Петровские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по – разному. Все зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что второстепенным. Но все же можно согласиться в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов, происходило от громадности дела, совершенно Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно и тем долее толкуют о нем…». Эти слова наиболее четко подчеркивают значение Петровских реформ, а также их толкование.

Содержание

Введение 2
1. Преобразования в области культуры, на фоне Петровских реформ. 3
2. Петербург – новая столица Империи. 10
2.1 История основания Санкт – Петербурга; 10
2.2 Петербург, как центр «новой» культуры. 16
Заключение 19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Петровские реформы.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

    От барокко в Петре были многие черты  его  характера:  склонность  к учительству, уверенность в своей правоте, «богоборчество» и пародирование религии в сочетании с несомненной религиозностью, доброта и жестокость и многое другое, что определяло противоречивость его натуры.

    Эпоха петровских реформ была подготовлена разными линиями развития русской культуры, многие из которых восходят еще к XIV в. Не один XVII в. подготовил  собой  переход  к   новому  времени,   но   все развитие  русской культуры. Петровска эпоха только потому была воспринята как кульминационный пункт этого перехода, что именно в это время произошла смена «знаковой системы». Обращение к Западу было не существом процесса, а лишь его естественным порождением.

    Чем больше мы изучаем изменения и развитие русской культуры в XIV- XVII вв., с одной стороны, и ее судьбу в новое время – в XVIII-XIX вв. – с другой, тем отчетливее цельность всего процесса. В этом цельном процессе эпоха петровских  реформ  была  эпохой  «осознания»  совершающегося  и  поэтому эпохой очень важной, но не вносящей ничего катастрофического в развитие русской культуры.3 

 

    

    2.Петербург  – новая столица  Империи.

    Как мы уже рассмотрели в 1 главе, конец  XVIIв. ознаменовался крупными политическими, военными реформами.  В соответствии с этим, следует упомянуть, что одним из символов той эпохи стало любимое детище реформатора – новая столица Санкт – Петербург.

    2.1 История основания  Санкт – Петербурга

    Город был основан 16 (27) мая 1703 г., в день православного праздника Святой Троицы, в центре исконно русской Ижорской земли – на берегу реки Невы. В течении почти десяти веков селились русские люди на этих землях, здесь ими были построены города Ям, Копорье и Орешек. Их соседями издавна были корелы, ижора и водь.

    В начале XVII в., раздираемая внутренней смутой, Россия потеряла целый ряд своих территорий. По Столбовскому договору 1617 г. Ижорская земля перешла во владение шведской короны.

    В 1700 г. царь Петр I начал войну за Ижорскую землю со шведским  королём Карлом XII. Она длилась 21 год и вошла в историю под названием Северной. К маю 1708 г. позади  были проигранное сражение у Нарвы и первая крупная победа 1702 г. русские веяли Нотебург (Орешек), переименованный Петром I в Шлиссельбург "ключ-город»,  ключ  к Балтике.   1  мая 1703 г.  после штурма покорилась выстроенная шведами у впадения  реки Охты  в Неву  крепость Ниеншанц (по-русски — Канцы). Через неделю в устье Невы в результате дерзкой вылазки на лодках были захвачены шведские корабля «Астриль» и «Гедан». Затем русские отряды вступили в Копорье и Ям. Так Россия вышла к Балтике.

      Однако, чтобы «ногою твердой  стать у моря»,  необходимо  было иметь здесь город-крепость, торговую гавань и верфи для  строительства флота. Царь сам  обследовал топкие, низкие берега Невы и выбрал для крепости небольшой островок Заячий, по-шведски — «Люст эйленд», т.е. «Весёлый остров». Размещенные на нём артиллерийские батареи могли держать под прицелом водную поверхность Большой и Малой Невы, откуда исходила угроза появления шведских кораблей — неприятельская эскадра бороздила Финский залив.

    Распорядившись  начинать земляные работы и оставив  набросок-чертёж, 11 мая царь на десять дней уехал но верфи города Лодейное Поле. В отсутствие Петра на острове  Заячий под присмотром его «друге сердешного» Александра Даниловича Меншикова стали закладывать крепость («фортецию»), положившую начало будущей столице Российской империи. В основу проекта был положен точный математический расчет, учитывающий последние европейские достижения. За сооружение шести бастионов крепости отвечали приближённые царя и сам Пётр. Память об этом сохранилась в их названиях: Государев, Нарышкин, Трубецкой. Зотов, Головкин, Меншиков. Огневую мощь цитадели составляли 120 пушек. 20 июня, в день тезоименитства (так называли именины, или день ангела, высоких особ) царя, при его участии в центре строительной площадки была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Паяла, и крепость стала именоваться Петропавловской.

    Возникший рядом город получил название Санкт-Петербург или,   как   говорили   в   начале    ХVIII. Санкт-Питербурх. Оно напоминало царю о его первой поездке   в   Европу   в    1697— 1698 гг., когда под именем Петра Михайлова (окружающие звали    его   Питером)   он    четыре    месяца усердно осваивал на Сардамских  верфях   профессию корабельного плотника. Об основания Петербурга сообщалось в первой русской   газете   «Ведомости» в октябре 1703 г.

    За  строительством крепости в устье  Невы следил я самоуверенный Карл ХП. Шведский король едко заметил: «Пускай сосед Пётр строит города которые будут взяты шведами».

    

    .

    Начиная с 1705 г. почти три десятилетия строительными работами в Петропавловской крепости руководил прибывший из Дании итальянский архитектор Доменико Трезини. При нём в 1706 г. деревянные стены Петропавловки стали заменять кирпичными (гранитная облицовка   появилась лишь в  1779—1786  гг.).

    Осенью  1704 г. по чертежу царя на противоположном берегу реки напротив Васильевского острова начали закладывать новую крепость — Адмиралтейство. Его «светлицы» -мастерские, амбары, стапеля и прочие постройки защищали пять бастионов с «куртинами» (стенами), рвом и земляным валом в виде буквы «П», открытой к реке. Адмиралтейская игла (высокий шпиль, завершавший центральный бастион верфи-крепости) стало ещё одним символом Петербурга — морского порта, символом присутствия России на Балтике.

    Для защиты города со стороны Финского залива, напротив острова Котлин, по чертежу и модели Петра к маю  1704 г. Возводится артиллерийский флот Кроншлот («Коронный замок») – трехъярусная крепостная башня, возвышающаяся в море на искусственно созданном острове. Одновременно сооружаются артиллерийские батареи на самом Котлине. Так было положено начало Кронштадтской крепости, где с 20-х гг. XVIII в. и до наших дней находится главная база Балтийского флота России. Спешка с возведением оборонительных сооружений не была напрасной. В июле 1703 и в июне 1704 гг. Кроншлот и артиллерийские батареи Котлине вместе с русскими кораблями отразили попытки шведского флота прорваться к Петербургу. Подходили шведы к городу и в 1705г.

    Развернувшееся  строительство потребовало огромного числа рабочих рук. По царским указам ежегодно с марта по сентябрь в три смены на берега Невы должно было прибывать до 40 тыс. человек почти из 40 городов. Реально численность рабочих в смену достигала 12- 18 тыс. Помимо них Петербург возводили солдаты, а в конце войны и пленные шведы.

    С 1706 г. планировкой городских территорий и проектированием отдельных зданий ведало специальное учреждение — Канцелярия от строений. В ней работали приглашённые из-за границы архитекторы и свои, русские зодчие, а также художники, скульпторы и резчики. Возглавлял Канцелярию Доменико Трезини.

    Уже в первые годы в строящемся Санкт-Петербурге   ярко   проявилось столкновение национальных традиции и  новых западноевропейских градостроительных веяний.

    В отличие от Запада, где проповедовался принцип преодоления «натуры» (природы), подчинении её планам а разуму человека. Для русского градостроительного искусства было характерно умение гармонично вписывать облик города в природный  ландшафт. В Петербурге это нашло отраженно в том, что крупные острова становились обособленными районами города, о общую композицию слагающегося плана определил рельеф местности — водное пространство Невы, ее рукава и протоки.

    Традиционно русским явлением было и расселение жителей Петербурга слободами, которые формировались по социальному, профессиональному и  национальному признакам.  Отсюда их названия:   Пушкарская,   Ружейная,   Монетная, Посадская, Купеческая, Офицерская, Большая и Малая Морские, Татарская, Русская, Французская и т.д. Европейским новшеством стали диктуемые сверху принципы застройки слобод. Места для городских усадеб размерялись «линейно». Первая «линия» домов строилась вдоль берега, остальные — параллельно ей в глубь островов. Внутри линий  устраивались  проезды  к  Неве,  образовавшиеся таким образом кварталы делились на участки, раздаваемые жителям. Дома предписывалось возводить вплотную друг к другу, «единою фасадою», а не в глубине двора, как было принято в России. Когда расположение домов и участков нарушалось,   следовали   грозные   распоряжения царя.   Улицы   выпрямлялись,   даже   если   это требовало сноса зданий.

