Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:17, контрольная работа
XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.
Введение……………………………………………………………………..……3
1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах ……………5
2. Государственная политика в области культурной жизни.Реформа церкви.12
3. Становление абсолютизма и его особенности………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..24
Собственность дворян, так
же как и служба, регламентировалась
законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян
думать о службе как о главном
источнике благосостояния, ввели
майорат — запретили продавать
и закладывать земельные
Существенной была реформа
и в отношении жителей городов.
Петр решил унифицировать социально-
Социально-политические преобразования
коснулись крепостных крестьян. Петровская
эпоха привела к слиянию в
единое сословие крепостных крестьян
и холопов. Как известно, холопство
— институт, близкий по своим
чертам к домашнему рабству, имевший
тысячелетнюю историю и развитое
право. Общая тенденция развития
крепостного права шла в
2. Государственная политика в области культурной жизни. Реформа церкви
Эпоха Петра I ознаменована
великими деяниями царя-реформатора, сумевшего
не только «взбаламутить» Россию, создать
новую государственность, коренным
образом перестроить политику и
экономику, но и изменить социально-культурный
уклад. Культурные преобразования происходили
одновременно с государственными, военными,
хозяйственными реформами, которые
понимались Петром I как естественная
необходимость, историческая потребность
в обновлении. Его личные культурные
устремления закреплялись социальными
институтами. внедренными в общество
с целью обязательного
Конкретные культурные преобразования начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Петр создал европейский уклад в культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых условиях новое бытование русских людей. В его столице все должны были жить по-иному, — не так, как в Москве. Созидание российской столицы направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, «мощь и цивилизованность которой будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования».
Для реализации своих целей
Петр I использовал все доступные
средства, включая опыт стран Западной
Европы. Он перенял лучшие достижения
Швеции и Германии, Дании и Голландии,
Англии и Франции. Процесс заимствования
зарубежного социального и
Амбивалентность и противоречивость проводимых реформ отразились на искусственном подходе к организации культурной жизни, наиболее характерно проявившемся в проведении ассамблей. Петр I стремился осуществить их согласно общему и широкому плану — «образить», облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ».
Создание ассамблей было
связано с формированием новых
культурно-досуговых традиций, нацеленных
на придание «людскости» русскому обществу.
Это был государственный подход
к пониманию досуга в противоположность
тем собраниям, которые Петр организовывал
в целях «необузданного веселья»,
где функция релаксации играла основную
роль. Таков был «сумасброднейший,
всешутейский и всепьянейший собор»
или «Великобританский
Пётр I изменил начало летоисчисления
с так называемой византийской эры
(«от сотворения Адама») на «от Рождества
Христова». 7208 год по византийской эре
стал 1700 годом от Рождества Христова.
Однако эта реформа не затронула
юлианский календарь как
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
При Петре в 1703 появилась
первая книга на русском языке
с арабскими цифрами. До того числа
обозначались буквами с титлами
(волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил
новый алфавит с упрощённым начертанием
букв (церковнославянский шрифт остался
для печатания церковной
В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Особое значение
имело строительство каменного
Петербурга, в котором принимали
участие иностранные
Реформы, проведённые Петром
I, затронули не только политику, экономику,
но также искусство. Петр приглашал
иностранных художников в Россию
и одновременно посылал талантливых
молодых людей обучаться «
Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.
Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник также согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических и политических судеб России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат просуществовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г. по 1918 г., т. е. не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра 1 или после него, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
Преобразования Петра I,
направленные на ликвидацию технико-экономической
и культурной отсталости страны, на
ускорение ее развития, имели большое
прогрессивное значение. Их осуществление
во многом было связанно с личностью
самого Петра I, который являлся крупным
государственным деятелем, действовал
с исключительной целенаправленностью,
смелостью, ломая рутинные порядки
и учреждения, преодолевая бесчисленные
трудности. Выдающийся политик, обладавший
широкими знаниями, военный деятель
и дипломат Петр 1 сумел в тех
сложных условиях быстро оценивать
обстановку, выделять главное, делать
правильные выводы из ошибок и неудач,
решать другие вопросы. В то же время
изменения и реформы
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.
В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.
В России было упразднено патриаршество
и учреждена Духовная коллегия, вскоре
переименованная в Святейший
Синод, который был признан восточными
патриархами равночестным патриарху.
Все члены Синода назначались
Императором и приносили ему
верноподданническую присягу
Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.
Эпоха Петра была отмечена
тенденцией к большей религиозной
терпимости. Петр прекратил действие
принятых Софьей «12 статей», согласно
которым старообрядцы, отказавшиеся
отречься от «раскола», подлежали сожжению
на костре. «Раскольникам» было позволено
исповедовать свою веру, при условии
признания существующего
3. Становление абсолютизма и его особенности
В последней четверти XVII
в. в политическом строе России отчетливо
выступают тенденции оформления
абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия
была узаконена Уложением 1649 г. Этим
же Уложением была укреплена победа
самодержавия над церковью, которая
до этого претендовала на самостоятельную
политическую роль. Крепостнические
отношения по-прежнему господствуют
во всех сферах общественно-политической
и экономической жизни
Со второй половины XVII в.
политический строй страны эволюционировал
к абсолютизму, что выражалось в
падении роли институтов, характерных
для сословно-представительной монархии.
Абсолютизм в России формировался на
базе безраздельного господства феодально-крепостнической
системы. Самодержавию приходилось
лавировать между группировками
господствующего класса. В годы обострения
социальных противоречий между антагонистическими
классами феодального общества все
прослойки господствующего
Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.