Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование буржуазных реформ Российской Империи второй половины XIX века на территории Беларуси. В курсовом исследовании были поставлены следующие задачи:
выяснить предпосылки буржуазных реформ;
исследовать ход осуществления реформ;
выделить особенности проведения реформ на территории Беларуси;
выяснить и обосновать причины особенностей проведения буржуазных реформ на территории Беларуси.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Отмена крепостного права
Предпосылки реформы…………………………...…...5
Осуществление реформы………………………...……6
Особенности проведения аграрной реформы в Беларуси………………………………………….……11
Буржуазные реформы в Беларуси
Военная, земская и городская реформы………….…14
Судебная реформа………………………………..…..18
Реформа образования и цензуры в Беларуси в 1864 года…………………………………….………………23
Особенности проведения реформ на территории Беларуси……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………...……….28
Список литературы…………………………………………….……..30

Работа содержит 1 файл

курсач крепостное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

В среднем на один двор крестьяне  получили в пересчете на гектары  по 1,16 га усадебной земли, 13,7 га пашни, 5,7 га сенокосов, 2,05 га пастбищ и неудобиц. При оценке численности населения около 1500 человек, на одну душу приходилось 1,55 усадебной и пахотной земли, 0,9 га прочих угодий, в сумме около 2,5 га обрабатываемой земли. [3, 32]

С 1 февраля 1866 г. правительство  объявило о принудительном выкупе надельных  земель у помещиков. Последние получали выкупную сумму единовременно из государственной казны, а крестьяне  должны были возвращать ее теперь уже  уездному казначейству. Этой мерой  окончательно упразднялась личная зависимость  крестьян от бывших владельцев. Отныне им предстояло овладевать навыками самоуправления на сельских и волостных сходах. По случаю изменения характера выкупных платежей был составлен еще один список дворохозяйств, переходящих с 1866 г. на выплату в пользу государства[7,10].

В 1867 г. на выкуп перевели государственных крестьян, со времени  люстрации находившихся на оброке. С этого момента они также  переходили в разряд крестьян-собственников, и статус двух категорий крестьянства —государственных и помещичьих — окончательно уравнивался[7,13]. Тогда же бывшие государственные крестьяне влились в состав волостей.

1.3 Особенности  проведения реформы на территории  Беларуси

В качестве характерной особенности  крестьянской реформы в западных губерниях Российской империи следует  отметить то, что надельные земли  здесь были сразу же закреплены в  подворное владение, как и в  условиях крепостного права. При  этом в ведении сельского общества оставались только пастбища и неудобицы, вся пахотная земля и сенокосы принадлежали каждому хозяйство индивидуально и переходили по наследству.

В России и на востоке  Беларуси (в Могилевской и Витебской  губерниях) надельная земля обычно поступала в ведение сельской общины, которая периодически (раз  в 10–15 и более лет) осуществляла передел в соответствии с изменившимся составом хозяйств: в случае увеличения количества работников хозяйства могли  получить добавочную землю за счет тех, у кого их число сокращалось. На востоке Беларуси общинное владение охватывало в 1877 г. 96,2% надельной земли[6,18]. В остальных губерниях эта форма встречалась только эпизодически. Допускался переход с одной формы землевладения на другую по решению сельского схода при условии, если его поддержали не менее 2/3 дворохозяев, имевших право голоса.

Например, крестьяне Минской губернии получили свои наделы в подворное владение. До погашения выкупной ссуды право собственности крестьян на эти земли было ограниченным. С точки зрения фискальной системы объектом обложения оставалось сельское общество. Поэтому в налоговых документах (окладных книгах), которые велись губернской казенной палатой, индивидуальные хозяйства не фигурируют. Сельское общество несло коллективную ответственность за выплату доли налога, причитавшейся с каждого хозяйства. В свою очередь члены хозяйства несли коллективную ответственность за выплату выкупной ссуды. Община регулировала также принудительный севооборот: озимый клин всех хозяйств надлежало концентрировать в одной части сельских угодий, яровой — в другой. Необходимость этого диктовалась тем, что пожня после уборки озимых, а также паровой клин использовались как дополнительное совместное пастбище.

