Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:02, контрольная работа
Политический кризис Речи Посполитой вытекал как из ее внутреннего, так и внешнеполитического положения. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть. Продолжалась разгоревшаяся еще в 70-е годы XVII в. борьба между Радзивиллами, с одной стороны, и Сапегами и Пацами - с другой стороны. Однако Пацы, став в оппозицию к королю, начали конфликтовать с Сапегами и Огинскими. Затем, когда Сапеги укрепили свои политические позиции, против них возникла широкая коалиция во главе с Огинскими и Вишневецкими. Эти междоусобицы переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну.
1 Политический кризис Речи Посполитой вытекал как из ее внутреннего, так и внешнеполитического положения. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть. Продолжалась разгоревшаяся еще в 70-е годы XVII в. борьба между Радзивиллами, с одной стороны, и Сапегами и Пацами - с другой стороны. Однако Пацы, став в оппозицию к королю, начали конфликтовать с Сапегами и Огинскими. Затем, когда Сапеги укрепили свои политические позиции, против них возникла широкая коалиция во главе с Огинскими и Вишневецкими. Эти междоусобицы переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну.
Ведя борьбу между собой,
эти феодальные группировки обращались
за помощью к иностранным
В Речи Посполитой сложилась
такая ситуация, когда безграничная
шляхетская демократия вела к ослаблению
центральной, королевской власти. Фактически
страна становилась игрушкой в руках
сильных олигархических групп, которые
политически и экономически подчинили
себе шляхту. Они активно использовали
право «liberum veto» (запрещаю), по которому
один депутат мог заблокировать
любое решение и даже сорвать
работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов
44 были сорваны, они не приняли никаких
решений. Годами Речь Посполитая оставалась
без высшего органа власти. В это
время росла роль поветовых и
воеводских сеймов. Они присваивали
функции законодательной и
Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей своих более сильных соседей - австрийской, прусской и русской монархий. Для вмешательства в дела Речи Посполитой был использован так называемый «диссидентский» вопрос. Россия поставила перед польским Сеймом вопрос о полном уравнивании в правах некатоликов (диссидентов) с католиками. Сейм ответил отказом. Тогда в 1767 г. при покровительстве России и Прусии в Слуцке была создана православная, а в Торуне протестантская конфедерации, которые стали добиваться равенства верующих разных конфессий. Для подкрепления конфедератов в Польшу был введен 40-тысячный русский корпус. Русские войска окружили Сейм в Варшаве, и он был вынужден отменить все законы, направленные против диссидентов. Екатерину II Сейм наделил полномочиями оберегать не только православие белорусов, но и саму Речь Посполитую.
Однако эти решения
встретили сопротивление части
польской шляхты. Она в феврале 1768
г. в г. Баре на Украине создает
свою конфедерацию. Значительной поддержкой
барские конфедераты
Первый раздел дал крепкий
толчок патриотическим чувствам в польских
прогрессивных кругах. Нарастало
стремление форсировать проведение
реформ по укреплению государственного
строя. Тем более, что на политическую
арену выходило третье сословие. Под
его давлением правительство
ввело единую пошлину, обязательную
для всех, в том числе для
шляхты и духовенства. Создается
первый постоянно действующий
Радикально настроенная часть депутатов Четырехлетнего сейма (1788 - 1792 гг.) предприняла попытку лишить Россию дальше вмешиваться в дела Речи Посполитой. Сейм принял решение об увеличении армии до 100 тыс. человек, закон о сеймиках, по которому безземельная шляхта была лишена избирательного права. Банкиры и юристы получили шляхетское звание. Горожане получили право приобретать земельные владения, получать духовные и светские должности, офицерские звания.
В мае 1791 г. Сейм утвердил новую
Конституцию, которая разрабатывалась
под влиянием французской революции.
Конституция сохранила за шляхтой
все права и разрешила ей заниматься
торговлей. Политические права получила
привилегированная часть мещан.
Положение крестьянства фактически
не изменилась, но в Конституции
провозглашалась опека над ним
со стороны государства. Конституция
существенным образом изменила государственный
строй. Выборность королей отменялась,
но сохранялась выборность династий.
