Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:08, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть вопрос, касающийся перестройки СССР, ее истоков, этапов и итогов.
Задачи мои следующие: 1) Выяснить, какими были истоки и причины перестройки. 2) Выявить изменения в государственном строе и общественно-политической жизни в период перестройки. 3) Рассказать об итогах перестройки.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки и причины перестройки
Положение в стране в начале 80-х годов…………………………………5
Конец Брежневской эпохи…………………………………………………8
Курс на «обновление общества»……………………………..………….11
Глава 2. Изменение в государственном строе и в общественно-политической жизни в период перестройки
2.1. Изменение государственного строя……………………………………….13
2.2. Перестройка в общественно-политической жизни……………………….18
Глава 3. Итоги перестройки…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в1989 г.
Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1,5 раза выше, чем среди 25-28-летних.
К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.
В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С. Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.
Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы, отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе, формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия, демократизация органов государственной власти, расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере, перестройка национальных отношений на демократической основе.
Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.
После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы государственной власти
Отмена
6-ой статьи Конституции СССР способствовала
активизации деятельности новых политических
партий. Первой оппозиционной КПСС
партией провозгласил себя "Демократический
союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года
возникают Народные фронты,
первые национальные организации,
носившие массовый характер:
"Народный фронт Эстонии", "Народный
фронт Латвии", "Саюдис"
(Латвия). Позже аналогичные организации
возникли во всех союзных и автономных
республиках. 1989 год стал годом
появления многих партий. Вновь образованные
партии отражали все ведущие направления
политической жизни. Ультралиберальное
направление представлял "Демсоюз",
выступающий за смену модели общественного
развития. К этому же крылу можно отнести:
"Российское христианско-демократическое
движение", "Христианско-демократический
союз России", "Христианско-демократическую
партию России" и др. Первыми представителями
либерального направления стали "Демократическая
партия Советского Союза", "Демократическая
партия", "Либерально-демократическая
партия" и три конституционно-
Социал-демократическое
направление было представлено
двумя основными организациями:
"Социал-демократической
Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.
Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - начало 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).
С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.
Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя. Популярность политических лидеров в то время представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Популярность политических лидеров у населения, %.
Политический деятель | Октябрь 1991г. | Апрель 1991г. | ||||
За |
Затруднились ответить | Против | За | Затруднились ответить | Против | |
М.С. Горбачев |
61 | 25 | 24 | 34 | 21 | 45 |
В.С. Павлов | 22 | 30 | 48 | - | - | - |
Б.Н. Ельцин | 73 | 18 | 9 | 70 | 15 | 15 |
И.С. Силаев | 55 | 34 | 11 | - | - | - |
Явственно
обозначились три тенденции общественно-
а)
реформаторско-демократическая.
б) национально-патриотическая. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса.
в) традиционно-коммунистическая. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.
Таким
образом, пятилетка "перестройки"
привела к глубоким изменениям
политической надстройки на основе многопартийности,
плюрализма и вызвала с неизбежностью
острую политическую борьбу.
Глава 3. Итоги перестройки.
К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Теперь
коснемся вопроса, непосредственно
связанного с экономическими итогами
перестройками и той
Перед
новой независимой Россией
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные
сомнения возникли у западных кредиторов
в платежеспособности СССР. Суммарный
внешний долг Советского Союза к концу
1991 г. составлял более 100 млрд. долларов,
с учетом взаимных долгов чистая задолженность
СССР в конвертируемой валюте в реальном
выражении оценивалась около 60 млрд. долларов.
До 1989 г. на обслуживание внешнего долга
(погашение процентов и др.) уходило 25—30%
от суммы советского экспорта в конвертируемой
валюте, но затем в связи с резким падением
экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения
недостающей валюты пришлось продавать
золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не
мог выполнить свои международные обязательства
по обслуживанию внешнего долга. Экономическая
реформа становилась неизбежной и жизненно
необходимой.