Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование буржуазных реформ Российской Империи второй половины XIX века на территории Беларуси. В курсовом исследовании были поставлены следующие задачи:
выяснить предпосылки буржуазных реформ;
исследовать ход осуществления реформ;
выделить особенности проведения реформ на территории Беларуси;
выяснить и обосновать причины особенностей проведения буржуазных реформ на территории Беларуси.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Отмена крепостного права
Предпосылки реформы…………………………...…...5
Осуществление реформы………………………...……6
Особенности проведения аграрной реформы в Беларуси………………………………………….……11
Буржуазные реформы в Беларуси
Военная, земская и городская реформы………….…14
Судебная реформа………………………………..…..18
Реформа образования и цензуры в Беларуси в 1864 года…………………………………….………………23
Особенности проведения реформ на территории Беларуси……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………...……….28
Список литературы…………………………………………….……..30

Работа содержит 1 файл

курсач крепостное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Могилевский государственный  университет им. А. А. Кулешова

 

 

 

Курсовая работа

«Отмена крепостного права  и буржуазные реформы XIX века в Беларуси»

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

Могилев 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

    1. Отмена крепостного права
      1. Предпосылки реформы…………………………...…...5
      2. Осуществление реформы………………………...……6
      3. Особенности проведения аграрной реформы в Беларуси………………………………………….……11
    2. Буржуазные реформы в Беларуси
      1. Военная, земская и городская реформы………….…14
      2. Судебная реформа………………………………..…..18
      3. Реформа образования и цензуры в Беларуси в 1864 года…………………………………….………………23
      4. Особенности проведения реформ на территории Беларуси……………………………………………….26

Заключение…………………………………………………...……….28

Список литературы…………………………………………….……..30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Буржуазные реформы XIX века представляют собой успешный пример реформ, которые создали все условия для превращения Российской империи в буржуазную монархию. Эволюция крестьянского и помещичьего хозяйств представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата. Однако в то же время, эволюция приводила ко все большей интенсификации земледелия на базе широкого использования наемного труда, применения сельскохозяйственных машин, что повлекло за собой реформирование и развитие системы образования, судов, городского устройства  и армии.

Актуальность исследования реформ, носящих прогрессивный характер, не подвергается сомнению, так как  такие исследования способны стать  образцом для реформ нынешних.

Целью данной курсовой работы является исследование буржуазных реформ Российской Империи второй половины XIX века на территории Беларуси. В курсовом исследовании были поставлены следующие задачи:

    • выяснить предпосылки буржуазных реформ;
    • исследовать ход осуществления реформ;
    • выделить особенности проведения реформ на территории Беларуси;
    • выяснить и обосновать причины особенностей проведения буржуазных реформ на территории Беларуси.

Таким образом, объектом исследования являются буржуазные реформы Российской империи во второй половине XIX века. Предметом  - исследования – подготовка и осуществление реформ на территории Беларуси.

Курсовая работа состоит  из двух глав. В первой главе раскрываются предпосылки аграрной реформы, исследуется  ход ее осуществления, а также  рассматриваются характерные отличия  в проведении реформы на территории Беларуси. Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию не аграрных буржуазных реформ: земской, судебной, военной, городской.

Источниками для написания  курсовой работы послужили исследования по данной тематике белорусских, российских и советских ученых: Фридмана Н. Б., Панютич В. В., Бейлькина Х. Ю, Верещагина П. Д. и других.

    1. Отмена крепостного права
    2. 1. Предпосылки реформ

Развитие капитализма  в Европе к началу XIX века привело к смене феодально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства — конституционных монархий, конституционно-парламентских республик.

В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине XIX века оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне 1853 - 1856 гг. Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость ярко проявилась в Беларуси. Большинство ее жителей — 74,3% — составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту крестьянских волнений. В 1858 - 1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли военной силой. [3, 27]

Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правительство стало на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках.

