Перестройка: замыслы и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – сопоставить замыслы перестройки с её результатом и дать им оценку.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать основные причины перестройки.
3. На основании теоретического анализа целей перестройки систематизировать знания об основных реформах.
4. Рассмотреть основные итоги перестройки.
5. Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Основные причины и замыслы перестройки ...……………….5
1. Причины перестройки………………………………..…..5
2. Цели перестройки …………………….………………….9



Глава 2. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки и их итоги……………………………………………………………...12
1. Антиалкогольная реформа ……...…………………………12

2. Гласность………………………...………..……….………..13

3. Реформа политической системы ……..…………………...16

4. Реформы в экономики………...……………………………19

5. Реформы во внешней политике..…………………………..24


Глава 3. Итоги перестройки………………………………………………28
3.1. Крах коммунистической системы…………..……………...28
3.2. Распад СССР……...…………………………………………30


Заключение ……………………………………………………………………32
Литература ….………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

— принятие в августе 1990 г. закона о печати, где  на государственном уровне провозглашалась  свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры; отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую роль КПСС; начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий. То есть признание сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление

  •   отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов. Соответствующая программа, разработанная генсеком и его единомышленниками, была одобрена XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.), но так и не проведена в жизнь;
  • введение новой высшей государственной должности – президента СССР и концентрация властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур (съезда народных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом М.С. Горбачева;

— прямые переговоры президента СССР с руководством республик о заключении нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как основной федерации, в которой будут гарантированы основные права и свободы человека любой национальности?» «За» высказалось 112 млн. чел., т.е. 78% голосовавших. Такой результат голосования давал М.С. Горбачеву и его сподвижникам надежду, что «глас народа» будет услышан республиканскими политиками. 

2.4. Реформы в экономики

     В 1985 году, как уже говорилось выше, на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М.С. Горбачев призывал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодежи на привидение в действие «скрытых резервов», а именно добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех, четырехмесячного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция – госприемка.

     Однако  ставка на энтузиазм, не подкрепленный  необходимой техникой и квалификацией  работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий в различных отраслях народного  хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. Чернобыль стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство, во главе которого находились политики, неспособные прогнозировать последствия своих решений.10  

      В середине 80-х по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». Борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Она задела слой людей, выращивавших и продававших на рынках свою продукцию, в то время, как «воротилы теневой экономики», связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.

      К собственно экономической реформе  власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранным фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декламировались «партнерские», а не командные отношения. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Трудовые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой идеи пришлось отказаться). Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств. В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным действием этого стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов.   

     Принятый  в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, принадлежала местным Советам и колхозам. А они, ревниво оберегая свое главное богатство, крайне неохотно шли навстречу новоиспеченным фермерам. Сдерживало частное предпринимательство на селе и то, что арендные договоры могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке с уведомлением за два месяца. Число фермерских хозяйств к концу 1991 г. не превышало 70. Располагали они только 2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота.

     Политическая  номенклатура сумела на короткое время  увлечь массы идеями «обновления  и очищения социализма», «демократизации и гласности», выборностью хозяйственных руководителей и т. д. Но удержать эти процессы инициаторам «перестройки» не удалось.

На смену  идеологии «обновления социализма»  набирает значительную силу идея «рыночных отношений». В этих условиях происходит еще одно парадоксальное явление. Страх потерять власть заставил верхушку политической номенклатуры переметнуться на позиции рыночной экономики, присвоить лозунги административно-хозяйственной и научно-технической аристократии, позаимствовать терминологию «диссидентов», овладеть фразеологией «нового политического мышления» и стать на путь приватизации того, чем раньше только управляли. К политической номенклатуре, прежде всего партаппарату, безраздельно распоряжавшемуся богатствами страны в силу неограниченности власти, пришло понимание того, что сохранить свое господство они могут только превратившись во владельца государственного общенародного имущества на правах собственника.

