Перестройка: замыслы и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – сопоставить замыслы перестройки с её результатом и дать им оценку.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать основные причины перестройки.
3. На основании теоретического анализа целей перестройки систематизировать знания об основных реформах.
4. Рассмотреть основные итоги перестройки.
5. Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Основные причины и замыслы перестройки ...……………….5
1. Причины перестройки………………………………..…..5
2. Цели перестройки …………………….………………….9



Глава 2. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки и их итоги……………………………………………………………...12
1. Антиалкогольная реформа ……...…………………………12

2. Гласность………………………...………..……….………..13

3. Реформа политической системы ……..…………………...16

4. Реформы в экономики………...……………………………19

5. Реформы во внешней политике..…………………………..24


Глава 3. Итоги перестройки………………………………………………28
3.1. Крах коммунистической системы…………..……………...28
3.2. Распад СССР……...…………………………………………30


Заключение ……………………………………………………………………32
Литература ….………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел  к  подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной   Европы.  За этот период там пришли к власти  демократические   правительства,  тяготеющие к Западу, коммунистические партии   потеряли свое влияние и ведущую роль.  В октябре  1990  года   ГДР вошла в состав ФРГ.  В многонациональной Югославии начались  межнациональные  конфликты.  Политический  ландшафт  и   расстановка сил в Европе коренным образом изменились.

     С ликвидацией Совета Экономической  Взаимопомощи  значительно сократился объем внешней торговли.  Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть   внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней   торговли  увеличилось в 1990 году  в 2,9 раза по сравнению с   1989 годом. Гуманитарная помощь  продуктами и медикаментами,   составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка"   во внешнеполитической сфере  привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся  стран,   к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что   еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.

     Прекращение "холодной  войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора   не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового   политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР,  не только не был распущен,  но еще   более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

       Вывод: Горбачевская «революция сверху» нуждалась в углубление реформ. Но реформаторы так и не добились широкой поддержки своих начинаний среди верхних и средних слоев номенклатуры. Партаппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. Это было свидетельством исчерпания творческого потенциала коммунистических реформаторов в СССР.

       Начало  разочарований масс в Горбачеве и  его политике было связано с ощущавшимся народом разрывом между широковещательными заявлениями и обещаниями лидера и отсутствием позитивных сдвигов в реальной жизни. Всё это в сочетании с ослаблением страха перед репрессиями привело к росту забастовочного движения в стране.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Итоги перестройки

       3.1. Крах коммунистической  системы

      К лету 1991 года в стране сложилась  переломная ситуация. Центр во главе с Горбачевым продолжал топтаться на месте, а либералы всё более активно выступали за радикальное реформирование общества. Нарастала угроза со стороны коммунистических консерваторов. Однако маневры и компромиссы Горбачева дали определенный результат: после острых дискуссий руководителям девяти республик удалось выработать проект Союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа 1991 года. По сути, СССР стоял на пороге крупных реформ. На 21 августа было назначено заседание Совета Федерации для обсуждения плана радикализации реформ. Подписание нового Союзного договора означало бы переход к действительно федеративному государству, устранение ряда государственных структур и замену их новыми. Консерваторы в руководстве страны, не сумев сорвать этот процесс на стадии разработки проекта Союзного договора, решили не допустить его подписания.

      К этому времени Горбачев оказался, по существу, без соратников. Уход в  течение года, предшествовавшего  кризису, Шеварднадзе, Яковлева и других реформаторов сопровождался усилением роли тех, кто позже принял активное участие в августовских событиях. В отсутствии генерального секретаря в самый канун кризиса решением ЦКК из партии были исключены вице-президент России А.В. Руцкой и ближайший сподвижник Горбачева – Яковлев. 16 августа Яковлев в открытом письме коммунистам заявил о том, что, несмотря на усилия реформаторов, демократическое возрождение КПСС не состоялось. Более того, ведется сознательная линия на изоляцию партии от всего демократического, думающего и идет заигрывание с организациями шовинистического и сталинского толка.

      18 августа Президент М.С Горбачев  во время своего отпуска был  изолирован на даче в Крыму.  Вице-президент Г.И. Янаев издал  указ о своем вступлении в  должность Президента СССР. В ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в который вошли Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны СССР маршал Д.Т. Язов, председатель КГБ СССР В.А Крючков, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза В.А. Стародубцева и президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков. ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение, постановил расформировать структуры власти, действующие вопреки брежневской Конституции 1977 г., приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жёсткий контроль над средствами массовой информации, ввел войска в Москву. Заговорщиков фактически поддержал Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов, который, однако, не вошел в состав ГКЧП.

      Сопротивление ГКЧП возглавили Ельцин и руководство России. Утром 19 августа было передано их обращение к гражданам России, в котором действия комитета оценивались как реакционный антиконституционный переворот, а его решения объявлялись незаконными.

