Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:34, реферат
Летопись рассказывает, что в 862 году в район озера Ильмень прибыли три брата-варяга: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
Страница
Введение_______________________________________ 3
Глава I. Образование Древнерусского государства. 4
Глава II. Рюрик и его наследники.
§ 1. Рюрик и Олег.__________________________ 6
§ 2. Игорь._________________________________ 12
§ 3. Ольга._________________________________ 15
§ 4. Святослав.______________________________ 20
Заключение.______________________________________ 24
Список используемой литературы.___________________ 26
17
была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».
Впоследствии великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь....
Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге» — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась
с иконами, богослужебными книгами
— началось ее апостольское служение.
Она воздвигла храм во имя святителя
Николая над могилой Аскольда
— первого Киевского князя-
18
и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Ревнители языческой старины
все смелее поднимали голову, с
надеждой взирая на подрастающего Святослава,
решительно отклонившего уговоры матери
принять христианство. «Повесть временных
лет» так повествует об этом: «Жила
Ольга с сыном своим
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую. Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе, сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена, тогда иди
куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай, но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю
19
христианскому мое тело. Не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны, но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры.
«По истечении трех дней блаженная
Ольга впала в крайнее изнеможение. Она
причастилась Божественных Тайн Пречистого
Тела и Животворящей Крови Христа Спаса
нашего, все время она пребывала в усердной
молитве к Богу и к Пречистой Богородице,
которую всегда по Богу имела себе помощницей,
она призывала всех святых. С особенным
усердием молилась блаженная Ольга о просвещении
по ее смерти земли Русской, предсказывая
будущее, она неоднократно говорила, что
Бог просветит людей земли Русской и многие
из них будут великие святые. О скорейшем
исполнении этого пророчества и молилась
блаженная Ольга при своей кончине. И еще
молитва была на устах ее, когда честная
душа ее разрешилась от тела, и, как праведная,
была принята руками Божиими». 11 июля 969
года святая Ольга скончалась, «и плакали
по ней плачем великим сын ее и внуки и
все люди». Пресвитер Григорий в точности
выполнил ее завещание. Святая
равноапостольная Ольга была канонизирована
на соборе 1547 года, который подтвердил
повсеместное почитание ее на Руси еще
в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу»
веры в Русской земле чудесами
и нетлением мощей. При святом
князе Владимире мощи святой Ольги
были перенесены в Десятинный храм
Успения Пресвятой Богородицы и
положены в саркофаге, в каких
было принято помещать мощи святых
на православном Востоке. Над гробницей
святой Ольги в церковной стене было окно,
и если кто с верой приходил к мощам, видел
через оконце мощи, причем некоторые видели
исходящее от них сияние, и многие одержимые
болезнями получали исцеление. Приходившему
же с маловерием оконце не открывалось,
и он не мог видеть мощей, а только гроб.
20
§ 4. Святослав
Князь Святослав Игоревич сочетает
в себе удивительные черты. Этот князь
- прирожденный полководец и величайший
боец. Стремительность, прямота, честность
и скромность – это лучшие качества,
которыми отличался Святослав.
Согласно древнерусским
Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье. Он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, прямым носом, безбородый, с густыми,
21
чрезмерно длинными, волосами над верхней
губой. Голова у него была совершенно голая,
но с одной стороны её свисал клок волос
— признак знатности рода. Крепкий затылок,
широкая грудь и все другие части тела
вполне соразмерные, но выглядел он хмурым
и суровым. В одно ухо у него была вдета
золотая серьга; она была украшена карбункулом,
обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние
его было белым и отличалось от одежды
его приближённых только заметной чистотой.
Ольга в 955—957 приняла христианство и пыталась обратить сына в свою веру. Святослав, однако, до конца жизни оставался язычником, ссылаясь на то, что, став христианином, потеряет авторитет у дружины. Тем не менее, летопись отмечает терпимость Святослава к вере: креститься он никому не мешал, но только насмехался. Святослав стал самостоятельно править, вероятно, с 960 года, о его первых шагах «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же, не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими, же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
В 965 по данным «Повести временных лет» Святослав
атаковал Хазарский каганат:
«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар.
Услышав же, хазары вышли навстречу во
главе со своим князем каганом, и сошлись
биться, и в битве одолел Святослав хазар,
и столицу их и Белую Вежу взял. И победил
ясов и касогов.»
22
итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского
флота.
К 968—969 гг. относится нападение на Киев печенегов. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина
предполагают, что печенегов на Русь натравили хазары, а в ответ Святослав организовал второй
поход против них, в ходе которого и был
захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен.
Святослав с конной дружиной возвратился
на защиту столицы и отогнал печенегов
в степь.
После этого Святослав осенью 969 года с войском снова пошёл на Болгарию. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же, меха и воск, мёд и рабы».
Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились). В апреле 971 император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Переслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился
23
Святослав с основными силами. 23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась 3-месячная
осада. Стороны несли потери в
непрерывных стычках, у русов
погибли вожди Икмор и Сфенкел,
у византийцев пал военачальник
Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение,
в котором Святослав, по словам византийцев,
получил ранение. Сражение окончилось
безрезультатно для обеих сторон, однако
после него Святослав вступил в мирные
переговоры.