 В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты. [2, 44]

    1. Осуществление реформы

19 февраля 1861 г. император  Александр II издал манифест. Одновременно  принято и положение о порядке  предоставления крестьянам личной  свободы. Для практического осуществления  реформы и надзора над крестьянским  самоуправлением вводились новые  должности государственных чиновников  — мировых посредников, как правило, из числа местных помещиков. На уровне уезда они образовывали съезд мировых посредников, который подчинялся губернскому по крестьянским делам присутствию. В течение двух лет после издания манифеста мировым посредникам надлежало составить в каждом имении уставные грамоты, которые закрепляли бы количество, размеры крестьянских наделов и устанавливали порядок их постепенного перехода в собственность крестьян на условиях выкупа земли у помещиков.

Обнародование условий реформы  проводилось в церквах и костелах в присутствии полиции. Большого энтузиазма она не вызвала, поскольку крестьянам обещали, и то не сразу, только личную свободу, а свою землю они должны были постепенно выкупать у помещика.

Особое недовольство крестьян вызвал двухгодичный переходный период, который предусматривался манифестом, — они ожидали немедленного освобождения. Но на многих территориях Беларуси, к примеру, на Кореньщине  (Минская губерния) от объявления реформы до ее непосредственного начала прошел год. Так, Уставная грамота имения Красный Бор, принадлежавшего помещику А. Чудовскому, была составлена 8 марта 1862 г. [1, 114]

Отныне за крестьянами  на постоянный срок закреплялись их наделы по состоянию на 1861 г., которые подлежали  обязательному выкупу в рассрочку, на протяжении 49 лет. Они освобождались  от шарварков, семидневного сторожества, ночного караула и натуральных податей.

Отработочные повинности в виде барщины, сгонов и подвод сохранялись, хотя барщина и уменьшалась на 27 дней. В дальнейшем предполагалось постепенно заменить ее денежным оброком. За основу для расчета его суммы брался надельный участок в 13,3 дес. (14,5 га), состоявший из 1 десятины усадебной земли, 9 десятин пашни, 3 десятин 792 сажени сенокосов. Кроме того, учитывались пастбища, находившиеся в общем пользовании, из расчета примерно по 1,7 десятины на двор. Отработочные повинности, причитавшиеся с такого участка, пересчитывались в денежном эквиваленте из расчета 15 копеек за упряжный и 10 копеек за пеший день, а за транспорт — из расчета 75 копеек за 100 верст. В сумме это давало 29 рублей 55 копеек в год, или 1 рублей 97 копеек за 1 десятину надела. [3, 31]

Таким образом, общая стоимость земли, подлежащей выкупу, определялась так, словно бы крестьяне взяли ее в кредит и должны были расплачиваться ежегодными платежами с учетом 6% годовых. При этом полная цена выкупа 1 десятины составила 32 руб. 83 копеек, т. е. за участок в 13,3 десятин предстояло за 49 лет выплатить 436,6 руб. Такая сложная система расчета была доступна далеко не всем крестьянам, которые в большинстве своем были неграмотны. В массе своей они были способны понять только, что ежегодно им предстоит платить значительные суммы.

Все леса оставались в собственности  помещика. Крестьяне могли заготавливать  дрова с его письменного разрешения по пятницам и субботам в октябре  — ноябре, а вывозить — по этим же дням в декабре — феврале. С 1 марта по 1 октября вход в лес  для них запрещался. Стоимость  кубической сажени дров определялась в 50 копеек серебром, причем разрешалось погашать ее отработкой. Одновременно проведена работа по составлению именного списка дворохозяев, получивших землю. [3,32]

