Петр I и реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах ……………5
2. Государственная политика в области культурной жизни.Реформа церкви.12
3. Становление абсолютизма и его особенности………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 43.43 Кб (Скачать)

Собственность дворян, так  же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном  источнике благосостояния, ввели  майорат — запретили продавать  и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли  быть конфискованы в случае нарушения  законов, что нередко и осуществлялось на практике.

Существенной  была реформа  и в отношении  жителей городов. Петр решил унифицировать социально-политическую структуру города, привнеся в него западноевропейские институты: магистраты, цехи и гильдии. Эти институты, имевшие  глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую  действительность насильно административным путем. По образному выражению профессора Е.В. Анисимова, ремесленники, купцы, горожане русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гилвдий  и цехов. Посадское население  было поделено на две гилвдии: первую гильдию составили «первостатейные», куда вошли верхи посада, богатые  купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цехи по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с  целью выявления среди них  беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Социально-политические преобразования коснулись крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в  единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство  — институт, близкий по своим  чертам к домашнему рабству, имевший  тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении  распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс слияния усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а кроме того значительная часть их — кабальные холопы — имели, согласно традиции, право выхода на свободу по смерти своего господина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственная  политика  в области  культурной жизни.  Реформа церкви

 

Эпоха Петра I ознаменована великими деяниями царя-реформатора, сумевшего  не только «взбаламутить» Россию, создать  новую государственность, коренным образом перестроить политику и  экономику, но и изменить социально-культурный уклад. Культурные преобразования происходили  одновременно с государственными, военными, хозяйственными реформами, которые  понимались Петром I как естественная необходимость, историческая потребность  в обновлении. Его личные культурные устремления закреплялись социальными  институтами. внедренными в общество с целью обязательного усвоения. Новые культурные традиции трудно и  противоречиво, сложно и неоднозначно осваивались русскими людьми. По воле царя они становились институциональными и являлись «обязательными для исполнения».

Конкретные  культурные преобразования начались после  первого возвращения  Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация  культурной реформации России связана  с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой  культуры, образования и просвещения. Петр создал европейский уклад в  культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых  условиях новое бытование русских  людей. В его столице все должны были жить по-иному, — не так, как  в Москве. Созидание российской столицы  направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием  времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, «мощь и цивилизованность которой  будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования».

Для реализации своих целей  Петр I использовал  все доступные  средства, включая опыт стран Западной Европы. Он перенял лучшие достижения Швеции и Германии, Дании и Голландии, Англии и Франции. Процесс заимствования  зарубежного социального и культурного  опыта происходил дифференцированно  и избирательно. Иногда царя-реформатора  интересовал конечный продукт или  внешняя форма, иногда только механизм действия, а порой он использовал  лишь разработанные принципы. При  всей необходимости того или иного  опыта, практика его внедрения в  русскую действительность порой  расходилась с жизненными реалиями. Петр I использовал опыт во имя интересов  государства, а не конкретного человека, личная значимость которого не имела  для царя большой ценности. Его  принцип «тащить за уши» в новую  жизнь оборачивался неприятием, непониманием, а иногда и страхом людей.

Амбивалентность и противоречивость проводимых реформ отразились на искусственном  подходе  к организации культурной жизни, наиболее характерно проявившемся в  проведении ассамблей. Петр I стремился  осуществить их согласно общему и  широкому плану — «образить», облицевать русских людей внутри и снаружи  по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и  самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала  русский народ».

Создание ассамблей было связано с формированием новых  культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность  тем собраниям, которые Петр организовывал  в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал  ассамблеи, где веселье имело  воспитательное значение. Как государственный  деятель, Петр осознавал значение ассамблей  в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.

Пётр I изменил начало летоисчисления с  так называемой византийской эры («от  сотворения Адама») на «от Рождества  Христова». 7208 год по византийской эре  стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула  юлианский календарь как таковой  — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с  внешними проявлениями устаревшего  образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее  обращал внимание на приобщение дворянства к образованию  и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные  заведения, основана первая русская  газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась  первая книга  на русском языке  с арабскими  цифрами. До того числа  обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит  с упрощённым начертанием  букв (церковнославянский шрифт остался  для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси»  были исключены. Петром созданы новые  типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю  русского книгопечатания). Благодаря  подъему книгопечатания потребление  бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в  русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых  из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав  организуемой Академии наук (открылась  в 1725 после его смерти).

 

     Особое значение  имело строительство каменного  Петербурга, в котором принимали  участие иностранные архитекторы  и которое осуществлялось по  разработанному царём плану. Им  создавалась новая городская  среда с незнакомыми прежде  формами быта и времяпрепровождения  (театр, маскарады). Изменилось внутреннее  убранство домов, уклад жизни,  состав питания и пр.

Реформы, проведённые Петром I, затронули  не только политику, экономику, но также  искусство. Петр приглашал  иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых  молодых людей обучаться «художествам»  за границу, в основном в Голландию  и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские  пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый  художественный опыт и приобретённое  мастерство.

Постепенно  в правящей среде складывалась иная система  ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Петр I осуществил и церковную  реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало стремление Петра I ликвидировать  немыслимую при самодержавии петровского  времени «княжескую» систему  церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал  институты церкви для проведения своей политики. Подданные под  страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться  на исповеди священнику в своих грехах. Священник также согласно закону был обязан доносить властям обо  всем противозаконном, ставшем известным  на исповеди.

Осуществленные  Петром I реформы имели большое  значение для исторических и политических судеб России. Созданные им институты  власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат просуществовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное  устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г. по 1918 г., т. е. не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра 1 или после него, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

Преобразования  Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической  и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое  прогрессивное значение. Их осуществление  во многом было связанно с личностью  самого Петра I, который являлся крупным  государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки  и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель  и дипломат Петр 1 сумел в тех  сложных условиях быстро оценивать  обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, решать другие вопросы. В то же время  изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических  отношений на новые территории и  новые категории населения, на новые  сферы экономической жизни.

Для управления имуществом патриаршего  и архиерейских домов, а также  монастырей, в том числе  и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом  над монастырскими крестьянами  и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими  владениями и устройства монашеского  быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому  царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

В России было упразднено патриаршество  и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший  Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались  Императором и приносили ему  верноподданническую присягу при  вступлении в должность.

Военное время стимулировало  изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию  церковно-монастырских владений, которая  была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к  большей религиозной  терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено  исповедовать свою веру, при условии  признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в  двойном размере. Полная свобода  веры была предоставлена приезжавшим  в Россию иностранцам, сняты ограничения  на общение православных с христианами  иных конфессий (в частности разрешены  межконфессиональные браки)

 

 

 

     

 

 

 

 

 

3. Становление абсолютизма  и его особенности

 

В последней четверти XVII в. в политическом строе России отчетливо  выступают  тенденции оформления абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена Уложением 1649 г. Этим же Уложением была укреплена победа самодержавия над церковью, которая  до этого претендовала на самостоятельную  политическую роль. Крепостнические  отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем, в стране происходят большие изменения, которые переросли  в качественную форму. Постепенно средневековая  Московская Русь начала превращаться в Российскую империю.

Со  второй половины XVII в. политический строй  страны эволюционировал  к абсолютизму, что выражалось в  падении роли институтов, характерных  для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической  системы. Самодержавию приходилось  лавировать между группировками  господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все  прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия в централизации  управления. В этом же направлении  осуществлялась и внешняя политика правительства.

Переход России к абсолютизму  проявлялся в разных сферах политической жизни  страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава  Боярской думы; в повышении значения различных слоев населения в  государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской  власти ее соперничества с властью  церковной.

Информация о работе Петр I и реформы