Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:08, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть вопрос, касающийся перестройки СССР, ее истоков, этапов и итогов.
Задачи мои следующие: 1) Выяснить, какими были истоки и причины перестройки. 2) Выявить изменения в государственном строе и общественно-политической жизни в период перестройки. 3) Рассказать об итогах перестройки.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки и причины перестройки
Положение в стране в начале 80-х годов…………………………………5
Конец Брежневской эпохи…………………………………………………8
Курс на «обновление общества»……………………………..………….11
Глава 2. Изменение в государственном строе и в общественно-политической жизни в период перестройки
2.1. Изменение государственного строя……………………………………….13
2.2. Перестройка в общественно-политической жизни……………………….18
Глава 3. Итоги перестройки…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Чувашский государственный педагогический университет
Имени
И.Я. Яковлева
Исторический
факультет
Контрольная работа по дисциплине:
Новейшая
история России
На тему:
Перестройка СССР: истоки, этапы и итоги
Студентка 3 курса
Заочного отделения
Сатушкина Н.Н.
Проверила:
Чебоксары 2008
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Истоки и причины перестройки
Глава 2. Изменение в государственном строе и в общественно-политической жизни в период перестройки
2.1. Изменение
государственного строя……………………
2.2. Перестройка
в общественно-политической
Глава 3. Итоги
перестройки…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..33
Введение.
Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.
Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее действительное содержание? Представители различных социальных групп и политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР. Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма.
Началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.
Актуальность данной темы заключается в том, что в период перестройки в СССР была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру, а значит, наступил новый, очередной этап, преобразования нашего государства, что непосредственным образом сказалось на жизни современного общества.
При написании данной темы я использовала различную учебную литературу, источники, а также журнальные статьи. Но особенно хотелось бы выделить следующие источники, которые в полной мере раскрывают тему моей контрольной работы:
1. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985 г.
2. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985 г.
3.Материалы январского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987 г.
4. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года М. 1988 г.
5. Закон СССР «О кооперативах», М., 1986 г.
Эти
источники очень помогли мне
при написании контрольной
Цель контрольной работы – раскрыть вопрос, касающийся перестройки СССР, ее истоков, этапов и итогов.
Задачи
мои следующие: 1) Выяснить, какими были
истоки и причины перестройки. 2)
Выявить изменения в
Глава 1. Истоки и причины перестройки.
К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий.
Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.
Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.
Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.
Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов
В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны.
Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.
Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.
Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры советского правящего класса. Его эволюция к началу 80-х годов завершается. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Чтобы стать независимой от власти, стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было уничтожить общественную социалистическую собственность и соответствующую ей государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону “баррикад” оказались так называемые «партократы», привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. В узкоэгоистических интересах «партократы» стремились во что бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.
Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены могли начаться только “сверху”. Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.
Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались все новые трудовые почины, новые формы “социалистического соревнования”. Громадные средства отвлекались на многочисленные “стройки века”, подобные Байкало-Амурской магистрали. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства страны.
Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.
Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами. Новый советский руководитель поставил целью подъем страны, преодоление экономических трудностей, укрепление дисциплины на производстве, в партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья не позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво представлять, где мы находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве, включая “отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в банях.