Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:12, реферат
Реферат посвящен первому российскому императору Петру Первому. В содержании реферата рассказано о воспитании и становлении личности Петра Первого.
Раскрываются главные моменты из жизни правления Петра Великого, такие как Азовские походы, Великое посольство, а также реформы Петра Первого, которые несут в себе большую роль для отечественной истории России.
Введение 2
1. Детство Петра I 2
2. Первые годы самостоятельного правления Петра I 7
3. Великое посольство 8
4. Петра творенье 16
5. Петровские реформы. 18
5.1 Реформы армии и флота. 18
5.2 Преобразования центрального и местного управления. 19
5.3 Церковные преобразования. 22
5.4 Денежная реформа. 23
Заключение 26
Список литературы: 28
План:
Введение 2
1. Детство Петра I 2
2. Первые годы самостоятельного правления Петра I 7
3. Великое посольство 8
4. Петра творенье 16
5. Петровские реформы. 18
5.1 Реформы армии и флота. 18
5.2 Преобразования центрального и местного управления. 19
5.3 Церковные преобразования. 22
5.4 Денежная реформа. 23
Заключение 26
Список
литературы: 28
Реферат посвящен первому российскому императору Петру Первому. В содержании реферата рассказано о воспитании и становлении личности Петра Первого.
Раскрываются
главные моменты из жизни правления
Петра Великого, такие как Азовские
походы, Великое посольство, а также реформы
Петра Первого, которые несут в себе большую
роль для отечественной истории России.
Царствование Петра I является одной из самых ярких страниц в истории России. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры.
Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, «Наполеоном и Робеспьером», называли анархистом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь реформатор кардинально изменил ход русской истории.
Победив Швецию и внедрив в российское общество прогрессивные достижения Запада, Петр расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.
В то же время реформы легли тяжелейшим гнетом на простой народ. Много людей погибло от непосильного труда, казней и пыток. Воздвигнутый Петром Санкт-Петербург до сих пор считается «городом, построенным на костях».
Петр I правил 42 года. Страсти вокруг его имени кипят уже 200 лет. И актуальность этой страницы российской истории не ослабевает по сей день. Представители реакционных сил осуждали его реформы самым резким образом. Для представителей прогрессивного лагеря он был крупнейшим преобразователем, великим сыном своей страны.
Еще в дореволюционный период сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Споры эти имеют место также и в наши дни.
Масштаб личности этого великого человека подтверждают большое количество художественных произведений, поэзии, скульптур и живописи, художественных фильмов и музейных собраний.
Петр – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг и за рубежом.
Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, — сыном-первенцем. Накануне Петровского поста это событие было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царицыной Золотой палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом монастыре и нарекли Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» — измерить длину и ширину его тельца — и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой — лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.
Со временем у царицы появились и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна ни на миг не отпускала от себя своего любимца «свет-Петрушеньку». Малыша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам, конькам и пушечкам. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детские ружьецо и сабельку.
Благодаря первым счастливым и спокойным годам жизни, проведённым в материнской горенке, Пётр навсегда полюбил небольшие, уютные комнаты с низкими потолками и маленькими оконцами. Такие комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды, будучи с официальным визитом во Франции, Пётр предпочёл приготовленным для него огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою спальню устроить в тесной и тёмной комнате, ранее служившей гардеробной. В конце января 1676 г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство пятнадцатилетний Фёдор, сводный брат Петра, — сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. «Книжный» человек, Фёдор беспокоился, что брата не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Наталье. Она же считала, что сын ещё слишком мал, и не торопилась с его обучением. Наконец через полтора года нашли подходящего, по мнению царицы, учителя. Если обучение царя Алексея Михайловича проходило под руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса Морозова — людей образованных и искушённых в книжной премудрости, а наставником Фёдора и Софьи был Симеон Полоцкий — выдающийся писатель, педагог и учёный монах, то в учителя к Петру определили ничем не примечательного дьяка Никиту Моисеевича Зотова. Недостаток образованности, однако, искупался тем, что, будучи человеком терпеливым и добрым, Зотов не только не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но и сумел завоевать доверие царевича. К тому же, как того желала царица Наталья, он «ведал Божественное Писание», изучению которого уделял основное внимание в занятиях с Петром. Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог свободно цитировать Священное Писание или спорить о толковании того или иного места в Евангелии.
Зотову
вменялось в обязанность
Из Оружейной палаты Никита Зотов постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития интереса ученика к «историческим» предметам — военному искусству, дипломатии и географии, — заказывал для него «потешные тетради» с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. В зрелом возрасте Пётр I не раз проявлял разнообразные и глубокие исторические знания. Царем всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками.
Царевич
с детства отличался
С 1683 года в селе шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные» полки (от слова «потеха» - игра, развлечение, забава). В 1686 году в числе «потешных» солдат оказался сын конюха А.Д.Меньшиков, будущий ближайший друг Петра.
На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его «потешных» артиллерийской науке. Правда, чтобы мальчишки – солдаты не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.
Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и легкую для запоминания.
Привычка заполнять часы досуга разными «рукомёслами», выработавшаяся у маленького Петра, сохранилась на всю жизнь. Даже принимая иностранных послов, царь мог во время беседы строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцу пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить царю верительные грамоты, — настолько тот был увлечён оснасткой линейного корабля «Предестинация», устройство которого было лично разработано Петром.
Царь Фёдор Алексеевич скончался весной 1682 г., не назвав имени своего преемника. После него на русский трон могли претендовать два брата — шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали жестокую борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Однако с этим не пожелали примириться родственники царевича Ивана и царевны Софьи — Милославские, - усмотрев в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Недовольные, они нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек.
Ранним
утром 15 мая 1681 г. в стрелецких слободах
зазвучал набат. Стрельцы, подстрекаемые
Милославскими, вооружились и с
криками, что Нарышкины убили
царевича Ивана, двинулись в Кремль.
Правительница Наталья
Десятилетний Петр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным слово «стрельцы», которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких, слезы и унижения матери.
Софья находилась у власти с 1682 по 1689 г. Она, так же как и ее брат Федор, была ученицей Симеона Полоцкого, была хорошо образована: читала, писала стихи, владела латынью и польским языком. Современники давали Софье противоречивые оценки: умна, предприимчива, любознательна, завистлива, честолюбива, властолюбива, коварна.
Первым помощником Софьи стал князь Василий Голицын, возглавлявший Посольский приказ. Под его руководством в 1687 и 1689 гг. состоялись два похода русской армии в Крым. Первый оказался неудачным — крымчаки подожгли степь, войскам не хватало воды, что привело к болезням. Правительство обвинило в поджоге степи гетмана Левобережной Украины Самойловича, который не пользовался популярностью. Самойлович был низложен, гетманом стал Иван Степанович Мазепа. Голицын доносил в Москву о победе над татарами, которые вроде даже не стали воевать с русскими. В 1689 г. Голицын повторил поход, в этот раз несколько сражений состоялось. Но решительного сражения противник избегал, отступая к Перекопу. В районе перешейка русские войска, простояв один день, развернулись и ушли. Софья, несмотря на отсутствие побед, отблагодарила фаворита наградами и почестями.