Реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Какие факторы сыграли главную роль в отмене крепостного права? Одни историки делают акцент на экономических и социальных процессах в России. Крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, по их оценкам, стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали эксплуатацию.

Содержание

Предпосылки отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы.
Реформа 19 февраля 1861 г.
выкупная сделка.
значение реформы 1861 г.

Работа содержит 1 файл

Реформа 1861 г.doc

— 47.50 Кб (Скачать)
 
 

Реформа 1861 г. Отмена крепостного права в  России. 
 

План: 

  1. Предпосылки отмены крепостного права.
  2. Подготовка крестьянской реформы.
  3. Реформа 19 февраля 1861 г.
  4. выкупная сделка.
  5. значение реформы 1861 г.
 
 
 
 
  1. Предпосылки отмены крепостного права.

В марте 1856 г., выступая перед московским дворянством, Александр II произнёс решающую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу».

    Какие факторы сыграли главную  роль в отмене крепостного  права? Одни историки делают акцент на экономических и социальных процессах в России.      Крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, по их оценкам, стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали эксплуатацию. Это вело к деградации хозяйства, к ожесточению крестьян. Назрел переход от феодализма к капитализму. Страна шла к революции, но крестьянство не являлось подлинно революционной силой, и правительству удалось отделаться реформой.

    Другие историки считают, что крепостничество, тормозя прогресс, всё-таки не исчерпало к середине XIX в. всех  резервов, и феодализм ещё какое-то время мог развиваться. Крестьянские же бунты второй половины 50-х годов - разрозненные и малочисленные – революцией не грозили. Россия, согласно этой концепции, ещё долго могла прожить без внутренней экономической и социальной катастрофы, но вот соперничать на международной арене с                                                Таким образом, отмена крепостного права была вызвана не столько внутрироссийскими, сколько внешнеполитическими факторами. Так или иначе, падение крепостничества стало важнейшим рубежом русской истории. Очевидна огромная роль государства в этом процессе, что резко отличало Россию от Европы, где подобные преобразования проводились в связи с буржуазными революциями, в ходе общественных взрывов. 
 
 

2. Подготовка  крестьянской реформы.

Реформа 1861г. Рождалась в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками.

    Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857г.). Ни комитет, составленный из николаевских сановников, ни  дворянство не хотели решать крестьянский вопрос, однако откладывать его решение уже было нельзя. В этом царя убеждали и его сановники; об этом говорило и общественное мнение.

    В конце 1857г. литовское дворянство - не без давления властей –  ходатайствовало о безземельном  освобождении своих крестьян. Царь предписал литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Предписание царя, так называемый «рескрипт Назимову», губернатору Литвы, был опубликован: в России и за рубежом стало известно о готовящейся реформе. Секретный комитет переименовали в Главный комитет. Николаевская традиция секретности, безгласности была сломана. После этого отступать было нельзя. Медленно, неохотно помещики разных областей империи стали подавать прошения об открытии у себя губернских комитетов. Так правительство фактически вынудило  дворян выступить с «инициативой» в крестьянском  вопросе. В этом сказалась значительная самостоятельность государственной власти в России, её инициативная роль.

   Вопрос о реформе в принципе был решён. Личное освобождение крестьян признавалось несомненным. Спорным оставалось наделение крестьян землёй, считавшейся собственностью помещика. Помещики плодородных чернозёмных губерний хотели после личного освобождения крестьян оставить в своих руках максимум земли. Помещики нечернозёмных областей с бедной землёй соглашались дать крестьянам земельный надел за выкуп. Второй вариант в принципе был более либеральным, но в губернских комитетах его поддерживало минимум дворян.

    В правительстве идею освобождения крестьян с землёй за выкуп отстаивал лидер реформы Н.А.Милютин с  единомышленниками. Царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Но весной 1858г. невдалеке от Петербурга взбунтовались эстонские крестьяне, которых ещё в начале XIX в. освободили без земли. Провалилась и попытка безземельного освобождения удельных крестьян. Против проектов дворянского большинства резко выступили А.И.Герцен, радикальный журнал «Современник» Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, всё передовое общественное мнение. В конце 1858г. идея освобождения крестьян с землёй стала основой правительственной программы.

   Крепостники яростно нападали  на Н.А.Милютина и его соратников, называя их «красными». Но те  упорно стояли на своём: после  отмены крепостного права рядом с крупным помещичьим хозяйством должно возникнуть мелкое крестьянское. Тогда, полагали либеральные бюрократы, помещики смогут перестроить своё хозяйство на капиталистический лад, и в то же время в России не возникнет массы безземельных пролетариев, страна избежит революций, через которые прошла Европа; государственная власть сможет выступать в качестве арбитра между сословиями, вырастет авторитет царя как защитника народных нужд. Эти  соображения привлекали Александра II . Поборов личную неприязнь к Милютину, он назначил его товарищем (заместителем) министра внутренних дел.

     Теперь предстояло самое сложное:  ввести либеральную программу  в законодательство. В начале 1859г.  для обработки проектов, подготовленных  губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства были созданы Редакционные комиссии. Их председателем стал генерал Я.И.Ростовцев, фактическим лидером – Н.А.Милютин. Подчиняясь непосредственно царю, комиссии стали главным центром подготовки реформы. Ростовцев и Милютин собрали в них в основном либералов. В комиссиях работали славянофилы  Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский, с Милютиным тесно сотрудничал видный западник  К.Д.Кавелин, не входящий в комиссии. Небольшая, но сплочённая группа, овладевшая ключевой позицией в верхах, стала на время значительной силой.

