Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:34, реферат
Летопись рассказывает, что в 862 году в район озера Ильмень прибыли три брата-варяга: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
Страница
Введение_______________________________________ 3
Глава I. Образование Древнерусского государства. 4
Глава II. Рюрик и его наследники.
§ 1. Рюрик и Олег.__________________________ 6
§ 2. Игорь._________________________________ 12
§ 3. Ольга._________________________________ 15
§ 4. Святослав.______________________________ 20
Заключение.______________________________________ 24
Список используемой литературы.___________________ 26
Этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Существует версия, что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»— и тут же убил Аскольда и Дира. Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он
10
перебрался туда с дружиной, объявив:
«Да будет Киев матерью городов русских».
Тем самым он объединил два основных центра
восточных славян (северный и южный). По
этой причине именно Олега, а не Рюрика
иногда считают создателем Древнерусского
государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточнославянскими племенами уличей и тиверцев. В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.
Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего
Олега был сын, Олег Моравский,
который после смерти отца был вынужден
покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал
последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских
писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим
Олегом является лишь предположением
Фризе.
11
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих
вариантах присутствует легенда о
смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего
любимого коня. Олег приказал увести коня,
и вспомнил о предсказании только через
четыре года, когда конь уже давно умер.
Олег посмеялся над волхвами и захотел
посмотреть на кости коня, встал ногой
на череп и сказал: «Его ли мне бояться?»
Однако в черепе коня жила ядовитая змея,
которая смертельно ужалила князя.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», В.С. Высоцкий «Песнь о вещем Олеге», К.Ф. Рылеев « Олег Вещий. Думы».
12
§ 2. Игорь.
Решительный и дерзкий князь
Игорь Рюрикович продолжил дело Олега
по сплочению и укреплению восточнославянских
земель. Это первый русский князь, известный
по синхронным византийским и западноевропейским
источникам.
Матерью Игоря была Ефанда, урманская
(норманская) княжна и любимая жена Рюрика. В 903 году, когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал
в Ольгу (по другой версии Ольга была из
варяжского рода и звали ее Хельга). Были
у Игоря потом другие жены, но Ольгу он
чтил больше других. Учитывая то, что сын
Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне
сомнительной. По мнению некоторых историков,
у Игоря, кроме Святослава, был ещё сын
Глеб, которого Святослав казнил за христианские
убеждения.
В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил
на них дань больше Олеговой. В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси,
во время похода на Византию. Мир с печенегами
долго не продержался и, впоследствии,
Игорь воевал с ними.
Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году - походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени.
Продолжатель летописи Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [941 года] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...». Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византии в 949 году, упоминает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и,
13
пуская ее, пожгли нас, оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря стало
единственным из русских имён, попавшим
в византийский энциклопедический
словарь X века, известного как Суда.
В 943 году (летописная дата 944 год, но историки
считают доказанным 943) Игорь собрал новое
войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше,
а большей частью войска по морю. Предупреждённый
заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу
Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам.
После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый
данью, повернул назад. Продолжатель летописи
Феофана сообщает о подобном событии в
апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший
мир и повернувший назад без сражения,
был назван как турки. Турками византийцы
именовали обычно венгров, но иногда широко
применяли название ко всем кочевым народам
с севера (то есть под турками могли подразумеваться
печенеги).
В следующем 944 году, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией.
В договоре упоминаются имена племянников
Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава.
Летописец, описывая утверждение договора
в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили
клятву варяги-христиане.
14
Древляне же, услышав, что он идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его, так и этот:
если не убьем его, то всех нас
погубит". И древляне, выйдя из города
Искоростеня, убили Игоря и дружинников
его, так как было их мало. И погребен был
Игорь у Искоростеня в Древлянской земле.
По преданию, изложенному в летописи,
вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин,
перебила много простого народа, сожгла
Искоростень и возложила на них тяжёлую
дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины
и бояр Игоря стала править Русью, пока
подрастал маленький Святослав, сын Игоря.
Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным версиям его правления.
15
«Начальницей веры» и
«корнем Православия» в Русской
земле люди издревле называли святую
равноапостольную Ольгу. Крещение Ольги
было ознаменовано пророческими словами
патриарха, крестившего ее: «Благословенна
ты в женах русских, ибо оставила тьму
и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут
сыны русские до последнего рода!» При
крещении русская княгиня удостоилась
имени святой равноапостольной Елены,
много потрудившейся в распространении
христианства в огромной Римской империи
и обретшей Животворящий Крест, на котором
был распят Господь. Подобно своей небесной
покровительнице, Ольга стала равноапостольной
проповедницей христианства на необъятных
просторах земли Русской. В летописных
свидетельствах о ней немало хронологических
неточностей и загадок, но вряд ли могут
возникнуть сомнения в достоверности
большинства фактов ее жизни, донесенных
до нашего времени благодарными потомками
святой княгини — устроительницы Русской
земли. Обратимся к повествованию о ее
жизни.
Имя будущей просветительницы
Руси и родину ее древнейшая из летописей
— «Повесть временных лет» называет
в описании женитьбы Киевского князя
Игоря: «И привели ему жену из Пскова
именем Ольга». Иоакимовская летопись
уточняет, что она принадлежала к
роду князей Изборских — одной
из древнерусских княжеских
Супругу Игоря звали варяжским
именем Хельга, в русском произношении
— Ольга (Вольга). Предание называет
родиной Ольги село Выбуты неподалеку
от Пскова, вверх по реке Великой. Житие
святой Ольги повествует, что здесь
впервые состоялась встреча ее с
будущим супругом. Молодой князь
охотился «в области Псковской» и, желая
перебраться через реку Великую,
увидел «некоего плывущего в лодке»
и подозвал его к берегу. Отплыв
от берега в лодке, князь обнаружил,
что его везет девушка
16
судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью устройства политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе,