Перестройка СССР: истоки, этапы и итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – раскрыть вопрос, касающийся перестройки СССР, ее истоков, этапов и итогов.
Задачи мои следующие: 1) Выяснить, какими были истоки и причины перестройки. 2) Выявить изменения в государственном строе и общественно-политической жизни в период перестройки. 3) Рассказать об итогах перестройки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки и причины перестройки
Положение в стране в начале 80-х годов…………………………………5
Конец Брежневской эпохи…………………………………………………8
Курс на «обновление общества»……………………………..………….11
Глава 2. Изменение в государственном строе и в общественно-политической жизни в период перестройки
2.1. Изменение государственного строя……………………………………….13
2.2. Перестройка в общественно-политической жизни……………………….18
Глава 3. Итоги перестройки…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

новейшая история.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    Лозунгом  дня стало наведение элементарного  порядка. Были сняты с работы некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей. Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро свернута.

    Далеко  идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест: Н. И. Рыжков - с Урала, Е. К. Лигачев - из Сибири, В. И. Воротников - из Воронежа, М. С. Горбачев - из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству страной.

    Меры  по укреплению дисциплины и порядка  дали лишь краткосрочный результат  в виде незначительного повышения производительности труда в промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием. Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая группа “За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из СССР отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова. Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и Западом достигла в этот период своего апогея. К этому были причастны обе стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале работ над программой Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под названием “звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки вооружений. В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические идеалы в стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в решительную схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков обострилось в связи с трагедией     1 сентября 1983 г., когда советским истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747, нарушивший Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент, чтобы представить в глазах мировой общественности Советский Союз “империей зла”. После этого были прекращены все ведущиеся советско-американские переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время укрепив тоталитарную систему.

    В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные силы в  руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко, попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Андропова по оживлению экономической жизни, обновлению руководящих кадров. Шаг за шагом углублялся социально-политический кризис. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Курс  на «обновление общества».

    Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет. Общество хотело, чтобы во главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М. С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим. Перемен ждал мощный слой партийно-государственных чиновников, военных, обеспокоенных развалом государства.

    По  своему в реформировании советской  системы были заинтересованы технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы управления.

    Родившийся  в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к  поколению, которое называло себя “детьми  ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось почти вдвое больше природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в передовых странах. СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков, обуви, но большинство товаров было неконкурентоспособно на международных рынках. Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К  середине 80-х годов и для такой огромной и богатой  ресурсами страны возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за послевоенное время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной статьей экспорта, а следовательно,  важнейшей опорой советской экономики.

    Различные варианты реформы обсуждались и  в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной  концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых  и политиков искали выход в рамках сложившейся  системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в  то время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций  страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике.

    Уже первые выступления нового Генерального  секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изменение в  государственном  строе и в общественно-политической жизни в период перестройки.

2.1. Изменение государственного  строя.

    Важнейшим направлением реформирования социализма в СССР была объявлена его демократизация.

    Малая эффективность преобразований 1986-1988 гг. подвела реформаторское руководство партии и государства к мысли о необходимости глубинных изменений общественно-экономического уклада. С этой целью на XIX партийной конференции принимается решение о новой структуре государственной власти в СССР. Соответствующие изменения в Конституцию были внесены Верховным Советом СССР 1 декабря 1988 г. Вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти в лице Съездов народных депутатов и Верховного Совета.1

    Съезд народных депутатов  СССР становится высшим органом государственной власти в стране.

    Верховный Совет СССР. В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране.

    14 марта 1990 г. Съезд народных  депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент — это высшее должностное лицо — глава государства. Первый президент М.С. Горбачев избирался на Съезде народных депутатов 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось избирать президента всенародным голосованием. При нем создается Президентский совет, который нацеливался на выработку политической линии взамен бывших партийно-государственных структур. Учреждается новый орган - Совет Федерации.

    Исполнительно-распорядительная власть осуществляется Советом Министров, а после его преобразования и переименования — Кабинетом министров.

    В связи с рыночными преобразованиями появляются и новые органы управления. В частности, Указом Президента СССР от 9 августа 1990 г. учреждается Фонд государственного имущества СССР, которому поручена разработка и реализация программы преобразования государственных предприятий в акционерные общества и предприятия.

    После известных августовских событий 1991 г. устанавливается контроль российских министерств и ведомств над всеми  предприятиями и учреждениями Союза  ССР, находящимися на территории России.

    Создавался  новый орган власти — Государственный  совет СССР, в состав которого входили  Президент СССР и высшие должностные  лица республик СССР.

    Исполнительно-распорядительная власть переходит к Межгосударственному экономическому комитету. Начинается ликвидация союзных структур управления, которые не вписывались в схему нового Союза.

    Изменениями в Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, — Комитет конституционного надзора.

    Реформируется арбитраж. На основе изменений в  Конституции СССР от 26 декабря 1996 г., 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке  разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

    Изменения государственного и  общественного строя  Российской Федерации.

    Реформирование  государственного механизма Российской Федерации начинается с принятия 27 октября 1989 г. Верховным Советом РСФСР Закона об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и Закона о выборах. Эти акты во многом отражали перемены, произошедшие в Союзе ССР. Изменения Конституции предусматривают введение двухуровневой системы представительных органов власти в центре, учитывающих федеративное построение Российской; Федерации, - Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

    Съезд становится высшим органом государственной власти РСФСР; Верховный Совет РСФСР— постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом, впервые ; в истории республики получившим двухпалатную структуру.

    Должность президента РСФСР  была введена на основе итогов. референдума 17 марта 1991 г., который проводился одновременно с референдумом СССР. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон «О Президенте РСФСР». В соответствии с этим законом президент - высшее должностное лицо, глава исполнительной власти.

    Учреждается должность вице-президента. Начинается отход от принципа единства и полновластия Советов. Местная администрация перестает быть органом соответствующего Совета. Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений.

    Существенные  изменения, направленные на укрепление суверенитета России, происходят в системе правоохранительных органов. 15 декабря 1990 г. учреждается должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого Верхрвным Советом и утверждаемого Съездом. Прокуратура России отделялась от Прокуратуры СССР.

    В Российской Федерации учреждается  Конституционный суд, Закон о  котором принимается в мае 1991 г.

    16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли КПСС, а 20 июня 1990 г. принимает постановление «О механизме народовластия в РСФСР», где говорилось о том, что «в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно-политических организациях». Добившись устранения Коммунистической партии из конституционного поля, большинство Съезда народных депутатов, наконец, позволило открыто выразить и свои пожелания в отношении общественного устройства страны. 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР внес изменения в преамбулу Конституции, где теперь стало говориться не о социалистическом, а о демократическом, правовом государстве. С этих пор стало очевидным, что конечной целью реформаторов является реставрация капитализма в нашей стране.2

    Перестройка формы государственного единства.

    События в республиках вышли за рамки, очерченные в центре, и стали развиваться под воздействием общественно-политической ситуации, складывающейся в них. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики. Ослабление государственного единства, уменьшение роли центра в регулировании межнациональных отношений и решении местных вопросов, реакция на процессы, происходящие и республиках, с опозданием привели к возникновению целого ряда межнациональных конфликтов. Первым был конфликт в Карабахе, затем - между Азербайджаном и Арменией.

Информация о работе Перестройка СССР: истоки, этапы и итоги