Ли
Даньхуэй (Li Danhui, 李 丹 慧)
Пограничные
столкновения КНР
и СССР в 1969 г.: причины
и последствия
(впервые
опубликовано в
журнале "Вопросы
современной истории
Китая"("Дандай
Чжунго ши яньцзю", 当代中国史研究),
№3, 1996)
Китайско-советский
пограничный вопрос представляет
собой давно существующую неразрешенную
проблему. После провозглашения
КНР и образования блока "СССР-КНР"
Китай сделал основой своей
внешней политики принцип "одной
стороны".СССР и КНР не имели
разногласий и не рассматривали
вопрос о границе. Небо приграничных
районов не омрачала ни одна
туча. В конце 1950х-начале 1960х гг.
в отношениях двух стран появилась
трещина, продолжавшая углубляться.
На границе начались столкновения,
характер которых ожесточался
по мере ухудшения межгосударственных
отношений. Военно-политическое
давление со стороны СССР нарастало,
а в отношениях между КНР
и США, напротив, появились признаки
разрядки. Видя это, Мао Цзэдун
совершенно ясно понимал, с
какой стороны исходит наибольшая
угроза для Китая. Поэтому даже
провозгласив генеральную стратегическую
линию на одновременную борьбу
против империализма и ревизионизма,
он продолжал думать над возможностью
корректировки своей внешней
политики. В условиях, когда СССР
продолжал курс на эскалацию
советско-китайского пограничного
противостояния, провоцируя все
новые кровавые инциденты на
границе, Мао Цзэдун сделал
китайско-советскую пограничную
проблему важным элементом внешнеполитической
стратегии, способствовавшим нормализации
американо-китайских отношений,
объединению мировых сил в
борьбе против советского гегемонизма,
а также позволившим завладеть
инициативой в отношениях с
СССР. Именно в таких политических
условиях в 1969 г. на советско-китайской
границе имела место контратака
китайских войск в целях защиты
от нападения, способствовавшая
укреплению новой внешнеполитической
стратегии Мао Цзэдуна.
Формирования
границы между Китаем и Россией
началось в 17 веке. Территория царской
России начиная с 16 века расширялась
в восточном направлении. К концу
17 века наметились первые разногласия
между Россией и Китаем по вопросу
границы. В 1689 году Россия и Китай подписали
первый договор о границе - Нерчинский,
определивший границу в ее восточной части.
В 1727 году был подписан Буринский договор,
определивший линию границы в ее средней
части.Линия границы на западном участке
в это время еще не была закреплена договором,
граница китайских владений в этом регионе
проходила приблизительно по северному
берегу о.Балхаш. Таким образом, к началу
40х гг.19 века Китай и Россия, в целом на
равноправных началах, в ходе двусторонних
переговоров провели линию границы между
двумя государствами.
Опиумные
войны нанесли Китаю серьезный
урон. [В этот момент] царская Россия,
воспользовавшись своими превосходящими
силами, вернулась к вопросу о
границе и навязала Китаю ряд
неравноправных договоров. На восточном
и западном участках китайско-российской
границы по Айгуньскому (1858 г.) и
Пекинскому (1860 г.) договорам, Чугучакскому
протоколу (1864 г.) и Илийскому договору
(1881 г.) более полутора миллионов
квадратных километров китайской территории
вошло в состав России. На среднем
участке китайско-российской границы
в последние годы 19 в. царская
Россия, используя контроль над Китайско-восточной
железной дорогой (КВЖД), усилила свое
проникновение во внутренние районы
Китая. Одновременно Россия сделала
Внешнюю Монголию районом собственных
интересов. В результате Внешняя
Монголия откололась от Китая, а ее
Танну-Урянхайский край [Республика
Тыва - прим.пер.] был захвачен
Россией при помощи вооруженной силы.
После
1917 г. временное правительство Китая
проводило с правительством Советской
России, а затем и СССР, безрезультатные
переговоры о возвращении Внешней
Монголии. В конце-концов, 5 января 1946
г. Гоминьдановское правительство
официально признало независимость
Внешней Монголии. Китайско-российская
граница на среднем участке превратилась
в российско-монгольскую.
Таким
образом, 7300-километровая китайско-российская
граница сформировалась в результате
последовательных действий царской
России по "обгрызанию" китайской
территории, для чего были использованы
несколько неравноправных договоров.
После
Октябрьской революции, 25 июля 1919 г.
