Перестройк

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:19, реферат

Описание работы

Вторая половина ХХ века охвачена событиями, по насыщенности, которая едва ли имеет аналоги в мировой истории, начиная от послевоенного восстановления Советского Союза до распада СССР. Но именно этот послевоенный полувековой период в истории СССР-России называют ''годами, которые потрясли мир''. Историки показывают Отечество во всем его драматизме, где было место и для слез и для радостей, падений и свершений.
Самым ярким, центральным событием если не всего века, то, во всяком случае, второй его половины, считается распад СССР. Именно этот небольшой период с 1985-1991 гг., был по числу событий самым насыщенным, чем предшествующие два десятилетия. Именно этот период представляет собой переплетение различных, порой

Содержание

1.Введение _______________________________________________________ 3
2.Предпосылки перестройки. Горбачев М.С.- новый лидер СССР__________5
3.'' Новое мышление''. Реформирование политической и социальной системы. Экономика._______________________________________________________ 9
4. Гласность.______________________________________________________13
5.Внешняя и внутренняя политика.___________________________________16
6.Крушение.______________________________________________________24

Работа содержит 1 файл

перестройка.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Не менее важной частью нового плана была перестройка экономики, расширение хозяйственной деятельности на уровне предприятий. В СМИ начинается  широкое обсуждение рыночных идей, велись дискуссии о типах рыночных отношений. Некоторые экономисты выступали за внедрение модели хозяйственного расчета. Так к самоокупаемости и самофинансированию добавилось самоуправление предприятий. Такой тип рыночных отношений должен был превратить предприятия в субъекты рыночной экономики. И в 1987 г. на пленуме ЦК был поднят вопрос о государственном предприятии (объединении). Закон вступил в силу 1 января 1988 г. Хозяевами предприятий являлись трудовые коллективы, что не меняло социалистическую форму собственности. У трудовых коллективов были широкие права в решении социальных и кадровых вопросов, могли выбирать администрацию. Было рекомендовано ввести выборы руководителей на производстве, ввести отчетность перед трудовыми коллективами, чтобы давать оценку деятельности руководителей, вплоть до освобождения не справляющихся или скопромитировавших себя работников. Новый закон качественным образом менял соотношение полномочий на всех этапах управления народным хозяйством. Министерства разрабатывали стратегии по определению контрольных цифр: госзаказ на 1988 г. должен был составлять 85 % от уровня производства. Остальная продукция реализовывалась по рыночным ценам. Объем заказа предполагалось постепенно уменьшать, а рыночная сфера действия увеличиваться. Но даже к этой ограниченной свободе предприятия оказались не готовы. Так как госзаказа на всех не хватало и многие из них впоследствии оказывались убыточными или получали мизерную прибыль, что сказалось на повышении цен, прекращению выпуска дешевых товаров, совершенно не стремясь к повышению производительности и качеству товаров. Все это привело к дисбалансу в системе управления хозяйством.

     Был принят ряд постановлений, затрагивающий финансово-кредитную, ценообразующую сферы. В частности была реорганизация банковской системы страны. Сеть пополнилась новыми банками: ''Агропромышленным'', ''Жилсоцбанк'', ''Банк трудовых сбережений и кредитования'' (Сбербанк). Вместо трех появилось шесть банков. Ряд министерств и ведомств получили право самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции на внешнем рынке. Разрешено создание смешанных предприятий с участием зарубежных фирм. Капитал этих предприятий складывался из паевых взносов сторон (наша доля превышала 50%). В 1988 г. на территории СССР действовало 109 предприятий с участием иностранных партнеров. Цифра, конечно, очень скромная с учетом отечественной потребности, но причины медлительности в увеличении таких предприятий были в бюрократической волоките, высоких налоговых ставках, неконвертируемости рубля.

     Экономическая жизнь стала резко ухудшаться буквально с каждым месяцем. Хозрасчет не способствовал распространению рыночных отношений. Цены на сырье и ресурсы оставались заниженными, обузой для бюджета стали социальные программы. Все требовало радикальных решений. И в 1988 г. был опубликован Закон ''О кооперации в СССР''. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве (колхозы), так и в промышленности, строительстве, транспорте, торговле. Новая форма экономики должна была насытить рынок товарами и услугами. Но дефицит породил алчность. Кооперативы предлагали за плату услуги, которые ранее предоставлялись бесплатно или за умеренную плату. Появились платные туалеты, похоронные бюро. Большая часть кооперативов создалась на базе бывших государственных предприятии, которые не стремились заботиться о качестве товаров и обслуживании, и имели большую прибыль за счет повышения цен, так как закупленные у государства товары по льготным ценам продавались в несколько раз дороже. Эта деятельность привлекла работников торговли, автосервиса, имеющих судимость и планы реализовывать теневые, незаконные доходы. Вокруг кооперативов стали возникать спекуляция, воровство, вымогательство. Количество кооперативов постоянно росло. Они довольно быстро соорентировались в экономической ситуации, главным образом работая в посредническо-торговой сфере. Возникла сеть  ''коммерческих'' магазинов, где цены на товары были запредельными. Все чаще государственные товары скупались и перепродавались намного дороже. Это вызвало социальное напряжение в обществе. Отсутствие каких-либо мер пагубно сказывалось на бюджете страны. Надеясь на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у Запада. Это вело к увеличению государственного долга в иностранной валюте. За три года долг вырос вдвое. А в хозяйстве продолжали нарастать кризисные явления, сопровождаемые спадом производства, ростом инфляции цен, товарным дефицитом. Снижался уровень жизни населения, росло недовольство.

     Возникли  три крупных забастовочных центра: угольные шахты Донбасса, Кузбасса и Воркуты. Уже через неделю после первой забастовки горняков поддержали угольщики других городов и республик. Требования были направлены на решение социально-экономических вопросов, копившихся в регионах годами: повышение заработной платы, введение хозрасчета, поставки оборудования. Власти оказались застигнутыми врасплох, была создана комиссия для разбора конфликта. Горбачев и Рыжков Н.И. (глава союзного правительства) призывали бастующих к выдержке. И сразу же был принят Закон ''О порядке разрешения коллективных трудовых споров'' не в пользу бастующих. Обычным явлением стали ''табачные'', ''колбасные'' и прочие бунты населения. Забастовочные комитеты трансформировались в союзы трудящихся и позже объединились в Конфедерацию труда. Использовалось забастовочное движение, как инструмент давления на власть и управление, прося отставки Рыжкова, против введения чрезвычайного положения. Общественное мнение не приняло перспективы повышения цен и тарифов. И ситуация вышла из-под контроля властей после  выступления Н. И. Рыжкова, в котором говорилось о предстоящем повышении цен на некоторые продовольственные и другие товары. Ажиотаж достиг предела. Магазины и склады были опустошены. Товарный дефицит оказался по масштабам очень широким. Активизировалась деятельность теневиков, спекулянтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Гласность.

     Большую роль в духовной жизни, ее развитии, да и вообще всей страны сыграла гласность. Ведь это открытая и полная информация о любой общественно-значимой деятельности и возможность её свободного обсуждения. С самого начала гласность была ограничена определенными рамками. И Горбачев говорил: ''Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа''1.

     Но  развитие гласности превратилось в мощный поток, удержать который в определенных рамках Горбачев и его окружение уже не смогли. Она коснулась литературных произведений ранее не допущенных цензурой, таких как: '' Дети Арбата '' А. Рыбакова, ''Новое назначение '' А. Бека. Были напечатаны долгие годы, находившиеся под запретом работы таких литераторов как Набоков В., Н.Гумелев, Б.Зайцев. Благодаря произведениям этих авторов подняли свои тиражи журналы '' Новый мир'', '' Знамя'', ''Октябрь ''. Народ утопал в запретных произведениях, и как следствие это был первый удар по идеологии перестройки, посеяв среди читателей сомнения относительно ''потенциала перестройки ''. Помимо чтения в моду входят '' круглые столы '' и другие формы общения с общественностью. В институтах организованы чтения, перед студентами выступали историки-профессионалы с различными ныне запретными темами, в том числе и о И.В. Сталине. В тоже время гласность коснулась и кинематографии, театра, музыки. На экраны вышли фильмы долгое время пылившиеся на полках по идеологическим соображениям. В музеях появились картины, которые, казалось бы, навечно были упрятаны от народа. В музыкальную культуру было возвращено творчество М. Ростроповича, А. Шнитке.

     Все это требовало восстановления исторической справедливости, ясности в политических оценках событий прошлого, выполнения нравственного долга перед памятью жертв тоталитарного режима. И в связи с этим в сентябре 1987 г. создается комиссия по изучению материалов, связанных с репрессиями в период 30-40-х и начала 50-х годов. В состав комиссии входят деятели ЦК КПСС С. Соломенцев, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов, Г.П. Разумовский, В.И. Болдин, руководитель КГБ СССР В.М. Чебриков. В 1988 г. состоялось семь заседаний комиссии. Были обсуждены такие дела как: '' Ленинградское дело'' , '' Союз марксистов-леннцев'' , '' Дело Еврейского антифашистского комитета ''. Самым громким процессом было дело '' Антисоветского правотроцкистского блока'', среди обвиняемых которого были соратники Ленина – Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др. Именно на Бухарине остановился реабилитационный процесс в 60-м году. Дело не было доведено до конца, и возвращение к этому вопросу как бы устанавливало временную связь с прошлым. О его судьбе и жизни вышло немало публикаций в газетах и журналах, и даже вышла книга '' Бухарин. Политическая биография. 1888-1938 гг.'' С.Коэна. Впервые эта работа восполняла одно из самых больших '' белых пятен '' истории советского периода . На советских граждан обрушился поток информации о '' белых пятнах '' сталинского периода. Впервые пролился свет на истоки и природу сталинского режима через произведения : '' Сталин. Путь к власти 1879-1929 гг.'', '' Открытое общество и его враги '', '' Большой террор ''. В этих работах содержались острые оценки и непривычная информация . Большим событием стала статья в газете '' Правда '' Н. Андреевой '' Не могу поступиться принципами ''. Преподаватель из Ленинграда гневно разоблачала публицистов и литераторов, которые призывали к пересмотру партии и советского общества. Ответом стала редакционная статья '' Правды '' , в которой на основе исторических фактов доказывалось, что защита Сталина является крайне реакционной и нацелена на прекращение перестроечных процессов. И это стало толчком, чтобы волна критики тоталитарного режима усилилась еще больше. Статья Андреевой как бы разделила политику гласности. Далеко не все оказались готовыми к переоценке ценностей. Гласность способствовала резкому столкновению различных течений и интересов. Узнавая все больше и больше истории, люди начали испытывать затруднения и сомнения в оценке самой социалистической идее.

     Изменения коснулись и религии. Демократизация предполагает отказ от неприятия  религиозности с позиции атеизма. С 1987 г. пресса все чаще берет на себя защиту прав верующих. Поднимается  вопрос о религиозных праздниках как национальных. Состоялись три международные конференции, организованные Московским Патриархом, которые осветились в массовой информации. В 1988 г. состоялась встреча Горбачева и Патриарха Пимена. Речь шла о предоставлении права преподавания вероучения, равноправии верующих и атеистов, возвращения и постройки храмов. И Горбачев пообещал принятие нового закона о религиозном вопросе. Церковь оказалась в центре общественно-политической жизни. У людей исчез страх посещать богослужения, увеличилось количество людей, желающих креститься, созданы новые религиозные объединения. Важным показателем стало избрание ряда епископов и священников в местные органы власти- Советы всех уровней, который принял ряд  важных постановлений. В 1988 г. возникла группа , на основе которой последствии сформировалось '' Российское христианское демократическое движение ''. Её идеалы – процветающая Россия, государственное единство трех славянских народов, социальная экономика, уважение традиций, семьи, морали, свобода вероисповедания. В Москве возродилась Марфо-Мариинская община трудового женского монашества. При общине открылись курсы православных сестер милосердия. В столице возникло благотворительное '' Братство во имя Спаса'' , цель которого была проводить лекции, занятия с детьми, помогать нуждающимся людям, распространять литературу. В Петербурге открылась первая православная больница, в Москве - при больнице открылся больничный храм. Но самым важным событием стало принятие законов : союзного'' о свободе совести и религиозных организациях '', и республиканского '' о свободе вероисповедания '' . За религией закрепились права : религиозное общество могло существовать без регистрации, но при этом не обладало правом юридического лица. За религиозными организациями признавалось право владеть недвижимостью и право на получение от государства культовых зданий, разрешено участие в богослужениях и выполнении религиозных обрядов ( в том числе с военнослужащими). Cо средств, идущих на благотворительность был снят налог, День Рождества Христова (7 января) был включен в число национальных праздников. Во многих населенных пунктах происходит восстановление и строительство храмов и молитвенных домов. И это, пожалуй, единственное важное и нужное для жизни и общества удавшееся изменение в стане. Что касается политики, экономики, социальной жизни – все шло к развалу.  
 
 
 
 
 
 

Внешняя и внутренняя политика.

     Говоря  о  внешней политике, то еще с середины 80-х в ее основу была положена концепция ``нового политического мышления``, целью которого было сближение интересов государств с различными социальными системами при решении политических, экономических, и военных проблем, затрагивающих интересы всего мира. Изменения начались со смены руководства: вместо А.А. Громыко, возглавляющего МИД СССР , был назначен бывший первый секретарь ЦК компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. В ЦК КПСС за  международную деятельность отвечал  А.Н. Яковлев. Разрыв с прежней традицией проявился в смене 10 из 12 заместителей министра иностранных дел; были назначены новые начальники почти всех управлений МИД.

     В 1986 г. на ХХVll съезде ЦК КПСС были озвучены новые идеи внешней политики. Акцент делался на то, что изменения в мировом развитии требуют переосмысления, поиска новых подходов, способов и форм взаимоотношений между различными социальными системами. ''Ход истории общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты… Такое взаимодействие нужно, чтобы предотвратить ядерную катастрофу, чтобы могла выжить цивилизация. Оно требуется, чтобы сообща и в интересах каждого решать и другие, обостряющиеся общечеловеческие проблемы…'' Своеобразным триумфом  стало выступление Горбачева, в котором он призвал’’ пересмотреть совокупность проблем международного сотрудничества с самих его основ’’ .'' Наш идеал, -подчеркивал лидер СССР – это мировое сообщество правовых государств, которые подчиняют правовым принципам и свою внешнюю политику''2.

            Важной частью намеченных планов было сотрудничество и существование двух сверхдержав: США и СССР, двух ведущих блоков (НАТО и ОВД). Главы этих держав регулярно встречались, и в ходе бесед и переговоров главным являлось обсуждение необходимости исключить военную силу, как средство решения международных проблем. В подтверждение договора стали : мораторий на испытания ядерного оружия (с 1985-1987 г.), ограничение и в последующем прекращение ядерных взрывов (1987 г.), 50 %-ное сокращение стратегических наступательных вооружений, состоялось подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1988 г.). Тогда впервые от переговоров об ограничении вооружений две великие державы перешли к ликвидации накопленного оружия. И этот компромисс создал благополучную обстановку разрешения других межгосударственных проблем. И уже в 1988 г. Горбачев принял решение о выводе войск из Афганистана, в Женеве СССР и США достигли договоренности о механизме вывода войск. В содружестве решались разные проблемы, касающиеся межнациональных конфликтов. Были пересмотрены советские внешнеполитические подходы во взаимоотношениях  со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. При посещении Горбачевым г. Владивостока был сделан акцент на содружество, нормализацию отношений со всеми странами этой части мира, включая Китай, Японию, Южную Корею. Численность советских войск на советско-китайской границе и на территории Монголии достигла почти полумиллиона человек. Пополнялся и Тихоокеанский флот. Советская авиация на Дальнем Востоке насчитывала две тысячи самолетов, к Востоку от Урала размещалось около 400 МБР наземного базирования.

Информация о работе Перестройк