    В 1859 – 1861 гг.проекты комиссий  были переданы на обсуждение  депутатам губернских комитетов,  затем (после закрытия комиссий) – в Главный комитет и Государственный  совет. Везде проекты подвергались  резким нападкам. Но либеральные бюрократы и царь не церемонились с противниками: им не давали гласно высказывать свои возражения, Александр II крайне ограничил права дворянских депутатов, самовластно утверждал  мнения либерального меньшинства в Главном комитете и в Государственном совете. Защищать либеральный проект приходилось авторитарными методами. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитающиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых им наделов уменьшены.

3. Реформа  19 февраля 1861г.

В шестую годовщину своего вступления на престол, 19 февраля 1861г., Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Бывшие крепостные получали личную свободу и большинство общегражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия). При этом крестьяне оставались неполноправным сословием: они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.

    Вотчинную власть помещика сменило  крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство – сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. В то же время через него бывшие крепостные  входили в новые демократические учреждения – земство, суд присяжных, приобщались к гражданской жизни.

    Сохранялись общинное землевладение,  регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине.

     Власть общины над личностью,  сословная обособленность крестьянского  самоуправления были чертами архаическими. Сохранять их предполагалось лишь

на первых порах, чтобы уберечь крестьян от быстрого обезземеливания, от нажима со стороны вчерашних хозяев- помещиков. Авторы реформы надеялись со временем углубить процесс преобразования деревни.

4. Выкупная сделка.

Поскольку земля считалась дворянской собственностью, крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Выкуп  приравнивался к сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила  бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Таким образом, помещику стремились компенсировать потерю не только земли, но и крепостного труда.

     Величина крестьянских наделов  и повинностей, от которых исчислялся  выкуп, определялась по соглашению  между помещиками и крестьянами  в рамках размеров, установленных правительством. Условия выкупа излагались в уставных грамотах, за составлением которых наблюдали мировые посредники, назначаемые правительством из местных дворян и независимые от администрации. До перехода на выкуп крестьяне считались «временнообязанными» и продолжали работать на помещика.

    Выкуп осуществлялся при посредничестве  государства. Крестьяне платили   непосредственно помещику только 20-25% стоимости земли. Государство  брало на себя обязательство  сразу выдавать помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне потом должны были возвратить долг государству с процентами. До 1907 г. (конец платежам положила первая российская революция) крестьяне отдали государству сумму, вдвое превышающую изначальный размер выкупа. В то же время из средств, выдаваемых помещикам, была вычтена задолженность казне. Таким образом, государство возвратило себе долги и дворянства и (с переплатой) крестьянства.

    Формально помещик мог бесконечно  затягивать «временнообязанное»  состояние, числиться собственником  всей земли и пользоваться даровым трудом крестьян. Но при этом он не мог их самолично наказать, отнять у них наделы, повысить повинности. Государство фактически вынуждало помещиков переводить своих бывших крестьян на выкуп. Для крестьян выкуп был обязателен: в течение девяти лет (а фактически и дольше) они не могли отказаться от своего надела.

     В 1858-1863гг. была проведена реформа  удельных,  в 1866-1886гг. государственных  крестьян. 1861г. стал своеобразным  рубежом в истории нашей страны.

5. Значение  реформы 1861г.

Отмена  крепостного права мощно стимулировала  развитие капитализма – отношений  свободного найма и конкуренции, способствовала подъему экономики. Мирная в целом реформа укрепила авторитет правительства и царя, который получил имя Освободителя: ведь в Соединённых Штатах Америки, например, отмена рабства в те же годы вызвала кровавую гражданскую войну. Освободив крестьян с наделом, монархия упрочила свою социальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы государства. Вместе с тем реформа носила недемократический, явно продворянский характер. Огромная

     

масса крестьян осталась малоземельной. Крестьянское хозяйство, ослабленное выкупными  платежами, не стало очагом развития капитализма. Ставка делалась прежде всего на хозяйство помещиков, которые сохранили в своих руках и громадные земельные владения (латифундии) и единовременно получили крупные суммы денег для организации новых форм хозяйствования.

     Негативную  роль в проведении реформы  сыграли искажения, внесённые в проект Редакционных комиссий крепостниками из главного комитета и Государственного  совета. Дореформенный крестьянский надел сохранить не удалось; «отрезки» от крестьянских земель, проведённые в ходе реформы, составили в среднем 20 %. При этом помещики старались оставить за собой наиболее удобные земли, подчас совершенно необходимые в крестьянском хозяйстве. В результате разорение значительной части крестьян стало неизбежным, становление самостоятельного крестьянского хозяйства затянулось, были законсервированы многие элементы старых, феодальных (отработки) и даже дофеодальных (община) производственных отношений.

    Тем  не менее,  реформа 1861г. обладала  немалым запасом прочности: до  начала XX в. В деревне почти не было крупных нелокальных волнений. (Самым известным было выступление крестьян в селе Бездна  в 1861г.) В то же время она предполагала обязательное развитие, доработку – ликвидацию сословной обособленности крестьян, ослабление власти общины, облегчение крестьянского малоземелья. Застой или поворот назад грозили социальной катастрофой. Поэтому очень многое зависело от того, как сложится политическая конъюнктура в пореформенное время.

Информация о работе Реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России