Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

19 февраля 1861 г. последовал манифест, составляющий славу царя-освободителя - манифест об освобождении 22-миллионного крестьянского населения от крепостной зависимости. «В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861 года, у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Предпосылки отмены крепостного права …………………………………….
Российское общество перед реформой ………………………………………..
Дворянство
Крестьянство
Разработка проектов крестьянской реформы ………………………………...
Манифест 19 Февраля 1861 года…………………………………………….....
Личная свобода
Земельный надел
Финансовые отношения
Община
Последствия крестьянской реформы …………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………

Работа содержит 1 файл

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВ.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Уже в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах” был закончен. Начали вносить в него поправки по замечаниям депутатов от губернских комитетов. 

     Ситуация  неожиданно осложнилась печальным  событием – в феврале 1860 года скончался  Я.И. Ростовцев. На пост председателя Редакционных комиссий назначается граф В.Н. Панин, многолетний противник преобразований. Это назначение вызвало в российском обществе бурю эмоций и оценок. Люди думали, что Александр пошел на попятную, принял точку зрения консерваторов. Но это было не так. 

     С осени 1860 года реформа вступает в  решающую стадию. В конце сентября появляется указ, говорящий о том, что 10 октября Редакционные комиссии прекращают свою работу, и председателем Главного комитета назначается брат императора. На этой стадии было продолжено ужесточение проекта по линии уменьшения крестьянских наделов и увеличения повинностей. В январе 1861 года проект Редакционных комиссий поступил на утверждение в Государственный совет. С 28 января по 17 февраля 1861 года проект обсуждался в Государственном совете. О значении, которое придавалось реформе, говорит то, что впервые за всю историю Государственного Совета в нем реально председательствовал сам император, который ранее лишь числился его председателем. 

     После этого начались слушания проекта. Голосовался  он по параграфам, и подавляющего преимущества не имела ни одна из сторон. Здесь решающее значение имела уже не позиция, а голос императора, присоединенный к меньшинству, тем самым, давая последнему преимущество. Наконец, 19 февраля 1861 года Александр II начертал на первой странице принятого закона: ”Быть по сему”, а председатель Государственного Совета граф Блудов, сменивший Орлова, заверил своей подписью подлинность Высочайшей резолюции. Но даже после утверждения Положения императором еще не все было ясно. Дело в том, что документ должен был быть утвержден Сенатом. По закону, данному еще при Петре I, Сенат имел право приостановить обнародование всякого царского указа или манифеста и лишь в случае повторного утверждения законопроекта государем Сенат был обязан безоговорочно подчиниться и принять его. 

     Безобразов  вместе с несколькими сенаторами сговорились возбудить вопрос о неудобстве обнародования Положения, о вреде его, незавершенности. И только личное вмешательство графа Панина, испуганного намерениями сенаторов, помешали осуществлению этой акции. 

     Оставалось  последнее – Манифест, объявлявший  стране о долгожданном событии. Написать его было поручено Ю.Ф. Самарину, хорошо знавшему весь ход подготовки реформы. Но текст, подготовленный Самариным, не удовлетворил императора. 

     Тогда обратились к митрополиту Филарету, который поначалу отказывался от поручения, так как был противником освобождения крестьян. Только нажим со стороны Александра II заставил Филарета написать Манифест. 

     Итак, 19 февраля 1861 года, в шестую годовщину  своего вступления на престол, Александр II подписал документы реформы: Манифест и 17 законодательных актов: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости; Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий; Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях; Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; четыре Местных положения о поземельном устройстве крестьян; восемь Дополнительных правил. 

     Революция произошла сверху, но вызвала массу  вопросов и споров о её необходимости  в тех условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА

     Обсуждение  проекта Редакционных комиссий проходило  с 28 января по 17 февраля 1861 г. в Государственном  Совете при личном председательстве императора, желавшего ускорить ход событий. 19 февраля Александр II подписал документы реформы: Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

     В Манифесте говорилось о том, что  именно по инициативе дворян были составлены предложения о новом устройстве быта крестьян. Император полагался на здравый смысл народа, имея ввиду, что текст положений поймут сразу не все.

     Положения о крестьянах состояли из 374 печатных страниц, насчитывали 1809 статей, учитывавших большинство возможных ситуаций, могущих возникнуть на местах в процессе непосредственного проведения реформы. «Положения» распространялись на помещичьих крестьян 45 губерний Российской империи. 

ЛИЧНАЯ  СВОБОДА

     «Положения» немедленно упраздняли помещичью власть. Вчерашний крепостной нынче становился юридическим лицом, который может владеть собственностью, затевать судебные иски и участвовать в  выборах в местное самоуправление. Экономически и политически крестьянство приобрело известную перспективу. Оборотистый, крепкий крестьянин мог, несмотря на всяческие препятствия, стать промышленником. Он мог (правда с известными трудностями) изменить сословную принадлежность и достичь привилегированного состояния. Таким образом, крестьянин получил возможность изменить свой политический статус. Однако добавим, что каждый раз, когда крестьянин стремился уйти из деревни на продолжительное время, ему полагалось спросить разрешение у сельского общества (общины). Кроме того, крестьянин продолжал платить подушную подать, что другие сословия уже не делали. 