     Итак, как можно видеть, советская номенклатура затевала «революционную перестройку» с хорошо продуманными целями. Если кратко характеризовать создавшуюся в этой связи ситуацию, то следует отметить, что переход в новое состояние в стране осуществлялся не буржуазно-демократическим, а криминально-бюрократическим путем. Номенклатурная приватизация и бюрократическая либерализация создавали своеобразный сплав, отдаленно напоминающий рыночные отношения.

       Таким образом, следующим шагом  в экономической реформе стало  принятие в июне 1990 г. постановления  Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов (среди них важное место занимали «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», одобренные в октябре 1990 г.). В них предусматривалось: постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. По сути это была попытка создать государственно-рыночную экономику с тесным переплетением (а подчас и сращиванием) административных и рыночных структур, что таило в перспективе – при отсутствии четко обозначенных противовесов и ограничителей – угрозу или подавления первыми органически чуждых им частнохозяйственных элементов, или коммерциализации и сверх-коррумпированности государственных органов регулирования экономики. К тому же механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены в программных документах весьма приблизительно и неконкретно. Слабым их местом являлась и проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжатый срок кардинальную поэтапную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило ее.

      В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью  и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными секторами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они «глушились» бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в этой политике прямую угрозу своему существованию и благополучию.

     Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых  людей рассуждения об экономической  реформе все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес. Нарастал ажиотажный спрос на товары, потребительский рынок сотрясали следующие один за другим кризисы: «сахарный», моющих средств, «чайный», «табачный». Послё того как правительство Н.И. Рыжкова заявило о намерении поднять в целях финансовой стабилизации розничные цены, население стало сметать с магазинных прилавков все подряд. Новый глава союзного кабинета В.С. Павлов решился в апреле 1991 г. на пятикратное повышение цен с одновременной выплатой 40-процентной компенсации гражданам (замороженной, правда, на сберкнижках на длительный срок).

     Ситуацию  на рынке это не спасло, а доверие  населения к центральной власти подорвало окончательно. Симпатии народов СССР уже были отданы республиканским лидерам, обещавшим «провести реформы не за счет трудящихся, а во благо их». Особенно напористо выступало против обнищания народа, допущенного по вине центра, руководство Российской Федерации, возглавляемое с мая 1990 г. бывавшим кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС Б.Н. Ельциным. К тому времени этот политический деятель уже успел войти в острый конфликт с генсеком и союзной номенклатурой из-за критики на октябрьском пленуме ЦК 1987 г. непоследовательности курса демократических реформ. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке. 

2.5. Реформы во внешней политике

     С началом перестройки во внешней  политике СССР произошли серьезные  изменения. В ее основу легла философско-политическая  концепция,  получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания: приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений; деидеологизации международных отношений; строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания  невозможности  военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.11

     В заявлении М.С.Горбачева от 15  января  1986  года,  в   подписанной  им  Делийской декларации (ноябрь 1986 года),  в   выступлении на XXVII съезде  КПСС  подчеркивалось  признание   советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей   над классовыми,  приверженность новому политическому  мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.  

     Важнейшими  событиями стали  вывод  советских  войск  из   Восточной Европы,  прекращение войны и вывод советских войск   из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики  продолжали оставаться советско-американские отношения.   За эти годы состоялось несколько встреч президента  М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году   был подписан договор о ликвидации ракет  средней  и  меньшей   дальности.  Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных  вооружений.  Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

     В марте  1989  года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы  советско-китайские отношения.  В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами  мирового  сообщества   осудил действия Ирака.  За многие десятилетия это был первый   случай,  когда СССР выступил на стороне ведущих  стран  мира   против  своих  бывших союзников,  хотя и не принял участия в   военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и   советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию   помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу   к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения  заставило советское руководство идти на большие,  часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.12

     Кризис  в Советском государстве, ослабление его экономической и военной  мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как   помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально   - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение   отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991   года Советский  Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем  и  политические    связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила   существование военная организация Варшавского  Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.

Информация о работе Перестройка: замыслы и реальность