Первые русские князья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Летопись рассказывает, что в 862 году в район озера Ильмень прибыли три брата-варяга: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»

Содержание

Страница
Введение_______________________________________ 3
Глава I. Образование Древнерусского государства. 4
Глава II. Рюрик и его наследники.
§ 1. Рюрик и Олег.__________________________ 6
§ 2. Игорь._________________________________ 12
§ 3. Ольга._________________________________ 15
§ 4. Святослав.______________________________ 20
Заключение.______________________________________ 24
Список используемой литературы.___________________ 26

Работа содержит 1 файл

Первые русские князья.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

Этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Существует версия, что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.

В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»— и тут же убил Аскольда и Дира. Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он

 

10

перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).                                                                                                                

В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана  с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточнославянскими племенами уличей и тиверцев. В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.

Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.                                                                                                     

 

11

       Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих

вариантах присутствует легенда о  смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.                                                                                                                            

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», В.С. Высоцкий «Песнь о вещем Олеге», К.Ф. Рылеев « Олег Вещий. Думы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

§ 2. Игорь.

Решительный и дерзкий князь  Игорь Рюрикович продолжил дело Олега по сплочению и укреплению восточнославянских земель. Это первый русский князь, известный по синхронным византийским  и западноевропейским источникам.                                                      

Матерью Игоря была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика. В 903 году, когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу (по другой версии Ольга была из варяжского рода и звали ее Хельга). Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу он чтил больше других. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. По мнению некоторых историков, у Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения.                                                                                                     

В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.  В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, во время похода на Византию. Мир с печенегами долго не продержался и, впоследствии, Игорь воевал с ними.                                                                                                                           

Следующее известие о деяниях Игоря  летопись относит к 941 году - походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени.

Продолжатель летописи Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [941 года] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».  Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византии в 949 году, упоминает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и,

 

13

пуская ее, пожгли нас, оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря стало

единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.                                                        

В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель летописи Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги).                                                                                

         В следующем 944 году, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.                                                                           Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.

 

14

Древляне же, услышав, что он идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его, так и этот:

если не убьем его, то всех нас  погубит".  И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь у Искоростеня в Древлянской земле.                                                                      

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.                                                                                                           

Историки, изучающие деяния Игоря  по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его  биографии, что даёт повод к различным  версиям его правления.

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

                                                                 § 3. Святая  Ольга

«Начальницей веры» и  «корнем Православия» в Русской  земле люди издревле называли святую равноапостольную Ольгу. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.                                                                        

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей  — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя  Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к  роду князей Изборских — одной  из древнерусских княжеских династий.                                                                                                                                          

Супругу Игоря звали варяжским  именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие  святой Ольги повествует, что здесь  впервые состоялась встреча ее с  будущим супругом. Молодой князь  охотился «в области Псковской» и, желая  перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней  похотью и стал склонять ее к греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и

16

судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для  своих поданных. Игорь расстался  с ней, храня в памяти ее слова  и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали  самых красивых девушек княжества. Но, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын  Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство. 

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле  с целью устройства политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе,

Информация о работе Первые русские князья