ленинское правительство Советской
России обнародовало "Первую Декларацию
к Китаю" [Декларация
СНК РСФСР к народу и
правительствам Южного
и Северного Китая -
прим.пер.] - первый документ,
определяющий его политику в отношении
Китая. В этом возвании [ленинское правительство]
заявило об отмене положений ряда договоров,
заключенных между царской Россией и Китаем
в период с конца 19 в. до Октябрьской революции:
Секретный договор 1896 г.[ т.н.Московский
договор - прим.пер.], договор
Синьчоу 1901 г.[Протокол 25
августа 1901г., завершивший
т.н."интервенцию 8
держав" в Китай -
прим.пер.], а также договоры между
Россией и Японией о вторжении в Китай
[имеются в виду Портсмутский
договор 1905 г., а также
договоры 1907-1916 гг. -
прим.пер.]. В воззвании, однако,
не были упомянуты неравноправные российско-китайские
договоры, заключенные в период с 50х - 80х
гг.19 века (1). 27 сентября 1920 г. правительство
Советской России обнародовало "Вторую
Декларацию к Китаю" [нота
НКИД РСФСР, подтверждающая
Декларацию от 25.07.19
г. - прим.пер.]. В этом документе
совершенно ясно говорилось: "Правительство
РСФСР объявляет не имеющими силы все
договоры, заключенные прежним правительством
России с Китаем, отказывается от всех
захватов китайской территории..."(2).
В документе, похоже, впервые декларировалось
стремление ликвидировать все пережитки
прошлого в китайско-российских отношениях.
Однако на практике все обстояло по-другому.
На всех последующих консультациях и переговорах
между СССР и Китаем советская сторона
продолжала упорно отстаивать легитимность
старых неравноправных договоров, заключенных
между царской Россией и Китаем. Единственное,
в чем советская сторона согласилась,
вроде бы, пойти на уступки - это вопрос
о юрисдикции в отношении 64 [маньчжурских]
селений на левом берегу Амура (3).
В 1923 г. советское правительство заявило,
что "полное признание юрисдикции Китая
над указанными территориями" является
основой для заключения нового договора.
Однако и здесь под "территориями"
оно имело в виду всего лишь полосу отчуждения
КВЖД и те земли, которые были предоставлены
России прежним китайским правительством
для эксплуатации этой железнодорожной
линии (4). На требование китайской
стороны об отмене всех договоров, заключенных
между Китаем и правительством Российской
Империи, советская сторона отвечала согласием,
отказываясь при этом обсуждать вопросы,
относящиеся к границе (5). В феврале-марте 1924
г. делегации двух стран обсуждали важнейшие
вопросы межгосударственных отношений.
Китайская сторона готовила проект соглашения,
советская сторона вносила свои коррективы.
В одном из разделов проекта соглашения
шла речь об отмене старых российско-китайских
договоров. Обе стороны подразумевали,
что речь здесь идет о торговых и т.п. договорах.
Однако из итогового текста соглашения
слово "торговые" выпало. Что касается
границы, то в протоколе говорилось: в
будущем стороны вернуться к обсуждению
этого вопроса, а до тех пор линия границы
определяется существующими договорами
(6). В марте 1924 г. на советско-китайских
переговорах делегация Бэйянского (Северного)
правительства поставила вопрос о немедленной
аннуляции старых договоров. Однако советская
сторона уклонилась от этого. Советская
делегация аругментировала это следующим
образом: все договора имеют отношение
к границе, если все их отменить, то не
будет основы для определения границы.
Советские делегаты заявили: "Договора
между нашими странами заключались на
протяжении столетий - как можно отменить
их одним махом?" Советская сторона
согласился только с тем, что те положения
старых договоров, которые противоречат
духу деклараций 1919 и 1920 гг., а также наносят
ущерб Китаю, не должны исполняться. Китайские
представители докладывали Государственному
Совету Северного правительства: "[Советские
делегаты] настроены чрезвычайно решительно,
они скорее готовы пойти на разрыв отношений,
чем уступить" (7). Таким образом, вторая
декларация советского правительства
к Китаю, содержавшая заявление об отмене
старых договоров, на практике не выходила
за рамки первой, исключавшей договоры
о границе из списка подлежащих отмене.
31 мая 1924 г. Китай и СССР подписали "Соглашение
об общих принципах для урегулирования
вопросов между Советским Союзом и Китаем".
Два раздела соглашения, - об отмене старых
договоров и установлении границы, - соответствовали
тексту проекта соглашения. В 1926 г.СССР
и Китай вновь сели за стол переговоров
с целью установления границы и заключения
соответствующего нового соглашения.
