Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:57, реферат
Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по – разному. Все зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что второстепенным. Но все же можно согласиться в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов, происходило от громадности дела, совершенно Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно и тем долее толкуют о нем…». Эти слова наиболее четко подчеркивают значение Петровских реформ, а также их толкование.
Введение 2
1. Преобразования в области культуры, на фоне Петровских реформ. 3
2. Петербург – новая столица Империи. 10
2.1 История основания Санкт – Петербурга; 10
2.2 Петербург, как центр «новой» культуры. 16
Заключение 19
Список литературы
Введение
1.
Преобразования в области
культуры, на фоне Петровских
реформ.
2.
Петербург – новая
столица Империи.
2.1
История основания
Санкт – Петербурга;
2.2
Петербург, как
центр «новой»
культуры.
Заключение
Список
литературы
Введение
Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по – разному. Все зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что второстепенным. Но все же можно согласиться в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов, происходило от громадности дела, совершенно Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно и тем долее толкуют о нем…». Эти слова наиболее четко подчеркивают значение Петровских реформ, а также их толкование.
Следует отметить, такое историческое
явление, как основание Санкт
– Петербурга, ведь он является
олицетворением всей
1. Преобразования в области культуры, на фоне Петровских реформ.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII в. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Тогда появляются первые зачатки регулярной армии – так называемые полки иноземного строя. Появляются важные изменения в культуре: появляются театры, первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украины – и временно – Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII в. расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода (место поселения европейцев), впоследствии оказавшее столь сильное воздействие на юного Петра. 1
Следует отметить, что влияние Запада, на взгляды и решения Петра I, во многом способствует развитию некоторых реформ. Но эти преобразования не просто копируются с европейских канонов, а адаптируются для России. Подтверждения этого я хочу привести слова В.О. Ключевского: «Петр, взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Именно эти преобразования совершили коренной переворот, обновивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала. Сближение России и Запада, вовсе не было целью для Петра, в его глазах отношения с Европой были лишь средством для достижения цели. Для культурного обогащения населения, Петр десятками посылал за границу русскую молодежь. Посланные, обучались математике, естествознанию, кораблестроению, мореплаванию. Так же с Запада в Россию привлекались ученые с разных областей. С помощью этого двухстороннего потока информации, Петр заводил в России то, что он видел полезного в Европе, и чего не было в России.2
Резюмируя
вышесказанное, следует сказать
о преобразованиях в области
кльтуры, науки и быта. Процесс
европеизации России получил, пожалуй,
самое яркое воплощение в культурных
преобразованиях Петровского
С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю от «сотворения мира», а по-европейски от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так 7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому. Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая русская. Церковнославянский шрифт, которым печатались «Ведомости...», в 1708 г. был заменёна «гражданский», латинизированным этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России. Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для этого в 1717 г. был переведён и издан специальный учебник «Юности честное зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях. Ассамблеи вольные собрания для дворян были учреждены в 1718 г.Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и, тем более, никогда не носил париков.
Далее мне хотелось бы привести суждения о Петровской эпохе, некоторых известных людей, например Карамзин в речи,произнесенной в 1818 г. в Российской академии сказал:«Петр Великий, могучею рукою своею преобразовав отечество, сделал нас подобными европейцами, жалобы бесполезны. Связь между умами древних и новейших россиян прервалась навеки».
А вот позиция современного автора: «В XVIII столетии русская литература порвала с древними национальными литературными формами. Следовательно, здесь не первый план выплачивают различия, а не общность».
Действительно ли Петр и его эпоха были перерывом между старой и новой Россией? Действительно ли культура новой России пошла целиком за Западом, оборвав традиции и зачеркнув все наследие старой Руси?
Уже в XIX в. в этой точке зрения стали сомневаться историки русской литературы – А. Н. Пыпин, В.М. Истрин, А.И. Соболевский. Но и
эти ученые сомневались в том, что перерыв был, что он был вызван «западным влиянием». Речь шла только о том, чтобы этот «перелом» рассматривать на протяжении более длительного времени.
