Парижская коммуна

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

«Последнее распоряжение Коммуны о светской школе», «Общий циркуляр Вайяна (делегата по просвещению) о профессиональном образовании» и «Декрет Коммуны об увеличении жалования учителям», дают сведения о политике коммуны в области просвещения и образования. Последнее распоряжение Коммуны о светской школе» показывают отношение коммуны к церкви. Этому же способствует изучение документа «Декрет Коммуны об отделении церкви от государства».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ИСКУСССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ
РЕЛИГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ  В ОБЛАСТИ ИСКУСССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ  В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КОММУНЫ  В ОБЛАСТИ 

РЕЛИГИИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                 Одна  из важнейших и интереснейших тем Новой Истории Запада  –                            Парижская Коммуна 1871 года. Эта тема всегда была актуальна , а особенно огромный интерес к ней стали проявлять различные исследователи в последние десятилетие , когда она перестала излагаться исключительно с позиций марксизма – ленинизма ,как первый пример диктатуры пролетариата.       В этой работе конечно же невозможно охватить тот короткий , но чрезвычайно насыщенный период. Поэтому данная работа затрагивает лишь вопрос политики коммуны в области  культуры и просвещения , который имеет большое значение , так как культура и система образования отражают идеологию общества , и очень важны  для определения сущности коммуны ,что бы определить ее отношение к искусству , литературе . религии , просвещению.

Таким образом  поставленная цель перед автором  работы заключается в изучении политики коммуны в сфере культуры и просвещения. Задачи этой работы таковы: а) исследовать деятельность коммуны в области просвещения и образования; б) исследовать политику коммуны в сфере искусства, театра, литературы; в) определить отношение коммуны к религии.

Работа  строится по проблемному принципу.

В качестве источников были использованы следующие  документы.

«Последнее  распоряжение Коммуны о светской школе», «Общий циркуляр Вайяна (делегата по просвещению) о профессиональном образовании» и «Декрет Коммуны  об увеличении жалования учителям», дают сведения о политике коммуны  в области просвещения и образования. Последнее распоряжение Коммуны о светской школе» показывают отношение коммуны к церкви. Этому же способствует изучение документа «Декрет Коммуны об отделении церкви от государства».

Для работы над вопросом политики коммуны в сфере искусства  я использовала следующие источники: «О создании федерации художников Парижа», «Декрет о передаче театров в  руки артистических коллективов», «Декрет  Коммуны о свержении Вандомской колонны», «Декрет о разрушении Искупительной  часовни Людовика XVI». Последние  источники позволяют понять, какова была политика коммуны по отношению  к памятникам реакции. Также мной использовались и такие источники  как : монаграфии Потемкина Ф.В « Промышленная революция во Франции » 1971,Галкина И.С « 1 интернационал. Парижская коммуна » 1963 , Желубовской Э.А « Крушение Второй империи и возникновение Третьей республике во Франции » 1956, Керженцева П. М. «История Парижской Коммуны» и коллективная «История Парижской коммуны 1871 года».  Все они богаты фактическим материалом, иллюстрациями, основаны на большом круге источников, содержат из последних много цитат.

Недостатком этих работ является тот факт, что они все пронизаны  идеологией марксизма-ленинизма и  все оценивается с этой точки зрения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПАРИЖСКОЙ  КОММУНЫ 1871Г

В конце 1860-х гг. большим  распространением, особенно в низших слоях буржуазии, стал пользоваться революционный радикализм, мечтавший  об идеалах Робеспьера; определенной программы он не выставлял, и принципы «justice éternelle» и «fraternité éternelle»  каждым оратором понимались по-своему. В одном только сходились все  оппозиционные элементы — в ненависти  к империи. Когда она пала, новое  «правительство народной обороны» создано  было исключительно населением Парижа.

Тогда-то проявилось и громко заявило о себе стремление к учреждению коммуны, в которой видели панацею  от всех зол и бедствий, обрушившихся на Францию. У одних требование коммуны  имело значение простого протеста против невыносимой централизации управления, усилившейся при Наполеоне III. Другие выдвигали традиции первой революции, когда парижская коммуна руководила победоносной борьбой с коалицией  держав. Приверженцы Прудона мечтали  о разложении Франции на ряд автономных общин, из которых каждая самостоятельно определяла бы свой хозяйственный быт  и ввела бы своих членов в обетованную  страну «мютюализма». Наконец, идея коммуны  встретила большое сочувствие и  у революционеров-коммунистов, глава  которых, Бланки, лично явился тогда  в Париж.

Во время франко-прусской войны была образована парижская  национальная гвардия: все граждане, изъявившие на то желание, были вооружены  и несли службу под начальством  офицеров, ими же избранных. В короткое время численность национальной гвардии достигла 300 тысяч человек. Национальным гвардейцам назначено  было жалованье: служба в национальной гвардии обеспечивала тех, которые  остались без работы вследствие осады  Парижа.

К 1870 Париж стал самым  красивым и оживленным городом Европы с населением почти в 2 млн. человек. Вторая империя рухнула после  поражения во франко-прусской войне. 4 сентября 1870, узнав о капитуляции  Наполеона III после поражения в  битве под Седаном, народ Парижа восстал, сверг существующий режим  и учредил временное правительство. В течение четырех месяцев  Париж осаждали немецкие войска. В  конце концов, 28 января 1871 измученные голодом и лишениями горожане были вынуждены сдаться на милость  победителя.

 Однако после непродолжительной  немецкой оккупации парижане  выступили против временного  правительства в Версале и  организовали Парижскую Коммуну,  которая управляла городом с  18 марта по 19 мая 1871. Первоначально  выборы в Парижскую Коммуну  были назначены на 23 марта, но  развернувшиеся события в Париже  заставили перенести выборы на 26 марта 1871 г., которые прошли на  основе всеобщего избирательного  права. 28 марта 1871 г. на площади  у ратуши при огромном стечении  народа члены ЦК национальной  гвардии передали власть избранному  совету Коммуны. Под звуки оркестров  торжественно было провозглашено  первое в мире пролетарское  государство - Парижская Коммуна.

 В Коммуну было избрано  86 человек, среди них - 26 рабочих,  более 30 служащих, несколько мелких  предпринимателей, лица интеллигентного  труда (педагоги, врачи, журналисты, адвокаты). Более 20 представителей  крупной и средней буржуазии,  избранных в буржуазных округах,  вышли из Коммуны, отказавшись  участвовать в работе совета, в котором преобладали революционеры  и социалисты. В итоге Коммуна  представляла собой блок пролетарских  революционеров и мелкобуржуазных  демократов. В её составе были  видные деятели рабочего движения, руководители секций Интернационала, профессиональных союзов, производственных  и потребительских кооперативов; выдающиеся представители интеллигенции,  поэты-революционеры, историки и  публицисты.

В политическом отношении  Совет Коммуны разделялся на "меньшинство" и "большинство". "Меньшинство" Совета Коммуны состояло из прудонистов. "Большинство" Совета Коммуны  состояло из мелкобуржуазных демократов — неоякобинцев (36 человек) и бланкистов (12 человек). Высший государственный  орган — Совет Коммуны был  избран путём всеобщего голосования. Каждый член Совета Коммуны, который  не выполнял волю народа, отзывался  из него.

 Совет Коммуны издавал  законы, для исполнения которых  были созданы 10 комиссий (финансов, продовольствия, труда, промышленности  и обмена, просвещения, внешних  сношений, юстиции, военное, общественной  безопасности и др.). Во главе  комиссии стоял член Совета. Таким  образом, Совет Коммуны соединял  в своих руках, как законодательную,  так и исполнительную власть.

Народный характер Совета Коммуны как рабочего правительства  ярко раскрывают принятые им декреты: о передаче фабрик и мастерских, владельцы которых бежали вместе с версальцами в руки рабочих  товариществ, о введении рабочего контроля на некоторых предприятиях и в  учреждениях, о запрещении незаконных вычетов из заработной платы рабочих  и служащих, декрет об обязательном установлении минимума заработной платы  рабочим.

Большое политическое значение имели декреты Коммуны об отделении  церкви от государства. Запись акта гражданского состояния — о рождении, браке  и смерти – была передана в руки государственных учреждений. В мае  был принят закон, обеспечивавший гражданские  права женщин Франции.

   Учитывая пожелания трудящихся, комиссия по просвещению установила единообразную систему просвещения в Париже. Коммуна предполагала также создать детские сады и ясли. Значительную работу провела Коммуна в области искусства. Через созданные товарищества художников в Париже устраивались выставки для широких народных масс. Театры были переданы в ведение товариществ артистов. В дни Коммуны развернули активную деятельность клубы, которые привлекали на свои собрания десятки тысяч граждан Парижа и поддерживали прямую связь с Советом Коммуны. Самым популярным из революционных клубов 1871 г. был Коммунальный клуб.

Исключительную роль в  деятельности Коммуны играли французские  женщины, имевшие свои организации. Особенно активную роль играл Союз женщин для защиты Парижа и ухода  за ранеными. Центральный комитет  этой организации, опираясь на её окружные комитеты, руководил делом борьбы с безработицей, формированием санитарных отрядов для нужд фронта, обслуживанием  военных госпиталей.

Наряду с массовыми  общественными организациями большую  роль в воспитании и организации  трудящихся сыграла печать Коммуны. Газеты Коммуны были тесно связаны  с рабочими, имели своих рабочих  корреспондентов. Рабочие через  газеты вносили свои предложения, оценивали  декреты Коммуны. С первых же дней революции 18 марта 1871 г. в парижской  прессе были опубликованы статьи, в  которых подчеркивалась необходимость  союза революционного Парижа с крестьянством. Но только в отдельных местах произошли  крестьянские восстания, которые без  руководства рабочих были слабы  и вскоре были подавлены. Коммуне  не получилось получить союзника в  деревне.

