Отмена крепостного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Становление современной российской государственности (1991-2004г.)
Отмена крепостного права.

Содержание

1. Внутренние и внешние причины буржуазных реформ 60-70-х годов ХIХв.
2. Отмена крепостного права и ее значение.
3. Либеральные реформы 60-70-х годов (земская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения).
4. Изменения в экономическом и социально-политическом строе в результате реформ.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по ист25.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Причины отставания очевидны. Крепостничество налагало отпечаток на все стороны жизни страны. Сельское хозяйство было сковано крепостным режимом и не могло развиваться. Разные формы крепостничества сохранились и в промышленности, тормозили ее развитие.

Важнейшим проявлением  кризиса крепостного сельского  хозяйства явилась социальная дифференциация в деревне. Перед реформой в помещичьих имениях нечерноземной полосы оброк составлял 80 %. Помещики избегали расширять господскую запашку, гнали крестьян на всякого рода промыслы. Создание прибавочного продукта все больше переносилось за пределы феодального поместья. На оброке состояли все удельные крестьяне.

Однако в поместьях  черноземной полосы на долю оброчников перед реформой 1861 г. приходилось  только 28,8 % крепостных крестьян. В Левобережной Украине оброчники 

3

составляли до 0,7%. За первую половину XIX в. оброки увеличились в 23 раза.

Одновременно увеличивалась  барщина, которая выходила за рамки  трех дней. Крепостным приходилось  работать на господском поле целую  неделю. Но подневольный барщинный  труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства один из ученых хозяев того времени справедливо заметил, что барщиной обычно называлось то, что "медленно, нерадиво, без всякой охоты делается". Поэтому среди крепостных владельцев к середине XIX века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

Недовольны положением дел были даже те помещики, которые  в черноземной полосе вели барщинным  трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное население черноземного района, не уходившее в отхожие  промыслы и не имевшее кустарных, умножилось настолько, что не все могли быть использованы на пашне. Некуда было девать рабочие руки. Это, естественно, порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен и даже о преимуществах наемного труда.

Затрудненность хозяйственной обстановки помещиков усложнялась их долгами. По некоторым подсчетам, к середине XIX века в среднем задолженность помещиков государству составляла более 69 рублей с души крепостных, что составляло более 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызвана как тяжестями военного времени, так и хозяйственными неудачами и неумением жить соответственно своим доходам.

Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков настроение недовольной крепостной массы их пугало недостаток денежных средств  приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что скоро конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

Таким образом, к  середине XIX века в стране ухудшились и обострились крепостные отношения у помещиков они возбуждали опасения за будущее, а у крепостных рост недовольства своим нищенским состоянием.

Основными причинами  реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 1856 год произошло 66 выступлений, то за 1859 — уже 797 [1]. Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа. 

4

2. Отмена крепостного  права и ее значение.

В начале своего царствования император Александр II заявил о том, что будет продолжателем политических принципов императоров Александра I и Николая I. Однако практика нового правительства показала существенные отличия его приемов от предшествующего режима.

Одновременно с  этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве "Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу".

Статистические работы о числе и распределении крепостных крестьян по губерниям Европейской  России велись в рамках подготовки реформы по отмене крепостного права 1861 года. Еще в 1858 году в Санкт-Петербурге вышла работа А.Г. Тройницкого "О числе крепостных людей в России". Но обобщающей стала книга "Крепостное население в России, по 10-й народной переписи", изданная в 1861 году. Проделанная работа позволяла получить необходимые сведения о масштабах крепостного права в России и хотя бы приблизительно просчитать социальные и экономические последствия предстоящих реформ.Исследование А.Г.Тройницкого имело большое значение для новой реформаторской политики Александра II.

В годовщину своего вступления на престол, 19 февраля 1861 г., император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права  и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". 5 марта "воля" была обнародована.

Государственная власть не видела в этом никакого нарушения  прав помещиков. В своей речи Государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в  Росси имело государственный  характер "Право это установлено  самодержавной властью, и только самодержавная власть может уничтожить его".

В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в  пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой.

По закону крестьяне  получили право выкупить у помещиков  свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению с помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещиков и назывались временно-обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками.

Выкуп производился по заключении соответствующих договоров ("уставных грамот"), при

5

 этом казна  уплачивала помещикам (процентными  бумагами) стоимость их земель,

отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне  должны были в течение 49

 лет погасить  свой долг государству ежегодными  взносами "выкупных платежей" (в размере 6 % с выкупной ссуды).

Крестьянские надельные  земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских "дворов" (семейств). Они передавались во владение крестьянским обществам, в которые соединялись по месту жительства вышедшие из крепостной зависимости крестьяне. Общества "уравнительно" распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан "круговою порукою", т.е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был "приписан" к своему обществу

Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам  и не пахавшие земли, освобождались  без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу.

В 1863 г. основные положения  крестьянской реформы были распространены на "удельных крестьян", а в 1866 г. на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.

Земельное обеспечение  удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян средний размер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных около 6 десятин.

Порядок осуществления  крестьянской реформы требовал соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дня освобождения.

Конечно, нельзя было надеяться, что помещики и крестьяне сами сумеют достичь мирного и справедливого конца своих отношений. Поэтому для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. О важнейших и сомнительных делах посредники докладывали уездному мировому съезду, состоявшему из мировых посредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской

6

реформы по губерниям  было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.

Так было совершено  великое дело отмены крепостного  права. Освобождение крестьян существенно  изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, уже не годились для нового, состоявшего из различных сословий, уездного населения. Необходимо было заново создать местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

3.Либеральные  реформы 60-70-х годов (земская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения).

С отменой крепостного  права пришлось реформировать органы местного самоуправления. По закону 1 января 1864 г. были созданы земства. Выборы депутатов-гласных- в состав уездного земского собрания проходили по трем избирательным категориям (куриям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Исполнительными органами были губернские и уездные  земские управы.

В 1870 г. была проведена городская реформа. В городские думы выборы проходили по трем группам налогоплательщиков: мелких, средних и крупных. Городской голова и управа избирались думами. Органы самоуправления занимались коммунальным хозяйством, благоустройством, школами, больницами.

С 1864 г.началась судебная реформа, были созданы судебные округа. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат(присяжный поверенный).Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Окружной суд являлся бессословным. После судебных прений присяжные заседатели выносили свое мнение. На основании вердикта присяжных суд выносил приговор. Коронных судей министр юстиции назначал пожизненно. Они считались независимыми от административных органов и полиции. Второй инстанцией были судебные палаты по уголовным и гражданским делам, третьей - департаменты Сената. Император сохранил право помилования.

Мелкие  уголовные  и гражданские дела разбирали  мировые судьи, избираемые земским собранием или городской думой. Спорные вопросы рассматривались съездом мировых судей. Царь хотел дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый». Сохранились особые суды для духовенства, военных, в некоторых министерствах. Судебная реформа считалась прогрессивной, способствовала формированию правовой культуры у населения.

1 января 1874 г был  принят закон, отменивший рекрутскую повинность.Воинская обязанность стала всесословной, единой для мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья.Фактически отбор в армию происходил по жребию,т.к.призывные контингенты превышали необходимое для армии число новобранцев.

Реформы способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. 
 
 

8

4. Изменения в экономическом  и социально-политическом  строе в результате  реформ.

Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало  полное разочарование в радикальных  кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что "народ царем обманут".

С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и  были недовольны переходным состоянием "временно обязанных". В некоторых местах произошли волнения, ибо крестьяне думали, что господа спрятали настоящую царскую волю и предлагают им какую-то подложную. В с. Бездна Казанской губернии дошло до того, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человек убитых и раненых.

Информация о работе Отмена крепостного права в России