Между тем изучение закономерностей развития древнерусской культуры приводит нас к совершенно отчетливому представлению о том, что в течение нескольких веков, а не одного только XVII в. шел процесс перехода к новому этапу в развитии русской культуры со всеми его общеевропейскими чертами и особенностями.
В древнерусской литературе может быть отмечено несколько линий развития, приведших в конечном счете к появлению культуры нового времени. Среди этих линий на первом месте находится линия, связанная с проявлением личностного начала во всех видах творчества и в самых разнообразных формах.
Личностное начало, признание ценности человеческой личности, индивидуальные черты в стиле произведений, в характере творчества, приведшие к появлению гениев и талантов, профессионализация искусства, секуляризация культуры и т.п. – все эти ренессансные явления возникли на Руси постепенно, в течение нескольких веков и не были обусловлены четко выраженной эпохой Ренессанса.
Переход от Средневековья к новому времени обычно совершается через Ренессанс. И хотя в России не было Ренессанса, однако в ней все же имелись заторможенные ренессансные явления, которые функционировали в течение очень длительного времени – начиная с конца XIV в. Так, барокко XVII в. тоже приняло на себя некоторые ренессансные функции, поскольку ему не предшествовал «нормальный» Ренессанс. Западное влияние в русской культуре в целом, и в литературе в частности, которое казалось раннее причиной перехода русской культуры на новые рельсы, на самом деле было следствием этого перехода.
Развитие индивидуального, личностного начала в творчестве, отход от средневековой традиционности, потребность в упорядоченных естественнонаучных знаниях, специализация и профессионализация всех видов творчества, постепенная секуляризация культуры и многое другое - все это и сделало возможным появление западных форм культуры.
В ренессансных началах западное влияние нашло благоприятную почву и основу. Будучи следствием развития ренессансных явлений,
оно в свою очередь ускорило переход от культуры средневекового типа к типу культуры нового времени.
Аналогичным образом следует рассматривать и эпоху Петровских реформ. Петровские реформы были подготовлены не только отдельными явлениями XVII в. Они явились закономерным результатом всего развития русской культуры, начавшей переходить от средневекового типа к типу нового времени.
Закономерным был разрыв и во всей средневековой «знаковой системе» культуры, произведенный Петром. Переход до него неосознанный теперь стал осознанным. Осознание перехода и заставило сменить «систему законов»: надеть европейское платье, новые мундиры, «скоблить» бороды, реформировать всю государственную и военную терминологию на европейский лад, признать европейское искусство. И эта смена «знаковой системы» ускорила развитие новых явлений в культуре.
Вопрос о том, что процессы, происходившие при Петре, могли совершиться и без Петра, поставил еще в XVIII веке историк М.М. Щербатов. Он высчитал, что для проведения таких реформ без Петра понадобилось бы семь поколений и что тогда преобразование в России закончилось бы только в 1892 г. В известном смысле Щербатов был прав. Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, но были бы сильно замедлены; при этом замедлен был бы процесс перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени.
Однако сами исторические личности, как известно, являются порождениями закономерных процессов. В этом смысле и Петр в качестве своеобразного ускорителя процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени был порождением этого процесса.
Петр как личность был типичным порождением русской культуры конца XVII в. Уточняя, мы могли бы сказать, что он со всеми его противоречивыми чертами был порождением русского барокко конца XVII в.,в котором особенно сильны были ренессансные явления: склонность к просветительству и реформаторству, к научному отношению к миру, к известному барочному «демократизму», к синтезу наук, ремесел и искусств, к характерной для русского барокко энциклопедичности образования, к барочному представлению о государственности и долге монарха перед своей державой и ее подданными, к пониманию истории как цепи исторических событий и поступков, чувствительности к западным, европейским влияниям и т.д.