Однако в тех исторических условиях переговоры
завершились безрезультатно. Граница
между двумя странами не могла быть определена,
а новый равноправный договор не мог быть
заключен. Вопрос о китайско-советской
границе превратился в историческую проблему.
Правительства, находившиеся у власти
в Китае в период [буржуазной] республики
более не поднимали этот вопрос.
В 1920-1940х
гг. советское правительство воспользовалось
нестабильностью обстановки в Китае
и, нарушая положения старых неравноправных
договоров о границе и общепринятые
нормы международного права, присоединило
более 600 из более чем 700 островов на
реках Уссури и Амур, прилегающих
к китайскому берегу. Площадь захваченных
островов составила 1000 кв.километров.
В 1929 г. отношения между СССР и
Китаем обострились из-за спора по
поводу принадлежности КВЖД, вспыхнул
вооруженный конфликт. В октябре
1929 г.советские войска перешли границу
Китая. В ноябре того же года ими
были захвачены Чжалайнор и Маньчжоули.
Китайские войска потерпели поражение.
В декабре 1929 г. Нанкинское правительство
подписало Протокол соглашения между
Китаем и СССР в Хабаровске [Хабаровский
протокол от 22 декабря 1929
г.-прим.пер.]. Протокол полностью
отражал мнение советской стороны. Был
восстановлен статус-кво КВЖД, советская
сторона прекратила боевые действия и
отозвала войска. Конфликт на КВЖД был
первым крупным вооруженным столкновением
СССР и Китая. Однако этот конфликт был
вызван разногласиями по поводу КВЖД и
не имел отношения к пограничному вопросу.
В результате
инцидента 18 сентября 1931 г.[якобы
имевшая место в этот
день попытка взрыва
китайскими войсками
ж/дорожного полотна
близ г.Шэньяна, использованная
Японией как повод для
вторжения в Маньчжурию -
прим.пер.] империалистическая
Япония начала агрессию в отношении Северо-Восточного
Китая. В связи с этим в международных
отношениях на Дальнем Востоке произошли
серьезные изменения. В декабре 1932 г. между
СССР и Китаем были восстановлены дипотношения.
После
завершения Второй Мировой войны, в
1945 году, в ходе подготовки к заключению
Договора о дружбе и союзе [заключен
14 августа 1945 г. - прим.пер.], между
советской и китайской сторонами выявились
глубокие разногласия по поводу статуса
Северо-Восточного Китая, Внешней Монголии,
КВЖД и др.вопросам. Однако стороны не
стали обсуждать вопрос о границе.
Поражение
гоминьдановского правительства обусловило
поворот основного вектора советской
политики в Китае от Гоминьдана к
КПК. Отношения между СССР и Китаем
вновь изменились.
Резюмируя
вышеизложенное, можно сказать, что
накануне образования КНР в вопросе
о границе между СССР и Китаем
обстановка оставалась сложной. Имели
место расхождения между линией
границы, определяемой старыми договорами,
линией границы, нанесенной на карты
и той линией границы, которая
контролировалась в действительности.
Тем не менее, обстановка на границе
продолжала оставаться стабильной.
2.
Возврат к обсуждению
вопроса о границе
и эскалация пограничных
столкновений
Сразу
после своего образования, КНР вошла в
социалистический лагерь под руководством
СССР и начала осуществление внешней политики
в соответствии с принципом "одной стороны".
С СССР был заключен дружественный союз,
Китай пользовался поддержкой и помощью
Советского Союза в политической, экономической,
технической и других сферах. Таким образом
была обеспечена материальная база и стабильная
международная обстановка, необходимые
для построения КНР. Следует особо отметить
период с 1954 г. до ХХ съезда КПСС в 1956 г.
В этот период в "китайской" политике
СССР происходят большие изменения. Начинается
исправление ошибок, допущенных Сталиным
в отношениях СССР с новым Китаем. Были
в основном решены проблемы, доставшиеся
в наследие от сталинского периода. Сотрудничество
СССР и Китая стало развиваться на равноправной
основе, а отношения стали еще более тесными
и теплыми. В этих условиях вопрос о границе
естественным образом отошел на задний
план. В приграничных районах КНР и
СССР в 50е годы царил покой. Однако старые
договора сохраняли свою силу и пограничная
проблема не получила разрешения. Причина
пограничных столкновений лежала в прошлом.
