Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование буржуазных реформ Российской Империи второй половины XIX века на территории Беларуси. В курсовом исследовании были поставлены следующие задачи:
выяснить предпосылки буржуазных реформ;
исследовать ход осуществления реформ;
выделить особенности проведения реформ на территории Беларуси;
выяснить и обосновать причины особенностей проведения буржуазных реформ на территории Беларуси.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Отмена крепостного права
Предпосылки реформы…………………………...…...5
Осуществление реформы………………………...……6
Особенности проведения аграрной реформы в Беларуси………………………………………….……11
Буржуазные реформы в Беларуси
Военная, земская и городская реформы………….…14
Судебная реформа………………………………..…..18
Реформа образования и цензуры в Беларуси в 1864 года…………………………………….………………23
Особенности проведения реформ на территории Беларуси……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………...……….28
Список литературы…………………………………………….……..30

Работа содержит 1 файл

курсач крепостное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

Только в окружных судах  допускалось рассмотрение уголовных  дел с присутствием присяжных  заседателей. Судебные палаты - вышестоящие  по отношению к окружным судам  органы. Образовывались они на территории нескольких губерний. Находились под  руководством председателей с соответствующим  штатом судей. Все они также назначались  непосредственно царем. Все они  также должны были соответствовать  требованиям, предъявляемым к судьям окружных судов. Основные функции: принятие решения о предании суду лица, разбирательство  по первой инстанции дел, касающихся государственных преступлений и  преступлений по должности, аппеляционный пересмотр дел, рассмотренных в первой инстанции окружными судами. Здесь уже участие присяжных заседателей не допускалось.

Правительствующий Сенат - действовал в двух департаментах: уголовных  и гражданских дел. Сенат выполнял рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции, апелляционный пересмотр дел, которые вначале были рассмотрены судебными палатами или судьями самого сената. С 1877 года Сенат является дополнительно и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем, в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов - они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если все они превышали свои полномочия. [10, 132]

Верховный Суд занимал  особое место в системе общих  судебных учреждений. Он образовывался  каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности - если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Приговоры этого суда обжалованию  не подлежали. Они могли быть отменены или изменены только царскими актами помилования.

К местным судебным учреждениям  относили мировые суды. Мировые суды образовывались на территории каждого участка, на который делился уезд, следовательно, в уезде их было несколько. В состав каждого суда входил мировой судья, он мог иметь двух заместителей или помощников - они избирались на земском собрании каждые три года. Была предусмотрена должность и так называемого «почетного» мирового судьи, которые осуществляли свои функции бесплатно. К ведению этих судов относили рассмотрение споров имущественного характера, дела о малозначительных преступлениях - появление в безобразном от опьянения виде, травля собаками, недостаточная охрана питейного заведения, неприставление подпор к ветхим заборам и т.д. Наказания также были малозначительными - самое строгое - лишение свободы с содержанием в тюрьме сроком на 1 год. Соответствие законности всех выносимых мировыми судами решений проводили съезды мировых судей. Позже, после упразднения мировых судов в 1889 г. их функции были переданы земским начальникам. [10, 135]

Судебная реформа в  Беларуси была проведена с небольшим  опозданием в восемь лет по сравнению  с проведением той же реформы  в Российской империи, что было причиной восстания 1863 года и желанием властей  разобраться с этими участниками. То есть судебная реформа была проведена  только в 1872 году. Принципы буржуазного  права были заложены в основу проведения реформы, то есть, вводилась бессословность суда, независимость самих судей, состязательность сторон при отстаивании  своих интересов, гласность судопроизводства. Был введен институт присяжных заседателей, которые оговаривали окончательный  вердикт. Присяжные поверенные и  прокурор на равных основаниях участвовали  в любом судебном разбирательстве. Судебная система состояла из судебных палат, окружных судов, Сената. На собраниях  земских и городских гласных  избирались мировые судьи, которые  предназначались для разбирательства  незначительных дел. Введение мировых  судов было началом судебной реформы  в Беларуси. Отличительной чертой реформы в Беларуси было то, что  судьи не были выборными, они были назначаемы, так как отсутствовали  земские учреждения. Судьи в основном назначались министром юстиции  из числа помещиком, которые были лояльны по отношению к правительству. С 1882 года были введены высшие судебные инстанции. С этого же времени  были введены институты присяжных  заседателей и поверенных. Но реформа  не искоренила пережитки крепостнической  эпохи. Продолжали действовать крестьянские волостные суды, в особом порядке  судилось и духовенство.

 

 

    1. Реформа образования и цензуры в Беларуси в 1864 года

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали  расширения народного образования. Само осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Все формы народного образования, объем, и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламентировались и находились под контролем соответствующих правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

 Начало подготовки  реформы начального и среднего  образования было положено учреждением  в июле 1861 г. Комитета для разработки  школьной реформы. Разработанный  им проект был утвержден в  1864 г. как «Положение о начальных  народных училищах». Согласно  этому документу право открывать  начальные школы предоставлялось  общественным учреждениям и частным  лицам (с разрешения властей). [11, 182]

Материальное обеспечение  школ лежало на учредителях, а руководство  учебной частью возлагалось на организуемые уездные и губернские училищные  советы. В программу начальных  училищ входили преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения.