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЕЛ

     Помещики были обязаны выделить крестьянам участки земли в бессрочное постоянное пользование. Размер надела должен был определяться полюбовно между крестьянином и барином. Если такое соглашение не достигалось - прибегали к услугам мировых посредников, но уже на основании установленных минимальных и максимальных норм для различных регионов страны, которые колебались от 1 до 7 десятин. Нормы были определены из расчёта, что у помещика должно оставаться до 2/3 всей земли, причём это была не только пахотная площадь, но и луга, леса. Оставшаяся 1/3 делилась между крестьянами. Если по установленным нормам у крестьян оказывалось меньше земли, то помещики убавляли свои земли (прирезки для крестьян), и, наоборот, если у крестьянина оказывалось земли более положенного - отрезали у него (отрезки). Лично для крестьянина предельный размер надела был равен семи десятинам. Если у него до реформы было более - то землю у него отрезали в пользу помещика, если меньше - прирезали. 

ФИНАНСОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

     По  закону вся земля (имеются в виду частные владения) принадлежала помещику. Поэтому за выделенные угодья крестьянам нужно было платить. Юридически эта операция выглядела, как предоставление банком кредита крестьянину для приобретения земли. Но государство не собиралось выдавать деньги на руки крестьянину. Они были сразу перечислены помещикам в виде ценных бумаг. Выгодность этого мероприятия была ещё и в следующем. Более 80% мелких и средних дворян задолжало государству по залогу собственных имений, и этот долг был бы безнадёжным, если бы не реформа. Стоимость оплаты за землю погашала многие долги.

Крестьянин, получалось, приобрёл землю у помещика, но вступал в новые отношения с государством. На выкупные платежи ему предоставлялся срок - 49 лет в рассрочку под 6% годовых. Таким образом, правительство заплатило помещикам 80% стоимости земли, не затратив практически ни копейки, но получив дополнительный источник дохода - крестьянские выплаты. Остальные 20% выкупной цены крестьянин должен был уплатить деньгами или барщинной работой непосредственно помещику. Бывшие крепостные считались временнообязанными до тех пор, пока они не рассчитаются и с помещиком, и с государством, а до момента расчёта они должны были нести прежние повинности. Благодаря этому, помещики получили возможность не торопясь приготовиться к переходу на вольный наём работников, а народное хозяйство страны было застраховано от резкого падения сельского производства.

Выкуп земли у помещика (20%) осуществлялся  по взаимному согласию сторон и до 1881 г. был невозможен без такового договора. 

ОБЩИНА

     Чтобы обеспечить аккуратную выплату выкупных платежей, правительство отдало крестьянскую землю в собственность не отдельных хозяев, а в ведение сельских обществ- общин - традиционную форму общежития русских землепашцев. Община была сохранена там, где имелась раньше, и сформирована в тех местах, где её не знали. В общине главную роль играл сельский сход (мир), решавший свои внутренние проблемы и разрешавший внутренние конфликты. Между сходами такую роль играл выбранный на нём староста. Община, кроме некоторых старых прав (перекраивание наделов), приобретала часть власти, ранее принадлежавшей помещику. Такой орган местного самоуправления облегчал правительству вследствие круговой поруки налоговый контроль и обеспечивал, в известной степени, социальную стабильность. Желающие выйти из общины крестьяне теоретически имели шансы на это, но практически мало кто воспользовался ими. Тем самым дифференциация деревни не была столь явной и усреднённость крестьян предполагала спокойствие в государстве, правда, частично за счёт хозяйственного прогресса, ибо община препятствовала появлению в России фермерского класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОСЛЕДСТВИЯ  КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ

     Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год —1859 волнений. Более половины их (937) было усмирено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значительной части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю», другие же пытались отыскать эту «волю» в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых, статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о «воле».

     Наибольший  размах крестьянское движение приняло  в ценрально- черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса помещичьих крестьян находилась на барщине и аграрный вопрос был  наиболее острым. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и помещичьего землевладения («на барщину не пойдем, и оброков платить не будем», «земля вся наша»). Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами крестьян: сотни их были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

     Весна 1861 г.— высшая точка крестьянского  движения в начале проведения реформы. Недаром министр внутренних дел  П. А. Валуев в своем отчете царю назвал эти весенние месяцы «самым критическим  моментом дела». К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил (в подавлении крестьянских волнений участвовали 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов), путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянских выступлений.

     Хотя летом 1861 г. и наметился некоторый спад крестьянского движения, число волнений еще было достаточно велико: 519 в течение второй половины 1861 г. — значительно больше, чем в любом из предреформенных годов. Кроме того, осенью 1861 г. крестьянская борьба приняла и иные формы: массовый характер приняли порубки крестьянами помещичьего леса, участились отказы от уплаты оброка, но особенно широкие размеры принял крестьянский саботаж барщинных работ: из губерний поступали донесения о «повсеместном неисполнении барщинных работ», так что в ряде губерний до трети и даже половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

     В 1862 г. поднялась новая волна крестьянского  протеста, связанная с введением  уставных грамот. Более половины уставных грамот, не подписанные крестьянами, были навязаны им силой. Отказ от принятия уставных грамот часто выливался в крупные волнения, численность которых в 1862 г. составила 844. Из них 450 выступлений были усмирены с помощью военных команд. Упорный отказ от принятия уставных грамот был вызван не только невыгодными для крестьян условиями освобождения, но и распространившимися слухами о том, что в ближайшее время будет дарована царем новая, «настоящая» воля. Срок наступления этой воли («срочный» или «слушный час») большинство крестьян приурочивало к 19 февраля 1863 г.— ко времени окончания введения в действие «Положений» 19 февраля 1861 г. Сами эти «Положения» крестьяне рассматривали как временные (как «первую волю»), которые по истечении двух лет будут заменены другими, предоставляющими крестьянам безвозмездно «не урезанные» наделы и полностью избавляющими их от опеки помещиков и местных властей.

Информация о работе Отмена крепостного права