Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:34, контрольная работа
«Последнее распоряжение Коммуны о светской школе», «Общий циркуляр Вайяна (делегата по просвещению) о профессиональном образовании» и «Декрет Коммуны об увеличении жалования учителям», дают сведения о политике коммуны в области просвещения и образования. Последнее распоряжение Коммуны о светской школе» показывают отношение коммуны к церкви. Этому же способствует изучение документа «Декрет Коммуны об отделении церкви от государства».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ИСКУСССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ
РЕЛИГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ИСКУСССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ
В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ
РЕЛИГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших и интереснейших тем Новой Истории Запада – Парижская Коммуна 1871 года. Эта тема всегда была актуальна , а особенно огромный интерес к ней стали проявлять различные исследователи в последние десятилетие , когда она перестала излагаться исключительно с позиций марксизма – ленинизма ,как первый пример диктатуры пролетариата. В этой работе конечно же невозможно охватить тот короткий , но чрезвычайно насыщенный период. Поэтому данная работа затрагивает лишь вопрос политики коммуны в области культуры и просвещения , который имеет большое значение , так как культура и система образования отражают идеологию общества , и очень важны для определения сущности коммуны ,что бы определить ее отношение к искусству , литературе . религии , просвещению.
Таким образом поставленная цель перед автором работы заключается в изучении политики коммуны в сфере культуры и просвещения. Задачи этой работы таковы: а) исследовать деятельность коммуны в области просвещения и образования; б) исследовать политику коммуны в сфере искусства, театра, литературы; в) определить отношение коммуны к религии.
Работа строится по проблемному принципу.
В качестве источников были использованы следующие документы.
«Последнее
распоряжение Коммуны о светской
школе», «Общий циркуляр Вайяна (делегата
по просвещению) о профессиональном
образовании» и «Декрет Коммуны
об увеличении жалования учителям»,
дают сведения о политике коммуны
в области просвещения и
Для работы над вопросом политики коммуны в сфере искусства я использовала следующие источники: «О создании федерации художников Парижа», «Декрет о передаче театров в руки артистических коллективов», «Декрет Коммуны о свержении Вандомской колонны», «Декрет о разрушении Искупительной часовни Людовика XVI». Последние источники позволяют понять, какова была политика коммуны по отношению к памятникам реакции. Также мной использовались и такие источники как : монаграфии Потемкина Ф.В « Промышленная революция во Франции » 1971,Галкина И.С « 1 интернационал. Парижская коммуна » 1963 , Желубовской Э.А « Крушение Второй империи и возникновение Третьей республике во Франции » 1956, Керженцева П. М. «История Парижской Коммуны» и коллективная «История Парижской коммуны 1871 года». Все они богаты фактическим материалом, иллюстрациями, основаны на большом круге источников, содержат из последних много цитат.
Недостатком этих работ является тот факт, что они все пронизаны идеологией марксизма-ленинизма и все оценивается с этой точки зрения.
ГЛАВА
1. ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАНОВЛЕНИЕ
В конце 1860-х гг. большим
распространением, особенно в низших
слоях буржуазии, стал пользоваться
революционный радикализм, мечтавший
об идеалах Робеспьера; определенной
программы он не выставлял, и принципы
«justice éternelle» и «fraternité
Тогда-то проявилось и громко
заявило о себе стремление к учреждению
коммуны, в которой видели панацею
от всех зол и бедствий, обрушившихся
на Францию. У одних требование коммуны
имело значение простого протеста против
невыносимой централизации
Во время франко-прусской войны была образована парижская национальная гвардия: все граждане, изъявившие на то желание, были вооружены и несли службу под начальством офицеров, ими же избранных. В короткое время численность национальной гвардии достигла 300 тысяч человек. Национальным гвардейцам назначено было жалованье: служба в национальной гвардии обеспечивала тех, которые остались без работы вследствие осады Парижа.
К 1870 Париж стал самым
красивым и оживленным городом Европы
с населением почти в 2 млн. человек.
Вторая империя рухнула после
поражения во франко-прусской войне.
4 сентября 1870, узнав о капитуляции
Наполеона III после поражения в
битве под Седаном, народ Парижа
восстал, сверг существующий режим
и учредил временное
Однако после
В Коммуну было избрано
86 человек, среди них - 26 рабочих,
более 30 служащих, несколько мелких
предпринимателей, лица интеллигентного
труда (педагоги, врачи, журналисты,
адвокаты). Более 20 представителей
крупной и средней буржуазии,
избранных в буржуазных
В политическом отношении Совет Коммуны разделялся на "меньшинство" и "большинство". "Меньшинство" Совета Коммуны состояло из прудонистов. "Большинство" Совета Коммуны состояло из мелкобуржуазных демократов — неоякобинцев (36 человек) и бланкистов (12 человек). Высший государственный орган — Совет Коммуны был избран путём всеобщего голосования. Каждый член Совета Коммуны, который не выполнял волю народа, отзывался из него.