Исполнительная власть принадлежала Королю
и созданному при нем Совету в
составе примаса и пяти министров
(полиции, военного, финансов, иностранных
дел и министра-хранителя
Противниками Конституции
оказались магнаты, мелкая шляхта, католическая
церковь, папская курия. Многие решения
Сейма вызвали острое недовольство
России, которая уже сумела разрешить
свои проблемы с Турцией и Швецией.
Монархические государства
Триумф тарговчан был
кратковременным. Подготовив военный
разгром Речи Посполитой, они подготовили
второй ее раздел. 13 января 1793 г. между
Россией и Пруссией был подписан
акт второго раздела Речи Посполитой,
на территорию которой вступили и
прусские войска. 17 августа последний
Сейм Речи Посполитой, собравшийся
в Гродно, ратифицировал договор
о разделе с Россией, а 23 сентября
1793 г. было объявлено о ратификации
договора с Пруссией. К России отходила
Правобережная Украина и
Последней попыткой консолидации
общества и противостояния полному
исчезновению Речи Посполитой как самостоятельного
государства стало восстание 1794
г, которое возглавил уроженец Беларуси
Тадеуш Костюшко. 24 марта в Кракове
был объявлен акт восстания. Целью
восстания было восстановление Речи
Посполитой в границах 1772 г. и возвращение
к Конституции 1791 г. Т. Костюшко , другие
руководители восстания пытались объединить
интересы передовой части шляхты,
городского населения, делали шаги, направленные
на улучшение положения
На территории Великого княжества Литовского восстание началось 16 апреля, а в ночь с 22 на 23 апреля в руках восставших оказался город Вильно. 24 апреля на площади перед городской ратушей был объявлен Виленский «Акт восстания народа литовского» и одновременно начал работать орган по руководству восстанием во всем Великом княжестве - «Наивысший Литовский Совет», в который вошли двадцать девять наиболее активных деятелей восстания, а также тридцать семь представителей воеводств, поветов и городов. Вооруженная борьба распространилась по всей Литве и Западной Беларуси. Здесь восставших возглавил Якуб Ясинский (на начальном этапе). Социально-политическая программа повстанцев в Вильно была более радикальной, чем в Варшаве.
В Великом княжестве Литовском военные действия продолжались с апреля по сентябрь 1794 г. На территории Беларуси в восстании приняло участие несколько десятков тысяч человек. Наиболее значительные сражения произошли возле д. Поляны (7 мая), д. Солы (25 июня), Слонима (4 августа), Вильно (22 августа), д. Крупчицы (17 сентября). Попытки распространить восстание на территории, ранее вошедшие в состав России, успеха не имели. Надежды руководителей восстания на помощь революционной Франции не оправдались. Восстание было подавлено. 29 октября 1794 г. перед царскими войсками во главе с А.В.Суворовым капитулировала Варшава.
13 октября 1795 г. была
подписана конвенция между
1 Палітычны крызіс Рэчы Паспалітай быў закладзены ў час падпісання ганебнай для Вялікага княства Літоўскага Люблінскай уніі. Здрада вялікага князя літоўскага свайму гаспадарству, гвалт польскай шляхты ў адносінах да свайго шматгадовага саюзніка заклалі хісткі падмурак пад Рэч Паспалітую. Уся гісторыя Рэчы Паспалітай ад Любліна да трох падзелаў – гэта гісторыя барацьбы народаў Вялікага княства Літоўскага за сваю дзяржаўнасць, за права яе існавання. Бяскроўная і крывавая, дыпламатычная і ўзброеная барацьба аслабляла змучаныя гвалтам дзяржавы і ў эканамічных, і ў палітычных, і ў культурных адносінах, рабіла Рэч Паспалітую лёгкай здабычай суседніх краін.
Такім чынам, Люблінская унія – гэта пачатак канца, згубы не толькі Вялікага княства Літоўскага, але і Полыпчы як самастойных, незалежных дзяржаў. Гэта першы выток палітычнага крызісу Рэчы Паспалітай.
Другім вытокам крызісу
стаў палітычны лад Рэчы Паспалітай,
які заканамерна падрываў самыя
асновы дзяржаўнасці. Найболып небяспечным
было спалучэнне знакамітых “залатых
шляхецкіх воль-насцей: выбранне манарха.