    К числу первых сооружений Петербурга, дошедших до наших дней, относится Домик Петра на Городовом острове — одноэтажный бревенчатый дом, состоящий из двух комнат и снаружи расписанный на голландский манер «под кирпич». Рядом с царём начали строиться его приближённые — Александр Ментиков, Никита Зотов, Пётр Шафиров, Гавриил Головкин. Им отводились участки поберегу Невы. Вскоре здесь, по соседству с торговой пристанью, образовался Первый городской центр: Троицкая площадь с Троицким собором посередине. Гостиным двором и трактиром под названием «Австерия четырёх фрегатов», где Пётр любил устраивать застолья в дни своих именин и годовщин побед. Здесь же с 1714 г. первоначально располагались правительственные учреждения новой столицы, в помещении которых находилась Аудиенц-камора — официальный зал для приёмов русского царя. В честь первых побед отечественного флота на площади возводились памятные сооружения — Гангутская триумфальная арка (1714 г.) и Гренгамская триумфальная пирамида (1720 г.)Под сводами Троицкого собора звучали блистательные проповеди убежденного сторонника Петровских реформ епископа Феофана Прокоповича, а в дня празднования Ништадт «кого мира, завершившего тяжелейшую войну со Швецией, 22 Октября 1721 г, Россия  была провозглашена империей. На троицкой площади, устраивались военные парады, а также знаменитые маскарадные шествия, а которых принимали участи» до тысячи масок; сжигались многочасовые фейерверки.

    В первые десятилетия история Петербурга была самым тесным образом связана  с ходом Северной войны. Решающую роль в судьбе города-крепости сыграл разгром шведской армии под Полтавой 27 нюня 1700 г. В военном соперничестве двух стран наступил перелом в пользу России, вопрос о возвращении невских земель был решен окончательно.

         1710  год принес России военные  успехи в Прибалтике. В июне  капитулировал Выборг, после взятия  которого, по выражению Петра,  «Санкт-Питербурху конечное безопасение  получено». В июле сдалась Рига, в сентябре — Ревель (Таллинн). Теперь стало возможным осуществить давний план царя — перенести в «град Петров» столицу Российского государства.

    С 1712 г. в новый город постепенно переехали центральные правительственные учреждения (сенат, приказы, заменённые в 1718 г. коллегиями), царская семьи и двор, дипломатический корпус; сюда были переведены гвардейские полки и учебные заведения.

    С перенесением столицы в Санкт-Петербург  начиналась новая глава в истории  его застройки. Войдя после блистательных  военных побед в европейскую  политику, победитель Карла XII собирался строить отношения с правящими домами Европы на равных. Но для этого Петру I было необходимо представлять в качестве монарха не самобытную (а следовательно, по мнению Европы, «варварскую» и «нецивилизованную») Московию, а государство с европейскими нормами общения, устройства придворной жизни, армии, управления. Облик новой просвещённой России должен был создать удивительный, поднимающийся «из тьмы лесов и топя блат (болот — Прим. ред.)» европеизированный Петербург.

    Политический  расчёт царя, тонко учитывал и архитектурную  моду эпохи, и то отношение к зодчеству  и градостроительству, которое было выработано при влиятельных дворах Европы.

    Не  придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Пётр I всё внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петергофе (Петродворце). Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А, Леблон, Б.К, Растрелли.

    2.2 Петербург, как центр «новой» культуры.

    Одновременно  с градостроительными работами шло  становление новой общественной и культурной жизни невской столицы. А.С. Пушкин отмечал, что в результате петровских войн «европейское образование причалило К берегам завоеванной Невы» В Петербурге открылись учебные заведения, ориентированные на светские знания. В 1715 г. сюда из Москвы переводится Навигацкая школа, получившая название Морской академии. Принимали учеников артиллерийская, инженерная, медицинские школы. Для дотай мастеровых, матросов и «прочих людей» открывается русская школа.

    Были  созданы первые в России музеи. В  Цейхгаузе Петропавловской крепости «для памяти" начали собирать военные трофеи, положившие начало коллекциям Военно-исторического музея. Действующая с 1709 г. «Модель-камора» стала родоначальницей Военно-морского музея. Для царской Кунсткамеры привозили из разных угол* ков страны и выписывали из-за границы «махины», «монстры», «раритеты» и прочие диковины. Открытая в 1719 г., Кунсткамера стала первым русским музеем. («Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»» — заявил царь и... отдал распоряжение подносить посетителям музея, как дорогим гостям, рюмку водки с закуской.) В это же время начала' работать первая общественная библиотека. В ней можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.4

    С 1719 по 1734 г. на Васильевском острове для Кунсткамеры и библиотеки построили специальное здание, в боковых корпусах которого располагались анатомический театр, музей, библиотека, кабинет редкостей в обсерватория,

    В 1718 г., вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка  проекта создания в России подобного научного центра — Петербургской Академии наук. Она была основана в 1725 г.» уже после смерти великого реформатора.

Информация о работе Петровские реформы