Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:48, реферат
Читателей привлекают гражданственность автора, его боль за печальное состояние экономики России и российского государства, глубокая обеспокоенность будущим страны. Поразительная ясность и трезвость мышления, удивительная для непрофессионального экономиста способность охватить различные стороны экономики России и показать их взаимосвязи, выявить причины экономического упадка. Великолепный стиль и манера изложения. Оригинальность мышления, способность находить интересные новые объяснения экономическим явлениям. Хорошее знание истории России.
Введение 3
Грозит ли экономический кризис? 4-14
Заключение 15
Список используемой литературы 16
РЕФЕРАТ
ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ АМЕРИКА?
Грозит ли экономический
кризис?
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Пожалуй, ни одна книга по экономическим проблемам в 90-е годы не была столь популярной, как книга А. П. Паршева «Почему Россия не Америка».
Читателей привлекают гражданственность автора, его боль за печальное состояние экономики России и российского государства, глубокая обеспокоенность будущим страны. Поразительная ясность и трезвость мышления, удивительная для непрофессионального экономиста способность охватить различные стороны экономики России и показать их взаимосвязи, выявить причины экономического упадка. Великолепный стиль и манера изложения. Оригинальность мышления, способность находить интересные новые объяснения экономическим явлениям. Хорошее знание истории России.
Эти качества отличают книгу А. П. Паршева от большинства выходящих в России экономических произведений экономики.
Успех книги А. П. Паршева определяется и еще в обществе под влиянием неудачных реформ, связанных с попыткой перенести в Россию западные методы хозяйствования и политической жизни, накопились глубокая враждебность к Западу, ощущение, что Западу эти реформы нужны для ослабления России и собственного обогащения в ходе интеграции России в мировую экономику. Приводимые в книге А. П. Паршева аргументы подкрепляют это ощущение научным, как кажется сторонникам этой точки зрения, обоснованием. Именно поэтому книга наибольший успех имела у сторонников коммунизма и особого пути России, стала, чуть ли не их Библией.
На первый взгляд, монография посвящена одному крупному вопросу экономической политики – перспективам привлечения иностранного капитала в Россию, точнее, отсутствию таких перспектив. На самом деле автор дает свое видение особенностей России и свой взгляд на пути решения ее общественных и экономических проблем.
Грозит ли России экономический кризис?
Наиболее оригинальным в книге является то, что автор придает огромное значение географическому положению России, которое он считает крайне неблагоприятным, прежде всего по климатическим условиям. Из двухсот стран мира, утверждает А. П. Паршев, по суровости климата с нами может сравниться только Монголия1. Даже в Канаде и Скандинавии, с которыми Россию обычно сравнивают, гораздо теплее.
Объяснение особенностей
отдельных цивилизаций
Классики западной
экономической мысли также
Более суровые климатические условия предопределяют неконкурентоспособность экономики России, поскольку требуются несравненно большие, чем у конкурентов, затраты на отопление, возведение зданий и сооружений, поддержание жизни населения. К негативным особенностям России А. П. Паршев относит также огромные пространства страны, требующие больших затрат на перевозки, короткий вегетационный период и некоторые другие. Поэтому, по мнению А. П. Паршева, российская экономика никогда не сможет стать привлекательной для иностранных инвестиций, в принципе не может конкурировать ни с развитыми, ни с развивающимися странами из-за высоких издержек, вызванных в первую очередь суровым климатом.
Огромная заслуга А. П. Паршева в том, что его анализ свободен от иллюзий и показывает действительность в самом мрачном виде такой, какая она есть.
Автор доказывает, что происшедшая после 1991 г. интеграция России в мировое хозяйство привела к огромным потерям для ее экономики.
Он резко критикует идею конвертируемости российской валюты как одну из причин развала ее экономики после 1991 г. Важнейшим негативным результатом интеграции России в мировую экономику А. П. Паршев считает огромные объемы экспорта капитала из России и вследствие этого (и паразитической деятельности новой русской буржуазии) катастрофическое проедание производственных фондов российской экономики.
Автор крайне низкого мнения о подавляющем большинстве известных российских экономистов. Столь же низкого мнения он и о новой российской буржуазии, считая ее паразитической и абсолютно неспособной к созидательной деятельности. При этом он очень высокого мнения о достижениях советской экономики, государственной мудрости политических и хозяйственных руководителей Советского Союза в сталинский период.
Совершенно справедливы его утверждения о том, что интеграция России в мировую экономику в целом оказалась намного более вредной, нежели полезной. Очевидное доказательство тому – огромный вывоз капитала из России.