      Поначалу  массовых забастовок и выступлений  не было, но из 2 тыс. москвичей, опрошенных 20 августа, на вопрос: «Считаете ли вы деятельность ГКЧП законной?» - «да» ответили лишь 13%, а 73% сказали «нет». Но уже к вечеру 19 августа тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома на Краснопресненской набережной Москвы, а к вечеру 20 августа на площади перед зданием Верховного Совета России в заслонах стояли, по некоторым оценкам, более 50 тыс. человек. Трое молодых людей погибли при попытке остановить продвижение войск. Ряд регионов страны, некоторые воинские части отказались выполнять решение ГКЧП. Заговорщики растерялись. Язов не решился отдать приказ о штурме здания российского парламента и принял решение о выводе войск из Москвы. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. 22 августа члены ГКЧП были арестованы.

      Главной ошибкой заговорщиков было, то что они недоучили изменений массового сознания, новой роли республик и официального центра сопротивления, каковым стали Призедент России и демократически избранные органы власти. Не оправдался расчет заговорщиков на то, что Ельцин не поддержит Горбачева. Важными причинами провала переворота явились его плохая организация и боязнь ответственности членов ГКЧП за принятие решения.

      После августовских событий деятельность дискредитировавшей себя КПСС была приостановлена. Имущество КПСС национализировано, на её денежные средства наложен арест. КПСС как государственная структура перестала существовать. Основные рычаги власти перешли к демократам.13       

3.2. Распад СССР

      После переворота большинство республик  после переворота отказались от подписания Союзного договора. С целью избавится от дискредитировавшего себя центра и попытаться сохранить некоторые связи между республиками 8 декабря 1991 г. в Минске лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств. Последняя империя, более семи десятилетий скреплявшиеся коммунистической идеологией и насилием, рухнула как карточный домик. Аморфный СНГ, включавший в себя бывшие союзные республики (без Грузии, Эстонии, Латвии и Литвы), казался тогда лишь средством цивилизованного развода. Перестройка завершилась самым непредсказуемым для её инициатора образом. Президент теперь уже не существующий страны ушел в отставку.

      Вывод: Опыт преобразований показал, что и  демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы, несовместимой с новыми политическими реалиями. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.         

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Рассмотрев  основные экономические и политические преобразования, итоги и результаты перестройки. Можно ответить на поставленный вопрос чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили.

    К середине 80-х годов, социализм, как  общественно-экономическая система  полностью исчерпала себя. Предложенная М.С. Горбачевым «перестройка» означала: создание эффективного механизма ускорения социально – экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой. Также необходимо было пересмотреть внешнюю политику.

    Проведенные реформы носили противоречивый характер. Реформаторы так и не добились широкой поддержки своих начинаний среди верхних и средних слоев номенклатуры. Партаппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. Это было свидетельством исчерпания творческого потенциала коммунистических реформаторов в СССР. Проведенные реформы только усугубили обстановку в СССР.

    Благодаря так называемой «перестройке» Россия оказалась отброшенной на десятки лет назад в своем развитии. Страна столкнулась с таким положением, когда в сфере экономики отставание переросло в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктур. С внутреннего рынка стали исчезать товары отечественных производителей. Научно-технический прогресс оказался заблокированным.

    В крайне тяжелым положении оказалась  система обеспечения жизнедеятельности, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение; серьезный ущерб был нанесен транспортной телекоммуникационной и другим системам; приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство; начала формироваться ориентация на элитарное дорогостоящие платное медицинское обслуживание, платное высшие образование и многое другое.  

    Опыт  преобразований показал, что и демократизированная  социалистическая социально-экономическая  система не может существовать вне  административно-командной системы, несовместимой с новыми политическими реалиями. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

    На  мой взгляд «перестройка» принесла и положительный результат. Начался процесс формирования демократического общества. В стране появилась свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной основе, появилась независимая пресса, начался процесс формирования гражданского общества.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Александров В.В. Перестройка в СССР и ее воздействие на мировое развитие. – М.: Знание, 1989
  2. Боффа Джузеппе История Советского Союза в 1960-80-х гг. – М., 1996.
  3. Бутенко А.П. Откуда и куда идем. – СПб., 1997.
  4. Гайдар Е.А. Государство и эволюция. – М., 1998.
  5. Геллер М.Я. Седьмой секретарь: 1985-1990. – М., 1996.
  6. Геллер М.Я. Россия на распутье: 1990-1995. – М., 1997.
  7. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XX века. Дрофа, 2002 г.
  8. Керов В.В. История России – М.,2003
  9. Корнилов Ю.Э., Шишкин Г.А.  Перестройка в СССР. Международный резонанс. – М.: Международные отношения, 1988
  10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов.–М., НОРМА – ИНФА, 2002
  11. Рябикин С.П. Новейшая история России (1990-1997). – М., 1999.
  12. Щетинов  Ю.А. История России XX век. Учебное пособие -  М.:  Агентство ФАИР, 1998

Информация о работе Перестройка: замыслы и реальность