Страціўшы са смерцю Жыгімонта II Аўгуста
манархічную дынастыю Ягелонаў, якая
правіла амаль 200 гадоў, палякі не знайшлі
ў сябе дзяржаўнай мудрасці і адказнасці
за лёс бацькаўшчыны і не вылучылі
ніводнай са шматлікіх вядомых магнацкіх
фамілій на каралеўскі пасад (як гэта
здарылася ў Расіі на пачатку
XVII ст. пры адпаведных умовах). Яны
пайшлі па шляху запрашэння манарха
на польскі трон з суседніх краін.
Сам гэты факт сведчыў аб існаванні
глыбокіх супярэчнасцей у кіруючым
стане дзяржавы. Практыка пошукаў
гаспадара яшчэ болып паглыбляла
гэтыя ^супярэчнасці. У час бескаралеўя
шляхецтва раз’ядноўвалася
Выбранне манарха мела і такую адмоўную рысу, як п.одкуп. Ка-рупцыя стала звычайнай з’явай палітычнага жыцця Рэчы іІаспалітай. Напрыклад, да сярэдзіны XVII ст. у асяроддзі польскай шляхты ўзнік рух за скасаванне царкоўнай уніі. Уніяцкі мітрапаліт Календа ў 1688 г. быў вымушаны падкупляць сенатараў, каб захаваць унію. У выніку шырока распаўсюджанай карупцыі з грамадскай свядомасці паступова знікаюць такія паняцці, як маральнасць, сумленне, год-Васць, грамадзянскі доўг, патрыятызм і інш. Асабісты інтарэс прэваліруе над усім жыццём.
Выбары манархаў у Польшчы стваралі таксама падставу для зацікаўленасці суседніх краін у “хатніх” справах Рэчы Паспалітай; паступова яны ўцягваюцца ў вырашэнне польскіх спрэчак, у тым ліку і ўзброенай сілай.
Такім чынам, дастаткова было
адной шляхецкай вольнасці —
выбрання караля, каб прывесці дзяржаву
да згубы. Але шляхта карысталася
яшчэ і такой вольнасцю, як “Рас1;а
сопуеп1;а”. Гэтыя ўмовы для выбрання
караля звычайна пашыралі шляхецкія
вольнасці і абмяжоўвалі
Шляхецкія вольнасці вянчала знакамітае ІіЬетт уеіо, якое не проста нараджала анархію, карупцыю (Маскве, Вене ці Берліну было дастаткова падкупіць аднаго шляхціца і такім чынам сарваць пры-няцце непажаданай пастановы), але магло наогул паралізаваць цэнтральную ўладу, дзяржаўны механізм. 3 сярэдзіны XVII ст. гэта тэндэнцыя пачала перарастаць у звычайную з’яву палітычнага жыцця Рэчы Паспалітай. Да 1652 г. на польскіх сеймах справы вырашаліся болыпасцю галасоў, хаця ў пратаколах дзеля формы ўжывалася фраза “па аднагалоснаму рашэнню”. У 1652 г. дэпутат Упіцкага павета Сіцінскі ўпершыню ўжыў слова “не позволям” (г.зн. не згодзен з па-становай сейма) і прыпыніў пастанову сейма. 3 гэтага часу фраза “не позволям” усё часцей стала ўжывацца на сеймах. Так, калі за 1652 — 1764 гг. з 80 сеймаў былі сарваны 44, то за 1744 — 1762 гг. усе адзінаццаць сеймаў не здолелі прыняць патрэбных рашэнняў. Але і прыняцце пастаноў сеймам яшчэ нічога не азначала. Любая паста-нова караля ці сейма магла быць адхілена шляхтай. Шляхціц ведаў .толькі падпарадкаванне Богу ды самому сабе. Шляхецкі стан, закліканы абараняць радзіму, адказваць перад нашчадкамі за лёс бацькаўшчыны, хварэў на ганарлівасць, бяздумнае самалюбства, бязглуздую самаўпэўненасць. Неабмежаваная дэмакратыя губіла Рэч Паспалітую.