Совершенно оправданна тревога автора по поводу разрушения производственного потенциала России в 90-е годы. Эта проблема широко стала обсуждаться только в последние два года. До этого преобладало мнение о достаточности производственных фондов в стране, образовавшихся, якобы даже с избытком, в советский период. Инакомыслящими были в этот период буквально единицы.
Рассматривая возможные источники экономического прогресса, А. П. Паршев много внимания уделяет развенчанию мифа о безграничных запасах полезных ископаемых в России. Он показывает, что с учетом местоположения и условий добычи полезных ископаемых эффективные запасы намного меньше, чем их оценивают в российской статистике национального богатства. Так, при официальных разведанных запасах полезных ископаемых в объеме 28,6 трлн дол. эффективные запасы А. П. Паршев считает равными 5–10 трлн. дол1.
«Ресурсы - это сырье, комплектующие,
оборудование, лицензии, технологии»
«...в условиях мирового рынка цена
на все покупное во всем мире примерно
одинакова.... Но это значит, что разворачивать
на территории России какое-нибудь производство
из покупного сырья ничуть не выгоднее,
чем в любом другом месте»
«Может быть, в России российское сырье
дешевле хотя бы потому, что ближе? Нет.
К сожалению, с точки зрения транспортных
расходов, источники сырья для российской
промышленности не ближе, чем для западноевропейской
или южно-азиатской. Российское сырье
находится в Азии, а российские промышленность
и рабочие - в основном в Европе». «Беда
в том, что сухопутный транспорт существенно,
на порядок, дороже морского, и отвезти
морем норильский никель в Лондон и даже
Куала-Лумпур не дороже, а дешевле, чем
в Москву, из-за перевалки и длинного железнодорожного
плеча. Морские транспортные тарифы в
мире на порядок ниже любых сухопутных».
«Доставка даже тюменской нефти в центр
России обходится в принципе ненамного
дешевле, чем в Западную Европу». «Таким
образом, «свои» ресурсы для каждого конкретного
пользователя не будут более дешевыми,
чем для других, иностранных, потребителей».
«Говорят, что у нас много
сырья. Это миф, а говоря
по-русски, вранье. ... И о серьезности
ситуации специалисты
Паршев говорит далее: «Вполне
возможно, что разведанные запасы сейчас
уже правильнее оценивать в 5-10 трлн. долларов,
а прогнозные - не дороже разведанных».
И приводит таблицу о том, на сколько лет
России хватит запасов полезных ископаемых:
Нефть - 35 лет, Природный газ - 81, Уголь -
60-180, Железные руды - 42, Ниобий - 43, Медь
- 40, Никель - 40, Молибден - 40, Вольфрам - 37,
Цинк - 18, Свинец - 15, Сурьма - 14, Золото россыпное
- 12, Золото коренное - 37, Фосфаты - 52,Калийные
соли - 112. при этом поясняется, что расчет
проведен, исходя из уровня добычи 1991 г.
«Особенно тревожна ситуация с
прогнозными запасами. Хотя они и существенно
больше разведанных, 80% из них - это уголь
и сланцы, добывать которые просто нерентабельно.
Поэтому из этих 140 триллионов долларов
прогнозных запасов по крайней мере 112
трлн. можно не учитывать. И часть из оставшихся
28 триллионов - такие же».
«Точные данные о запасах
нефти у нас на самом деле почему-то секретны,
хотя для оценки месторождений привлекаются
американские, аудиторские фирмы. По зарубежным
оценкам у нас 7% мировых. Много это? Это
мало. Это мизер! У Венесуэлы - 8%, а Венесуэла
поменьше и потеплее России». «Кроме того,
есть вполне обоснованные подозрения,
что реальные запасы нефти и газа у нас
даже меньше, чем значится официально».
«В общем, нет у нас ничего такого,
что Западу необходимо позарез. Все или
кончается, или отвалилось вместе с Назарбаевым,
или дорого добывать».
Вывод Паршева: «Итак, по разделу сырья
и комплектующих наша обрабатывающая
промышленность никакого выигрыша не
имеет, и эта статья затрат привлекательности
в глазах инвесторов не добавляет».
Учитывая ограниченность сырьевых, в том числе и топливных ресурсов России, А. П. Паршев считает преступным для будущего страны нынешний значительный экспорт сырьевых ресурсов.
Трудно не согласиться с этой точкой зрения. Сейчас активно разворачивается экспорт газа из России. Казалось, газа хватает, по официальным оценкам, даже разведанные запасы обеспечивают внутренние потребности на 81 год.Но в эти запасы входят и месторождения Ямала, которые взять очень трудно. Уже много раз обещали начать их освоение, но пока безрезультатно. Газовики начинают сокращать поставки газа для внутреннего потребления, а замены ему пока не находится.
Большую трезвость и проницательность проявляет А. П. Паршев и при рассмотрении других проблем экономического положения России. Так, он подвергает сомнению выгодность для России экспорта таких энергоемких продуктов, как алюминий и аммиак, справедливо считая, что их нынешняя рентабельность является лишь следствием дешевизны электроэнергии, и их вывоз представляет собой не что иное, как косвенный вывоз дешевой электроэнергии. 1
Подвергает он сомнению и перспективность экспорта оружия из России. Во-первых, он отмечает, что сейчас торговля идет оружием, сконструированным в СССР, а не в России2.
Но есть и другая причина: как считает А. П. Паршев, экспорт оружия может быть эффективен при крупномасштабном производстве вооружения, снижающем издержки на единицу выпущенной продукции. Поскольку сейчас поставки оружия для внутреннего потребления малы, сомнительна и эффективность его экспорта за счет производства, а не старых запасов.
А. П. Паршев делает вывод о том, что крах российской экономики должен наступить в ближайшие годы.
Автор подкрепляет вывод
о тотальной
Важное место в аргументации А. П. Паршева о нереальности надежд на иностранные инвестиции занимает таблица, показывающая калькуляцию затрат на выпуск 100 долларов промышленной продукции в разных страна3. Таблица производит уже на первый взгляд довольно странное впечатление. Из нее следует, например, что только в двух странах из числа рассматриваемых (Россия, Великобритания, Италия, Германия, Франция, США, Япония), а именно – в Японии и США, издержки меньше, чем выпуск.
Однако есть и коренное отличие ситуации в российской промышленности от других стран. Если отбросить заработную плату, в других странах, кроме России, все остальные статьи затрат в сумме меньше 100 долларов. И только в России две статьи («топливо, электроэнергия» и «сырье, полуфабрикаты») дают в сумме 152,5 доллара, т. е. намного больше, чем объем продукции. Из этого факта А. П. Паршев делает совершенно справедливый вывод: «Даже если нашим рабочим вообще не платить, то наши издержки все равно существенно выше, чем в других странах с зарплатой».
Он логично заявляет, что при таком положении не найдется иностранца, желающего вкладывать деньги в российскую экономику.
На вопрос как привлечь
инвестиции Паршев даже не пытается ответить.
Он просто резюмирует: «привлечь иностранные
инвестиции в российское промышленное производство
нельзя никак, никакими силами». А объяснение
своей позиции начинает с определения,
что такое инвестиции.
Паршев предлагает
следующее определение: «Инвестиции -
это «долгосрочные вложения капитала
в отрасли промышленности». И поясняет.
«Имеется в виду, что на эти инвестиции
должно быть развернуто производство,
оно должно начать выдавать продукцию,
и лишь когда начнет поступать выручка
за нее, только тогда инвестор начнет получать
отдачу - сначала он возместит свои вложения,
затем начнет получать и прибыль». Впрочем,
и это для Паршева не совсем точное определение
инвестиций. Следует новое уточнение –
«инвестиции в конечном итоге должны быть
материальны - это строительство, закупка
нового оборудования, смена технологий».
Паршев наделяет инвестиции новыми дополнительными
признаками – «немаловажно и отношение
к персоналу предприятий - проходит ли
он обучение, делаются ли пенсионные вклады,
вообще - заботится ли новый владелец о
своей репутации, надеется ли он долго
присутствовать на выбранном участке
рынка». В последствии окажется, что и
это еще не все, Паршев пишет далее, о том,
что он «сознательно» не принимает «в
расчет инвестиции в некоторые специфические
виды промышленности, а именно табачную
и алкогольную».
Удивительное в главе, это мнение
Паршева о том, зачем нам были нужны иностранные
инвестиции: «... Имелось в виду, что инвестиции
должны обеспечить развертывание в нашей
стране не просто конкурентоспособного
производства, а такого, продукция которого
должна была продаваться на мировом рынке
и увеличивать поступление валюты в страну.
Ради этого все начиналось! ... нам и требовались
именно иностранные инвестиции - в мире
можно было купить то, чего у нас в стране
не было».
Впечатление о фатальной неконкурентоспособности России усиливается А. П. Паршевым в главе «Передел». В ней автор, опираясь на ту же таблицу, доказывает, что чем выше стадии обработки, тем менее конкурентоспособна российская продукция, так как на каждой стадии неконкурентоспособность, вызванная природными условиями, умножается.
Высокая материалоемкость