В Беларуси надельная земля обычно состояла из нескольких узких (шириной в 5–20 м) и длинных (сотни метров) полосок (шнуров), расположенных в разных местах, нередко довольно далеко друг от друга. Такая чересполосица, унаследованная от времен крепостного права, объяснялась стремлением компенсировать недобор урожая из-за неодинакового качества земли в разных урочищах. Две-три полоски одного севооборотного клина, расположенные далеко друг от друга, позволяли хозяевам иметь в среднем сопоставимый уровень плодородия. Узкие и длинные полоски были оптимальны для пахоты, поскольку не требовалось слишком частых разворотов.

    1. Буржуазные реформы в Беларуси

2.1. Военная, земская и городская реформы

Военная реформа в Беларуси осуществлялась с 1862 года. Страна была разделена на военные округа, срок службы военных значительно сократился. Была введена всеобщая воинская повинность, согласно которой военнообязанными считались все мужчины, которые  достигли 20-летнего возраста. В сухопутных войсках срок службы был шесть  лет, на военном флоте – семь лет. Также имелись некоторые льготы для тех, кто обучался в каком-либо учебном заведении. Так, например, для  лиц, которые имели высшее образование, срок службы был равен шести месяцам, если у человека было среднее образование  – срок службы был полтора года. Военная реформа ускорила стимул к повышению образования у  населения из-за существующих льгот, так что военная реформа имела  прогрессивное значение. Но офицерами  в основном становились дворяне, в подчинении у которой оказались те же крестьяне. [10, 144]

Земская реформа на территории Беларуси была проведена со значительным опозданием, что было причиной того, что власти серьезно опасались польского  влияния в земских выборных органах. Земская реформа была проведена  в 1864 году и распространилась только по Витебской и Могилевской губерниях. В Виленской и Гродненской губерниях отсутствовали выборные органы самоуправления, потому что основная часть населения была представлена людьми католического вероисповедания. Но, земства сыграли очень хорошую роль для развития народного образования, обслуживание в медицинском секторе и т.д.

Указом от 1 января 1864 г. в  России вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах. Появление  земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую - владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью - представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из других сословий. В обстановке, когда крестьяне еще не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом. Выборная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т. е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т. е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. [10, 151]

 

 Земства имели распорядительные  и исполнительные органы. Распорядительные  органы (земские собрания) заседали  один раз в год и решали  общие вопросы: заслушивали отчеты, утверждали земские налоги и  выбирали исполнительные органы (земские управы). Председателем  Земского собрания был предводитель  дворянства.

 Земским учреждениям  предоставлялся ряд полномочий. Среди них: производство выборов,  определение порядка действий  земских исполнительных органов  и их содержания, рассмотрение  земских смет и установление  размеров сборов, приобретение и  отчуждение недвижимого имущества,  определение правил образования  и расходов капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем. Таким образом, в ведении земств находились дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др. [6, 54]

 Введение земств означало  развитие новой, капиталистической  системы, основанной на самоуправлении, и способствовало хозяйственной  активности на местах. Вместе  с тем земская реформа содержала  ограничения, сдерживавшие общественные  силы. Прежде всего, создание земств  не было завершено формированием  общероссийского представительного  органа. Финансовые возможности  земств были также ограниченны.  Достаточно сказать, что в 1864 г. земские сборы должны были  составлять 2,2 млн. рублей при  государственном бюджете 392 млн.  рублей. Земства были первоначально  утверждены лишь в 34 (из 50 российских  губерний) губерниях Европейской  части России, за исключением  национальных окраин (Белоруссии, Прибалтики  и др.).

В июне 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление - городские думы. Основные направления деятельности городских дум были практически такими же, как и земских учреждений. В выборах их гласных участвовали только жители, платившие городские налоги. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы в зависимости от размеров уплачиваемого налога. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Первую составляли наиболее крупные налогоплательщики, уплачивавшие треть налогов; вторую - более мелкие, вносящие еще одну треть налогов; третью - все остальные. Каждая группа избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и несколько тысяч мелких. Малое представительство широких городских слоев приводило к тому, что городские проблемы решались главным образом в интересах городских верхов. Гласными городской думы избирался городской голова и члены городской управы. [6, 55]

 Первоначально «Городовое положение» было введено в городах Европейской России и Сибири. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

 Важным принципом деятельности  управ была гласность. Положение  1864 года предусматривало, что  все сметы, раскладки, отчеты  управ, а также результаты ревизий  печатаются для всеобщего сведения  в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и  управ печатались без предварительной  цензуры, за исключением постановлений,  нуждавшихся в утверждении губернатора.  В 1867 году все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных. Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений.

 Земства и городские  думы были лишены политических  функций. Местное самоуправление  создавалось правительством с  целью улучшения положения дел  в тех сферах общественной  жизни, до которых у администрации  «не доходили руки». Их деятельность  ограничивалась исключительно хозяйственными  вопросами. Они занимались устройством  и содержанием местных путей  сообщения, благотворительных учреждений, почты, местных тюрем, развитием  торговли и промышленности, здравоохранения,  народного образования и т.д.  Например, земские врачи и фельдшеры  впервые стали проводить профилактическую  работу: делать прививки, бороться  с распространением заразных  болезней, взимая минимальную плату за лечение (5-10 копеек). Все же, несмотря на все усилия, к 1905 г. в российской провинции один врач приходился на 30-40 тысяч человек. Появились земские агрономы, ветеринары, юридические консультации, статистические бюро. В городах думы создавали биржи труда, «дома дешевых квартир» для малоимущих, ночлежки для нищих. Однако деятельность земств и городских дум была ограничена их финансовыми возможностями и контролем со стороны администрации. Губернатор мог отменить любое решение земства или думы. [10, 71]

    1. Судебная реформа в Беларуси

Название судебной реформы  предполагает реорганизацию судебных органов, но на самом деле  в  ходе  этой  реформы реорганизация коснулась  и взаимодействующих с судами органов, а именно - прокуратуры и  следственного аппарата. Надо сказать, что в ходе проведения этой реформы  были учреждены,  хотя и несколько  запоздало институты адвокатуры, в отношении которых все предшественники Александра II выступали категорически против реформирования.

В мае 1860г. был издан Закон  о судебных следователях - это был  первый шаг на пути осуществления  этой реформы. В апреле 1862 года были опубликованы «Основные положения  преобразования судебной власти в России» - этот документ включал в себя настоящую концепцию проведения реформы, чтобы избежать случайных ошибок и возможных отступлений в ее проведении.

Непосредственными документами, на основании которых была проведена  реформа, стали так называемые судебные уставы, а именно:

    • учреждение судебных учреждений
    • устав уголовного судопроизводства
    • устав гражданского судопроизводства
    • устав о наказаниях, налагаемых мировыми судами.

20 ноября 1864г Александр  II подписал Указ Правительствующему Сенату, который и утвердил эти законодательные акты. [6, 72]

Официально реформа шла 35 лет, до того момента когда царь подписал Указ о ее окончании 1 июля 1899г, но на самом деле ее продолжали реализовывать до первой мировой  войны, не менее 50 лет. Надо сказать, что  осуществление этой реформы проводилось  в соответствии с конкретными  экономическими, социальными, политическими, этническими и религиозными условиями  регионов.

Основной целью этой реформы  явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения  упрощение судоустройства. Для этого  образовывались единые для всех сословий общегражданские суды, которые делились на 2 группы: общие и местные судебные установления – органы. Вместе с  ними осуществляли деятельность и военные  суды.

В систему общих судебных установлении входили - окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат.

Окружные суды создавались  на территории нескольких уездов с  учетом численности населения и  объема работ. Председатель и члены  этого суда должны были соответствовать требованиям, предъявляемым законом, а именно: образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации. Срок их полномочий законодательством не предусматривался. Все судьи назначались непосредственно императором по представлению министра юстиции. Компетенция : рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции, мог выступать в качестве второй инстанции по отношению к съездам мировых судей, проверяя законность вынесенных ими решений. В этом суде все дела рассматривались коллегиально. В зависимости от сложности конкретного дела, а также от опасности и сложности преступления могли формироваться разные комиссии: либо состоящие только из профессиональных судей, либо в состав коллегии могли входить профессиональные  судьи и представители разных сословий,  либо профессиональные судьи и присяжные заседатели. Суд присяжных (так назывался суд с участием присяжных заседателей) являлся довольно прогрессивной чертой отправления правосудия того времени, во всяком случае по сравнению с судом" где присутствовали представители разных сословий. Этот суд в данный период уже был широко распространен в большинстве стран Западной Европы, колониях Великобритании и США.

Информация о работе Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси