные претензии к СССР". Чиновник советского МИДа полагал: "Хотя цель подобных высказываний, появляющихся в рамках политической борьбы, определить достаточно трудно, они несомненно представляют собой часть враждебного замысла по отношению к нашим друзьям". Далее вновь следует указание на то, что "на фоне шумихи,   в официальных изданиях начинают   выдвигаться "территориальные претензии к СССР"(8). Мы видим первую реакцию на позицию Китая в пограничном вопросе, содержащуюся в официальном правительственном документе, ныне оказавшемся в распоряжении историков. Хотя в отношениях между СССР и КНР уже имеет место четкая тенденция к ухудшению, Тимянин все еще полон сомнений по поводу возврата Китая к обсуждению старых проблем, он не связывает "высказывания правых" с позицией китайского правительства.

В конце  сентября 1959 г. после завершения своего визита в США, Н.С.Хрущев прибыл в  Пекин для участия в праздновании 10й годовщины образования КНР. 2 октября, в ходе 7-часовых переговоров  с Мао Цзэдуном и другими руководителями КНР, Хрущев указал китайской стороне  на пограничный конфликт между Китаем и Индией. Чжоу Эньлай парировал: "Вы тоже плохо решаете территориальный  вопрос, вы хотите говорить об этом?"(9). Таким образом он указал на то, что в отношениях двух стран имеются территориальные вопросы, ожидающие разрешения. Впервые после "медового месяца" в отношениях КНР и Советского Союза, руководители двух стран вступили в столь ожесточенный спор.

В августе 1960 г. Советский Союз спровоцировал  первый пограничный инцидент в районе перевала Буз-Айгыр в китайском  Синьцзяне. В апреле-мае 1962 г. около 60 тысяч китайских граждан перешли  на советскую территорию в районе Или и Тачэна [Чугучак - прим.пер.].  Покой и мир в приграничных района СССР и КНР были нарушены. В октябре того же года Н.С.Хрущев, выступая на сессии Верховного Совета СССР, вновь высказался по поводу отвественности КНР за китайско-индийский конфликт: "Советский Союз уверен, что Индия ничем не угрожает Китаю. То что китайская сторона в одностороннем порядке прекратила огонь - это хорошо. Но разве не лучше было бы китайским войскам в то же время вернуться на исходные позиции?"(10). Продолжая, Хрущев задал вопрос: почему Китай, споря с Индией, не требует возвращения Макао и Гонконга?(11)      

Информация о работе Пограничные столкновения КНР и СССР в 1969 г