Совет Коммуны издавал
законы, для исполнения которых
были созданы 10 комиссий (финансов,
продовольствия, труда, промышленности
и обмена, просвещения, внешних
сношений, юстиции, военное,
Народный характер Совета Коммуны как рабочего правительства ярко раскрывают принятые им декреты: о передаче фабрик и мастерских, владельцы которых бежали вместе с версальцами в руки рабочих товариществ, о введении рабочего контроля на некоторых предприятиях и в учреждениях, о запрещении незаконных вычетов из заработной платы рабочих и служащих, декрет об обязательном установлении минимума заработной платы рабочим.
Большое политическое значение имели декреты Коммуны об отделении церкви от государства. Запись акта гражданского состояния — о рождении, браке и смерти – была передана в руки государственных учреждений. В мае был принят закон, обеспечивавший гражданские права женщин Франции.
Учитывая пожелания трудящихся, комиссия по просвещению установила единообразную систему просвещения в Париже. Коммуна предполагала также создать детские сады и ясли. Значительную работу провела Коммуна в области искусства. Через созданные товарищества художников в Париже устраивались выставки для широких народных масс. Театры были переданы в ведение товариществ артистов. В дни Коммуны развернули активную деятельность клубы, которые привлекали на свои собрания десятки тысяч граждан Парижа и поддерживали прямую связь с Советом Коммуны. Самым популярным из революционных клубов 1871 г. был Коммунальный клуб.
Исключительную роль в деятельности Коммуны играли французские женщины, имевшие свои организации. Особенно активную роль играл Союз женщин для защиты Парижа и ухода за ранеными. Центральный комитет этой организации, опираясь на её окружные комитеты, руководил делом борьбы с безработицей, формированием санитарных отрядов для нужд фронта, обслуживанием военных госпиталей.
Наряду с массовыми
общественными организациями
Между тем судьба Парижской Коммуны зависела от того, насколько поддержит её вся Франция. 23 марта была провозглашена Коммуна в Марселе, 24-го — в Лионе, Нарбонне и Тулузе, 26-го — в Крезо. На короткое время восставший народ захватил власть в Сен-Этьене, Лиможе и других городах Франции. Но все эти разрозненные восстания, не имевшие между собой связи, были сравнительно легко подавлены контрреволюционными войсками. Изоляция Парижской Коммуны от всей Франции, отказ от немедленного наступления на Версаль в значительной степени предопределили её поражение.
Принципиальное отличие
Парижской Коммуны 1871 г. от предшествовавших
ей революций заключалось в том,
что это была первая в мировой
истории пролетарская революция, создавшая
первое правительство рабочего класса.
Несмотря на кратковременность
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 ТЕАТР
Наиболее ярко и полно политику коммуны в области искусства можно проследить по отношению к театрам, так как за короткий срок своего существования коммуна больше всего мероприятий провела по отношению к театрам. Это, вероятно, связано с тем, что театры предполагают массовое посещение, их гораздо легче использовать для пропаганды сразу же, тогда как для создания соответствующих памятников литературы, скульптуры, живописи надо время.
В 1870 – 1871 годах в Париже было 27 театров, 7 больших концертных залов и цирк. В первые дни коммуны часть актеров вместе с буржуазией бежала из столицы. Во время коммуны действовало около 7 театров и ряд концертных залов. Но некоторые театральные труппы под предлогом гастролей уехали в Лондон.
Коммуна
это разрешила, так как слышала
постоянные жалобы на то, что театры
не делают сборов. Поэтому в водевиле,
например, осталось только четыре актера.
К концу апреля ряд театра прекратили
работу. Видя это, коммуна положила
конец дальнейшему отъезду
В истории театральной политики Парижской Коммуны намечаются два театра: с 18 марта по третью декаду апреля 1871 года и с конца апреля по «кровавую неделю». Во время первого этапа ведали театрами ЦК национальной гвардии, во время второго – мэры, отдельные военачальники, что привело к многовластию.
Сначала
были популярны прудонистские
Коммуна приветствовала создание Федерации артистов, рассматривая ее как актерскую помощь в деле широкого развития зрелищной жизни и в осуществлении предпринятых ею коренной реформы театра. Но деятельность Федерации приобрела нежелательный уклон: настаивая на своей независимой аполитической позиции, Федерация собиралась давать благотворительные концерты в помощь раненым обоих борющихся лагерей.
Кроме того, многие члены Федерации намеревались только спастись от мобилизации, так как коммуна, заботясь о нуждах искусства, фактически освободила членов Федерации от посыла на фронт.
С конца апреля коммуна перешла к решительной борьбе с саботажем в театрах. Так как Гранд Опера стояла демонстративно закрытой, то комиссия общественной безопасности сметила ее директора Эмиля Перрена и назначила молодого артиста, певца Эжена Гарнье временным исполнителем обязанностей директора.
23 апреля
состоялся благотворительный
Главный контингент публики составляли рабочие, так как высшие классы бежали из Парижа.
Вообще
многие театры не хотели подчиняться
политике коммуны. С нескрываемой враждебностью
относилось к коммуне и руководство
Комеди Франсез – чиновники-