 По уставу гимназий  и прогимназий, принятому в  ноябре 1864 г., в среднем образовании  вводился принцип сословного  равенства. Гимназии делились на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое). Классическая гимназия давала преимущество при поступлении в университет, выпускники реальных чаще поступали в технические ВУЗы. Были учреждены прогимназии – четырехклассные учебные заведения, обучение велось по плану первых четырех лет классической гимназии. Более половины учеников гимназий составляли дети дворян и чиновников, около трети – представителей городской буржуазии, однако и дети крестьян и «иноверцев» в гимназиях были представлены (не менее 10%).

 Университетский устав  1863г. стал самым либеральным  в дореволюционной России. Его  действие распространялось только  на российские учебные заведения. Каждый университет по уставу должен был иметь 4 факультета – историко-филологический, физико-математический и медицинский (но допускались исключения). Серьезные льготы были сделаны профессорско-преподавательскому составу: увеличено число профессоров, вдвое подняты оклады преподавателям, их статус по Табели о рангах повышался в два раза. Устав предоставлял широкую автономию университетам в области решения учебных и хозяйственно-административных вопросов. Руководство университетов само распределяло по факультетам государственные субсидии, открывало новые кафедры, присуждало степени и звания. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы. [16, 45]

 Начало высшему женскому  образованию в России было  положено на рубеже 60 - 70-х годов  XIX в. В 1869 г. в Москве открылись  Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение. [10, 146]

Реформа школьного образования  на территории Беларуси также проводилась согласно «Положению о начальных народных училищах» и «Уставу гимназий и прогимназий 1864 года». Этими положениями устанавливалась всесословность школьного образования. Также сословные ограничения отменялись и при поступлении в высшее учебное заведение. Единственной оградой при поступлении в вуз и средние учебные заведения оставалась высокая оплата за обучение, что доступно было немногим. Было введено большее количество начальных школ, что давало крестьянским детям получать начальное образование. Правительственные органы Российской империи в отношении Беларуси проводили различные ограничения, к которым можно отнести закрытие Гори-Горецкого земледельческого института, сдерживание развития среднего образования. Но что было положительным фактором, так это количество начальных школ увеличивалось, открывались учительские семинарии.

Реформа в области цензуры  в Беларуси имела целью ограничить произвол в властей в области издательского дела. Для книг большого объема, то есть десять печатных листов и более двадцати – для переводных изданий, отменялась предварительная цензура. Только по судебным искам привлекались к ответственности издатели и редакторы. Что касается изданий, предназначенных для широких масс, то для них цензура была обычным явлением. Те издания, которые правительство посчитало бы неугодными или противоречащие интересам государства, на издателей могли накладывать штраф, закрывать издания, приостанавливать деятельность.

    1. 3. Особенности проведения реформ на территории Беларуси

Отмена крепостного права  сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический  путь развития. В Беларуси одни из них  не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Например, земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным.

По этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г. [10, 145]

Школьная реформа проводилась  в соответствии с «Положением  о начальных народных училищах»  и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был  положен принцип всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование давали классические гимназии и ремесленные училища. Однако контингент учащихся в средней и высшей школе регулировался высокой оплатой за обучение.

В 1875 г, т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в  Беларуси стала проводиться реформа  городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип  всесословности выборных органов управления при соответствующем имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза: ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

Заключение

Общественное устройство, основанное на рабском труде крепостных, к середине XIX в. доказало свою нежизнеспособность. В 1861 г. российские власти вынуждены  были пойти на реформу, отменившую крепостное право.

В Беларуси на ход крестьянской реформы серьезно повлияло восстание 1863 года. Оно в очередной раз  показало политическую неблагонадежность  дворянства и ярко выраженный наивный  монархизм белорусского крестьянства, категорически не поддержавших повстанцев. Это определило политику царской  администрации: наказать дворян и поощрить крестьян. В условия реформы на белорусских землях были внесены  существенные изменения.

Серьезным недостатком проведения реформы стала непреодоленная чересполосица  крестьянских и помещичьих земель. Это порождало бесконечные споры  и недоразумения, сдерживало совершенствование  агрокультуры.

Буржуазные реформы 60 - 70-х  гг. в Беларуси проводились с определенными  ограничениями, в отличие от Центральной  России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. По закону 5 марта 1864 г. «лицам польского происхождения» и евреям в западных и юго-западных губерниях было запрещено покупать казенные и частные земельные владения, проданные за долги. Им не разрешалось также приобретать, принимать в залог, управление, аренду земли, купленные на льготных условиях. Они не имели права пользоваться льготами и ссудами. Согласно закону от 10 июля 1864 г. евреи «черты оседлости» вообще были лишены права приобретать земли. Законом от 10 декабря 1865 г. «Лицам польского происхождения» также запрещалось получать в собственность имения. В мае 1882 г. правительство запретило евреям селиться вне городов Беларуси за исключением Могилевской губернии, что привело к искусственному сосредоточению его в городах и местечках. Это способствовало аграрному перенаселению в деревнях.

Информация о работе Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси