Петр I и реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах ……………5
2. Государственная политика в области культурной жизни.Реформа церкви.12
3. Становление абсолютизма и его особенности………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 43.43 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Дальневосточный  государственный  университет путей сообщения

Сахалинский институт  железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО

 

 

Кафедра «Южно-Сахалинск»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине «История»

 

Студента  1 курса

 

Шифр:  К12-СТР(Б)ПС-243

 

Сах ИЖТ -  филиала ДВГУПС в г. Южно – Сахалинске

 

Агмина Леонида Дмитриевича

 

 

 

 

Домашний адрес:

г. Долинск

ул.Ленина 18, кв 3

 

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Южно – Сахалинск

 

2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах ……………5

2. Государственная политика в области культурной жизни.Реформа церкви.12

3. Становление абсолютизма  и его особенности………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.

Увеличилось землевладение  дворян в результате массовой раздачи  дворянам земли  правительством России в начале XVII в. Дворянские земли росли  при  правлении первых Романовых  главным  образом за счет крестьянских общин. Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного и политического  строя.

Господствующим  классом  были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать  сословную замкнутость. К другому  классу феодального общества относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя  России, по существу оформление общегосударственной  системы крепостного права.

Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточился вначале  в английских, а затем в голландских  руках. Русское купечество требовало  от правительства защиты от произвола  со стороны иностранных купцов. И  только в конце 1667 г. был принят Российским правительством новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным  купцам запрещалось вести розничную  торговлю в пределах Российского  государства. Рост товарного производства в XVII в. привел к быстрому развитию городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения, только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.

Усиление  самодержавия во многом было узаконено в Соборном Уложении 1649 г. и нашло выражение  в структуре высшего центрального и местного государственного аппарата России в XVII в.

Между тем в эти же годы в стране вспыхивали восстания, в  частности большой  размах получило Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание  Степана Разина, который в 1667 г. повел  крестьян на Волгу. С жестокостью  царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась  судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной  площади. После крестьянской войны  в России были осуществлены ряд важных государственных мероприятий, в  числе которых: переход к системе  подворного обложения; преобразования в армии, упразднение местничества и др. В результате длительного  процесса государственной централизации, занявшей большой промежуток времени  в российской политической истории, страна достигла в XVII веке такой стадии развития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реформа  органов  власти, управления, армии. Табель  о рангах

 

 Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни  страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный  строй. Они сказались на положении  трудовых масс, церковных делах и т.д.

Во  многом эти преобразования связаны  с деятельностью Петра 1. Заслуга  его состояла в том, что он правильно  понял и осознал  сложность  тех задач, которые  стояли перед  страной, и приступил  целенаправленно к их реализации.

Известно, что приходу  к власти Петра I предшествовала острая политическая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из государственных деятелей России того периода посвящалось  такое большое количество литературы (книги, статьи, художественная литература и др.), как Петру I Литература самая  разнохарактерная, поэтому тот, кто  интересуется более подробно этой личностью, может с успехом изучить эти  работы.

В преобразованиях Петра центральное  место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев, имевшая огромное политическое значение для страны.

Государственные преобразования начались в конце XVII—  начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство  флота  — все это привело  к резкому  усилению активности правительственных  ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые  приказы, появились канцелярии. В  их деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода  в том, чтобы обеспечить решение  важнейшей проблемы — победы в  Северной войне — с помощью  той системы учреждений, которая  реально существовала. Но уже в  первые годы Северной войны стало  ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — новых административных преобразований. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губерниям.

Областная реформа отвечала наиболее актуальным потребностям самодержавной  власти и в то же время была следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался  решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной  иерархической сети бюрократических  учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ —  уезд» была удвоена: «приказ (или  канцелярия) — губерния — провинция  — уезд».

Создание  и функционирование Сената стало  следующим уровнем  бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа  работы на длительный период, строгая  иерархичность управления, во главе  которого был поставлен Сенат, создание канцелярии Сената с большим штатом служащих, контор — специализированных филиалов Сената — все это свидетельствовало  о возрастании значения бюрократических  принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Петр I придавал огромное значение принятому  законодательству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно  осуществленный в жизнь, может сделать  почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого он считал панацеей от трудностей жизни.

Идея  Петра как реформатора  России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и  точной как часы государственной  структуры, через которую могло  бы реализоваться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся  к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической  машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.

В результате новая система  центральных  учреждений была реформирована  вместе с системой высших органов  власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего  ключевое положение в государственной  системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные  функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную функцию. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и  подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский  административный опыт. Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения  Петра было характерно отношение  к государственному учреждению как  воинскому подразделению, к регламенту — как уставу, а к служащим — как солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра или в войнах, ставших привычными для царя, который из 36 лет царствования (1689—1725) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества этой военной модели. Воинская дисциплина — это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

Внедрение военных принципов  в гражданскую  сферу проявлялось  и в распространении военного законодательства на систему государственных  учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силу воинских уставов. В 1716 г. основной военный закон —  Воинский устав — по прямому указу  Петра 1 был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Так  как не все нормы военного законодательства были применимы в гражданской  сфере, то использовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение  воинского права на гражданскую  сферу вело к применению в отношении  гражданских служащих тех же мер  наказания, которым подлежали военные  преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь  за преступления по должности.

Петровская  государственная  реформа, а также  преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и  гражданской служб. Но вместе с тем  петровские реформы ознаменовались широким распространением практики участия профессиональных военных  в государственном управлении. Это  выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно —  гвардейцев, в качестве эмиссаров  царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении как администрации, так и населения. Силами военных, например, была осуществлена перепись душ, причем на переписи была занята почти половина офицерского корпуса. К этой практике правительство прибегало не раз и впоследствии.

В эпоху Петра произошел  распад некогда единого сословия «служилых  людей». Верхушка служилого  сословия — служилые «по отечеству», т. е. по происхождению, превратились в  дворян, а низы сословия служилых «по  отечеству», главным образом жившие на Юге, — в так называемых «однодворцевых».

Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого  сословия, углубления различий между  его верхами и низами, но и результатом  сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней  части служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу  высокое положение в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия  которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в  табеле о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью  преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных  условий повышения по лестнице чинов  Петр превратил массу служилых в  военно-бюрократический корпус, полностью  ему подчиненный и зависимый  только от него. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать  само понятие «дворянин» с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, но и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

Информация о работе Петр I и реформы