После
ХХ съезда КПСС между компартиями
СССР и КНР возникли серъезные
разногласия по вопросам критики
И.В.Сталина, мирного перехода [от
капитализма к социализму] и мирного
сосуществования двух систем. КПК
выразила недовольство политикой
Н.С.Хрущева, событиями в Польше
и Венгрии и проявлениями великодержавности.
Если ранее Мао Цзэдун был
склонен поддерживать политику
Москвы в любом вопросе, то
теперь, находясь под впечатлением
от десталинизации СССР, он постепенно
начал менять свои взгляды.
Свойственное группе Хрущова
полное отрицание идей Сталина
и указанного им пути вызывало
настороженность [Мао]. В экономике
он начал постепенно отходить
от курса на строительство,
полностью опирающееся на помощь
СССР, а в политике - начал поиск
модели построения социализма, более
соответствующей реалиям КНР.
Число неразрешимых противоречий
между СССР и КНР росло. К
концу 1950х гг. КПСС и КПК
коренным образом разошлись в
вопросах осуществления социалистической
революции, построения социализма
и выбора внешнеполитической
стратегии. Расхождение в вопросах
партийной стратегии обусловило
диаметральную противоположность
государственных интересов СССР
и КНР. Стремясь принудить Китай
к подчинению, Хрущев отозвал
находящихся в КНР технических
специалистов, разорвал экономические
соглашения и принял некоторые
другие меры. Таким образом он
первым сделал шаг к разрыву
межгосударственных отношений. В
этих условиях был вновь поднят
вопрос о границе. Старая рана
вновь открылась.
В начале
сентября 1959 г. начальник отдела Дальнего
Востока МИД СССР Михаил Тимянин
(?, 米哈伊尔·齐米亚宁
) подготовил для Н.С.Хрущева секретный
30-страничный доклад "О политическом,
экономическом и международном положении
КНР". В докладе, в частности, говорилось:
"Вскоре после ХХ съезда КПСС в КНР развернулась
кампания по борьбе с "догматизмом"
и т.н. "движением ста цветов"...Правые
элементы предъявляют многочисленные
территориальные претензии к СССР".
Чиновник советского МИДа полагал: "Хотя
цель подобных высказываний, появляющихся
в рамках политической борьбы, определить
достаточно трудно, они несомненно представляют
собой часть враждебного замысла по отношению
к нашим друзьям". Далее вновь следует
указание на то, что "на фоне шумихи,
в официальных изданиях начинают
выдвигаться "территориальные претензии
к СССР"(8). Мы видим первую реакцию
на позицию Китая в пограничном вопросе,
содержащуюся в официальном правительственном
документе, ныне оказавшемся в распоряжении
историков. Хотя в отношениях между СССР
и КНР уже имеет место четкая тенденция
к ухудшению, Тимянин все еще полон сомнений
по поводу возврата Китая к обсуждению
старых проблем, он не связывает "высказывания
правых" с позицией китайского правительства.
В конце
сентября 1959 г. после завершения своего
визита в США, Н.С.Хрущев прибыл в
Пекин для участия в праздновании
10й годовщины образования КНР.
2 октября, в ходе 7-часовых переговоров
с Мао Цзэдуном и другими руководителями
КНР, Хрущев указал китайской стороне
на пограничный конфликт между Китаем
и Индией. Чжоу Эньлай парировал: "Вы
тоже плохо решаете территориальный
вопрос, вы хотите говорить об этом?"(9).
Таким образом он указал на то, что в отношениях
двух стран имеются территориальные вопросы,
ожидающие разрешения. Впервые после "медового
месяца" в отношениях КНР и Советского
Союза, руководители двух стран вступили
в столь ожесточенный спор.
В августе
1960 г. Советский Союз спровоцировал
первый пограничный инцидент в районе
перевала Буз-Айгыр в китайском
Синьцзяне. В апреле-мае 1962 г. около
60 тысяч китайских граждан перешли
на советскую территорию в районе
Или и Тачэна [Чугучак -
прим.пер.]. Покой и мир в приграничных
района СССР и КНР были нарушены. В октябре
того же года Н.С.Хрущев, выступая на сессии
Верховного Совета СССР, вновь высказался
по поводу отвественности КНР за китайско-индийский
конфликт: "Советский Союз уверен, что
Индия ничем не угрожает Китаю. То что
китайская сторона в одностороннем порядке
прекратила огонь - это хорошо. Но разве
не лучше было бы китайским войскам в то
же время вернуться на исходные позиции?"(10).
Продолжая, Хрущев задал вопрос: почему
Китай, споря с Индией, не требует возвращения
Макао и Гонконга?(11)