Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:34, реферат
Летопись рассказывает, что в 862 году в район озера Ильмень прибыли три брата-варяга: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
Страница
Введение_______________________________________ 3
Глава I. Образование Древнерусского государства. 4
Глава II. Рюрик и его наследники.
§ 1. Рюрик и Олег.__________________________ 6
§ 2. Игорь._________________________________ 12
§ 3. Ольга._________________________________ 15
§ 4. Святослав.______________________________ 20
Заключение.______________________________________ 24
Список используемой литературы.___________________ 26
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Сибирский Алтайского края.
Реферат.
Первые русские князья.
ЮРОЧКИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА.
Сибирский 2009 год
Страница
Введение______________________
Глава I. Образование
Древнерусского государства.
Глава II. Рюрик
и его наследники.
§ 1. Рюрик и Олег._________________________
§ 2. Игорь.________________________
§ 3. Ольга.________________________
§ 4. Святослав.____________________
Заключение.___________________
Список используемой
литературы.___________________
Приложение.___________________
3
Введение.
Каждого человека, кого раньше, кого позже наверняка волнует вопрос - а откуда я взялся? Как я появился на свет? Наши предки… Кто они были, как они жили, откуда они пришли на эти земли? Заглянуть в прошлое своей страны, своего народа, интересно и заманчиво. Ведь только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие. Мы, как подрастающие граждане страны, все чаще задумываемся над судьбой России, ее местом в мировой истории, над ее прошлым, настоящим и будущим. Это естественно, ведь прошлые столетия незримо связаны с нашим нынешним днем. Оттуда из глубины веков, до нас доходит гул событий, там виден тяжелый труд наших предков. Именно поэтому меня заинтересовала тема «Первые русские князья». Данная работа – это попытка заглянуть в прошлое, систематизировать и углубить знания о данном периоде русской истории, рассмотреть версии происхождения Древнерусского государства.
Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Главы в свою очередь делятся на параграфы.
В первой главе сделана попытка выяснить причины образования и происхождения Древнерусского государства. Рассмотрены различные теории и предпосылки зарождения государства у восточных славян.
Вторая глава посвящена непосредственно первым русским князьям и княгиням: Рюрику и Олегу, Игорю и Ольге, Святославу. Именно эти великие люди в трудных условиях по крупицам создавали Великую Русь. Это было время сказочных легенд и жесточайших сражений.
Большую помощь в написании работы мне оказали труды А. Н. Сахарова, Н. Карамзина, В. О. Ключевского… Эти книги позволили мне заглянуть в далекое прошлое, почти на два тысячелетия назад. Оттуда и начнем наш путь. Итак...
4
Глава I. Образование Древнерусского государства.
Что же такое государство? Русское слово «государство» происходит от слова «господарь», что означало «хозяин, владыка».
С самого своего возникновения государство было связано с властью вождя, лидера. Зарождение государства означало появление центральной власти, которой подчинялись все племя или несколько племен. Государство появляется только тогда, когда общество ощущает в нем настоятельную потребность. Оно упорядочивает и направляет жизнь всего общества. Не дает ему распасться, погрязнуть в междоусобных войнах.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
В первой половине IX в. некоторые племенные союзы славян объединяются в сильные межплеменные группировки. Центрами объединений восточных славян стали земли полян во главе с Киевом и земли ильменских словен во главе с городом Новгородом. Это были самые развитые союзы племен.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде в 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Летопись повествует: «И встал род на род». Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками.
5
Летопись рассказывает, что в 862 году в район озера Ильмень прибыли три брата-варяга: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
Кто же такие варяги? Этот вопрос много лет не дает покоя историкам.
Выдвигается много теорий, но среди них есть две основные: нормандская и антинорманская или центристская.
Норманская теория заключается в том, что Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги – это шведы, которые организованнее и образованнее славян, и признаются представителями более развитого мира. (Карамзин, Соловьев, Гумилев, Васильев).
Антинорманская теория считает варягов либо балтами, либо славянами с южных берегов Балтийского моря. Антинорманисты считают, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве третьей примиряющей силы. (Юранов, Кацва, Мазуров)
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
6
Глава II. Рюрик и его наследники.
Рюрик — легендарный князь, летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. История этого человека окутана тайной. Историки точно не установили кто он, откуда произошел.
По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком из Ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик — славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы. Герб Рюриковичей некоторыми исследователями трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чуди, словен, кривичей и веси был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности у восточных славян, в
7
историографии получило условное название «Призвание варягов». Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной. Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде,
8
жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».
Неизвестно сколько
было у Рюрика жён и детей. Одной из жён
Рюрика была Ефанда, дочь «урманского»
(норвежского) князя, которая родила Ингоря
(Игоря Рюриковича).
Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.
Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети,
поскольку в русско-византийском договоре
944 года упомянуты племянники Игоря —
Игорь и Акун.
Нестор молчит также о дальнейших предприятиях Рюрика в Новгороде, из-за недостатка современных известий, а не потому, что этот отважный князь, пожертвовав честолюбием, провел остаток жизни в бездействии: действовать же значило тогда воевать, и Государи Скандинавские, единоземцы Рюриковы, принимая власть от народа, обыкновенно клялись именем Одиновым быть завоевателями. Спокойствие Государства, мудрое законодательство и правосудие составляют ныне славу Царей, но князья русские в IX и Х веке еще не довольствовались этой славой. Окруженный к Западу, Северу и Востоку народами Финскими, мог ли оставить Рюрик в покое своих ближних соседей, когда и самые отдаленные берега Оки должны были ему покориться? Вероятно, что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных и забвенных.
Он княжил единовластно, после смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу. Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей истории и главным действием его княжения было твердое
9
присоединение некоторых финских племен к народу славянскому, так что весь, меря, мурома, наконец, обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру.
После смерти Рюрика в 879 году княжить в Новгороде стал Олег, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком. Олег — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Иногда рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи приводится его прозвище
Вещий, то есть знающий будущее. Назван
так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.