Однако прежде, чем крестьяне  успели приступить к выплате выкупных платежей, грянули события, заставившие  власти изменить ход реформы в  белорусских и литовских губерниях. На территории Польши, Литвы и Беларуси вспыхнуло восстание, имевшее целью  возрождение независимой Речи Посполитой. Его главную силу составляло местное дворянство, многие представители которого являлись офицерами царской армии. Успех восстания в значительной степени зависел от того, чью сторону примет крестьянство, составлявшее основную массу населения мятежных губерний. Поэтому и повстанцы, и правительственные органы развернули активную агитацию. Первые убеждали крестьян, что им нечего надеяться на милость, спущенную сверху, — подлинной свободы они смогут добиться только сами, осознав свои интересы. Правда, помимо общих лозунгов, революционные агитаторы не предлагали конкретной программы улучшения жизни крестьян. Правительство со своей стороны разъясняло, что помещики, якобы недовольные отменой крепостного права, восстали, чтобы вернуть прежнюю власть над своими крестьянами. Для массового сознания этот аргумент был гораздо более доходчивым. Это в сочетании с традиционными для крестьянства монархическими воззрениями предопределило его позицию. Например, в начале 1863 г., когда в Польше восстание уже разгоралось, 23-летний прапорщик М. Цюндзевицкий, сын владельца имения Вильяново Борисовского уезда, находился дома в четырехмесячном отпуске. Одевшись в тулуп и шапку, он разъезжал по имениям уезда, пытаясь агитировать крестьян. Угостив водкой крестьян, справлявших в корчме крестины, Цюндзевицкий стал читать им революционный листок — вероятно, издаваемую подпольной типографией «Мужицкую правду». Крестьяне, однако, сообщили о нем властям. Молодого офицера арестовали и приговорили к расстрелу[2, 38].

Пытаясь сохранить лояльность белорусского крестьянства, правительство  по инициативе виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьева, которому подчинялась и Минская губерния, изменило условия освобождения крестьян в западных губерниях.

Высочайшим указом от 1 марта 1863 г. отработочные повинности отменялись, а все крестьяне переводились на денежный оброк. Сумма его была снижена на 20% по сравнению с первоначальными  расчетами. С 1 мая того же года крестьяне  признавались собственниками надельных  земель. Они получили также право  пользоваться некоторыми из угодий, оставшихся в собственности помещиков (сервитутами). Главным образом это касалось пастбищ. Согласно указу от 2 ноября 1863 г. в белорусских губерниях  начали деятельность поверочные комиссии, которые пересматривали условия  уставных грамот и возвращали крестьянам земли, отрезанные у них после  составления обязательных инвентарей 1840-х гг., а также предоставляли наделы безземельным хозяйствам.

Получить представление  о составе земель, оставшихся в  руках помещика, поможет следующий  факт. В январе 1890 г. владелец имения Красный Бор Т. Давидович принял решение заложить его в Дворянском банке. В связи с этим Минская  казенная палата поручила податному  инспектору Борисовского уезда уточнить площадь и состав угодий. Именно в результате этого обследования установлены цифры, которые затем фигурируют в окладных листах последующих лет: 10 дес. усадебной земли, 1 дес. сада, 11 дес. огорода, 1464 дес. пашни на супесчаных землях, 40 дес. суходольных сенокосов и 572 дес. болотных, пастбищ болотных 45 дес. и по лесной поросли — 39 дес. Всего, таким образом, удобной земли насчитывалось 2182 дес. Кроме того, 796 дес. находилось под дровяным лесом и 60 дес. — под кустарником, а 1966 дес. числились в разряде неудобных, т.е. не подлежащих налогообложению. Общая площадь по имению составляла, согласно этим данным, 5281 дес. В 1881 г. при отдаче его в аренду там значилось усадебной земли на 1 дес., пахотной на 24 дес., сенокосной на 4 дес., еще 6 дес. приходилось на озеро Глухое, 249 дес. оставалось под болотом[3,17].

Таким образом, в примере  Кореньщины мы видим, что крестьяне получили около 2346,5 дес. усадебной и пахотной земли, или 60% ее общего количества. Оставшиеся 40%, около 1544 дес., находились во владении помещика и костела. Крестьянские сенокосы составили около 868,5 дес., помещичьи — 616 дес., или 59 и 41%. Из пастбищ крестьянам досталось 439 дес. (84%), помещику — 84 (16%). Весь строевой лес (около 910 дес.) и основная масса неудобиц (около 2221 дес., занятых в основном болотами и мелколесьем, годным на дрова) остались за помещиком и костелом, крестьяне использовали лишь около 264 дес. неудобиц (под улицами, дорогами, межами и пр.).

Информация о работе Отмена крепостного права и буржуазные реформы XIX века в Беларуси