Пересо́пницьке Євангеліє

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:32, реферат

Описание работы

О чем нам может рассказать древняя рукопись? В православной рукописной традиции переписывания книг Священного писания, богослужебных книг всегда было особой работой, в которой не принято было оставлять свое имя. Эта традиция анонимности является характерной особенностью нашей средневековой христианской культуры - скромность, отказ от индивидуальности личности, благоговение и ответственность за каждое написанное слово

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ.doc

— 725.00 Кб (Скачать)

Время сохранности бархатных переплетов было значительно меньше. Бархат на переплетах ХVI века дошел до наших дней только в незначительных фрагментах. И нет сегодня данных об окладах на Евангелиях ХVI века, о которых можно с уверенностью сказать, что они современники самой рукописи. В ХІХ веке для уменьшения стоимости книг в качестве переплетного материала начинают широко использовать тканевый материал (полотно, коленкор). Именно этот материал использован в современном варианте переплета Пересопницкого Евангелия. Время сохранности такого переплета резко уменьшается.

Следует иметь в виду, что большая часть современных коллекционных и индивидуальных переплетов - это кожаные переплеты.

Кожаные переплеты обычно имели темно-коричневый или ярко желтый цвет с красноватым оттенком. С древнейших времен основными поверхностями, подлежащими украшению, были внешние плоскости переплетных крышек, покрытых кожей. Композиционно оформление крышек на тисненных переплетах с течением времени изменялось. Не последнюю роль в этом процессе играло появление новых инструментов для тиснения и новых техник оформления.

Во второй половине ХVІ веке начинают оформлять и другие части переплета: корешок, ребра и канты крышек, ремни застежек.

До середины ХVІ века при оформлении кожаных переплетов использовалось только слепое тиснение, с середины ХVІ века начинает встречаться золотое тиснение. Сначала тиснение золотом использовалось в сочетании со слепым тиснением. Золотом оттискивались отдельные элементы украшений в середине бордюрных рамок (чаще всего серединники и боковики). Как дополнительное украшение кожаных переплетов могла использоваться металлическая фурнитура: боковики и центровик. Чаще всего они были сюжетными и изготавливались в технике басмы, литья или гравировки.

Начиная с конца ХVІ века, все шире начинают использоваться кожаные переплеты, украшенные золотым тиснением, которое как бы сплошным ковром покрывает всю поверхность крышек и корешка. Такой подход является имитацией роскошных окладов переплетов напрестольных Евангелий. Основным его признаком является то, что при оформлении кожаных переплетов Евангелий внутреннее пространство рамки плотно заполняется тиснением (клише или басмами). Основой композицией тиснения остаются сюжетные боковики с евангелистами и серединник в центре крышки, который был смысловым центром композиции (на верхней крышке - это Распятие, на нижней - Богоматерь на престоле).

Сюжет "Распятие" на серединниках может иметь несколько вариантов: Распятие с двумя предстоящими, с четырьмя предстоящими или совсем без них. Распятие на серединниках может изображаться на фоне Иерусалимской стены или средневекового города. Иногда над головами предстоящих изображаются ангелы.

Наугольники для оформления внутренних углов орнаментных рамок переплетов у восточных славян начинают использоваться со второй половины ХVІ века. В дальнейшем наугольники становятся неотъемлемой частью декора Евангелия. Они используются только совместно с серединниками. По внешнему виду боковики, как и серединники, можно разделить по форме - треугольные (с вогнутым и выпуклым краем), квадратные, уступчатые, фигурные - орнаментальные или сюжетные. Кроме того, на переплетах восточных славян встречаются треугольные наугольники со срезанными острыми углами, которые имеют вогнутый контур только с одной стороны, той, которая противоположна прямому углу наугольника. 

Факсимильное издание Пересопницкого Евангелия в кожаном переплете


 

Сюжетные наугольники у восточных славян изображают или четырех Евангелистов, по одному в каждом углу рамки. Евангелисты изображаются с присущими только им символами: Матфей - с ангелом, Марк - со львом, Иоанн - с орлом и Лука - с тельцом. Иногда на наугольниках изображаются не собственно евангелисты, а только их символы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно наиболее вероятной версии переплета факсимильного издания Пересопницкого Евангелия.

Переплет факсимильного издания Пересопницкого Евангелия должен быть изготовлен из темно-коричневой кожи со "слепым" тиснением и с металлическими наугольниками и серединником, которые будут выполнять функцию украшения. Целесообразно использовать на угловиках те сюжеты с евангелистами, которые приведены в самом Евангелии. Сюжет серединника - это Распятие с оригинальных рукописей XVI века (например, из фондов Национальной библиотеки Украины им.В.И.Вернадского или Музея книги). Переплет Пересопницкого Евангелия должен быть оформлен рамкой с орнаментом, приближенным к художественным особенностям украшений самого текста Евангелий, в частности, рамок, которые украшают изображения евангелистов. 


Стоимость экземпляра факсимильного издания - 65 000 грн без НДС.

Стоимость экземпляра "Пересопницьке Євангеліє. Витоки і сьогодення" - 24 000 грн без НДС. 



Информация о работе Пересо́пницьке Євангеліє