Между тем судьба Парижской  Коммуны зависела от того, насколько  поддержит её вся Франция. 23 марта  была провозглашена Коммуна в  Марселе, 24-го — в Лионе, Нарбонне и Тулузе, 26-го — в Крезо. На короткое время восставший народ захватил власть в Сен-Этьене, Лиможе и других городах Франции. Но все эти разрозненные восстания, не имевшие между собой  связи, были сравнительно легко подавлены  контрреволюционными войсками. Изоляция Парижской Коммуны от всей Франции, отказ от немедленного наступления  на Версаль в значительной степени  предопределили её поражение.

Принципиальное отличие  Парижской Коммуны 1871 г. от предшествовавших ей революций заключалось в том, что это была первая в мировой  истории пролетарская революция, создавшая  первое правительство рабочего класса. Несмотря на кратковременность существования  Коммуны(72 дня), несмотря на её тактические  ошибки и конечное поражение, она  оставила глубокий след в истории  освободительной борьбы пролетариата не только Франции, но и других стран. Принципы общественно-государственного устройства Парижской Коммуны свидетельствуют  о том, что она являла собой  более высокую ступень, чем любая  известная форма демократии. Она  заложила основы пролетарской демократии. Парижская революция была первой в истории революцией, в которой  пролетариат был гегемоном и  повел за собой широкие массы  трудящихся масс. Коммуна была государством, осуществившим первый опыт диктатуры  пролетариата.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 ТЕАТР

  Наиболее ярко и полно политику коммуны в области искусства можно проследить по отношению к театрам, так как за короткий срок своего существования коммуна больше всего мероприятий провела по отношению к театрам. Это, вероятно, связано с тем, что театры предполагают массовое посещение, их гораздо легче использовать для пропаганды сразу же, тогда как для создания соответствующих памятников литературы, скульптуры, живописи надо время.

В 1870 – 1871 годах в Париже было 27 театров, 7 больших  концертных залов и цирк. В первые дни коммуны часть актеров вместе с буржуазией бежала из столицы. Во время коммуны действовало около 7 театров и ряд концертных залов. Но некоторые театральные труппы под предлогом гастролей уехали в Лондон.

Коммуна это разрешила, так как слышала  постоянные жалобы на то, что театры не делают сборов. Поэтому в водевиле, например, осталось только четыре актера. К концу апреля ряд театра прекратили работу. Видя это, коммуна положила конец дальнейшему отъезду актеров.

В истории  театральной политики Парижской Коммуны намечаются два театра: с 18 марта по третью декаду апреля 1871 года и с конца апреля по «кровавую неделю». Во время первого этапа ведали театрами ЦК национальной гвардии, во время второго – мэры, отдельные военачальники, что привело к многовластию.

Сначала были популярны прудонистские воззрения, согласно которым искусство должно быть независимым, свободным от опеки  со стороны государства. Эти воззрения  отчасти проявились в возникновении  и деятельности Федерации артистов, возникшей в середине апреля. Она впервые объединила в единую семью и на равных правах всех артистов, дотоле делившихся на белую и черную кость актерского мира.

Коммуна приветствовала создание Федерации  артистов, рассматривая ее как актерскую помощь в деле широкого развития зрелищной жизни и в осуществлении предпринятых ею коренной реформы театра. Но деятельность Федерации приобрела нежелательный уклон: настаивая на своей независимой аполитической позиции, Федерация собиралась давать благотворительные концерты в помощь раненым обоих борющихся лагерей.

Кроме того, многие члены Федерации намеревались только спастись от мобилизации, так  как коммуна, заботясь о нуждах искусства, фактически освободила членов Федерации  от посыла на фронт.

С конца  апреля коммуна перешла к решительной  борьбе с саботажем в театрах. Так как Гранд Опера стояла демонстративно закрытой, то комиссия общественной безопасности сметила  ее директора Эмиля Перрена и  назначила молодого артиста, певца Эжена Гарнье временным исполнителем обязанностей директора.

23 апреля  состоялся благотворительный спектакль  – «Спектакль в пользу вдовы  Дюваль» при участии артистов  Комеди Франсез и Жимназ в  пользу семей раненых и убитых  национальных гвардейцев.

Главный контингент публики составляли рабочие, так как высшие классы бежали из Парижа.

Вообще  многие театры не хотели подчиняться  политике коммуны. С нескрываемой враждебностью  относилось к коммуне и руководство  Комеди Франсез – чиновники-бонапартисты. Но ее директор Эдуард Тьрри, чтобы  не вызывать недовольства коммуны, давал  каждый день спектакли, удерживал актеров от чересчур резких враждебных выступлений. Но в то же время он не хотел идти навстречу пожеланиям коммуны: не желал снижать цены на места, обновлять репертуар, упорно ставил на сцене исключительно пьесы из классического репертуара – «Андромаху» Рассина и пр.

Информация о работе Парижская коммуна