Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
Введение………………………………………………………...……...…....….3
1. История развития проблемного обучения…………………………………6
2. Сущность проблемного обучения……………...………………...….....….11
2.1 Достоинства и недостатки проблемного обучения………….………….13
2.2 Методы и виды проблемного обучения………………………………...15
3. Особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе………………………………………………….….21
3.1 Структура проблемного обучения……………………………………….21
3.2 Организация проблемного обучения…………………………………….28
3.3 Структура проблемного урока…………………………………………...32
Заключение………………………………..…………..……..………..…….…34
Литература……………………………....….…..………..……….......…….....38
Вопрос о творчестве далеко не новый в педагогике. Он привлекал к себе внимание ученых разных эпох мировой культуры. В последние годы проблема формирования творческих качеств личности оказалась в центре жизненно важных требований общества [7].
Современные исследования, проведенные в области педагогики, убеждают в необходимости и возможности применения методов проблемного обучения в целях обеспечения общего развития учащихся, формирования теоретического стиля мышления, опирающегося на конкретное. Посредством познания учащимися специальных структур содержания учебного материала, отображающих детерминизм изучаемых явлений, событий, фактов, можно показать их взаимосвязь и взаимообусловленность [7].
Как
известно, в процессе обучения имеет
место взаимосвязанная
Таким образом, в основе проблемной дидактической ситуации лежит задача, направленная на преобразование объекта познания, на поиск способов решения, предполагающая некоторые ограничения в выборе способов решения. Проблема или проблемная ситуация является таковой прежде всего постольку, поскольку в ней имеются неизвестные, как бы неопределенности, которые подлежат заполнению, — иксы, на место которых должны быть поставлены знания.
Основными этапами познавательной деятельности при решении проблемной ситуации являются: осознание проблемы, разрешение проблемы, проверка решения [6].
Многие
ученые придерживаются мнения, что
новое знание можно получить только
путем скачка мысли, что открытие
совершается с помощью
Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся, прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.
Проблемное
обучение, возможно, применять для усвоения
обобщенных знаний – понятий, правил,
законов, причинно-следственных и других
логических зависимостей. Оно нужно тогда,
когда ставится задача специального обучения
учащихся приемам и способам умственной
деятельности, необходимым при добывании
знаний и решении поисковых задач.
3.2 Организация проблемного обучения
Организация
проблемного обучения в практике
имеет определенные сложности. Основные
трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны
с недостаточной
3.3 Структура проблемного урока
Структура
проблемного урока лежит в
основе тематического и поурочного
плана, предопределяющего логику анализа
урока. Под структурой понимают различные
варианты взаимодействия между элементами
состава, возникающие в процессе
функционирования объекта. Структурными
элементами проблемного урока являются: 1)
актуализация прежних знаний учащихся; 2)
усвоение новых знаний и способов действия; 3)
формирование умений и навыков. Эта структура
отражает основные этапы учения и этапы
организации современного урока. Поскольку
показателем проблемности урока является
наличие в его структуре этапов поисковой
деятельности, то естественно, что они
и представляют внутреннюю часть структуры
проблемного урока: 1) возникновение проблемных
ситуаций и постановка проблемы; 2) выдвижение
предположений и обоснования гипотезы; 3)
доказательство гипотезы; 4) проверка правильности
решения проблемы. Структура проблемного
урока, представляющая собой сочетание
внешних и внутренних элементов процесса
обучения, создает возможность управления
самостоятельной учебной деятельностью
ученика.
Итак,
изучив психолого-педагогическую литературу
по вопросам проблемного обучения,
было выяснено, что проблемным оно
называется не потому, что весь учебный
материал учащиеся усваивают только путем
самостоятельного решения проблем и «открытия»
новых понятий. Здесь есть и объяснения
учителя, и репродуктивная деятельность
учителя, и постановка задач, и выполнение
учащимися упражнений. Но организация
учебного процесса базируется на принципе
проблемности, а систематическое решение
учебных проблем – характерный признак
этого типа обучения. В настоящее время
методисты и педагоги все больше внимания
уделяют вопросу о месте и роли проблемного
обучения в школе, о путях его реализации
на уроках литературы, об эффективности
применения данного вида обучения. Также
остро стоит вопрос о том, что задание
проблемного характера приобретает целый
ряд специфических особенностей на уроках
литературы, обусловленных природой искусства,
так как данный учебный предмет отличен
от других спецификой своего содержания.
Только этот предмет в полной мере способствует
формированию мировоззрения учащихся,
их взгляда на мир. На сегодняшний день
проблемное обучение является наиболее
перспективным. Дело в том, что с развитием
рыночных отношений все структуры общества
в той или иной мере переходят с режима
функционирования (что в большей степени
было характерно для советского периода
развития страны) на режим развития. Движущей
силой любого развития является преодоление
соответствующих противоречий. А преодоление
этих противоречий всегда связано с определенными
способностями, которые в психологии принято
называть рефлексивными способностями.
Они предполагают умение адекватно оценить
ситуацию, выявить причины возникновения
трудностей и проблем в деятельности (профессиональной,
личностной), а также спланировать и осуществить
специальную деятельность по преодолению
этих трудностей (противоречий). Эти способности
являются одними из базовых для современного
специалиста. Они лекциями и рассказами
не передаются. Они «выращиваются». Значит,
учебный процесс нужно организовать таким
образом, чтобы «выращивать» эти способности
у будущих специалистов. Следовательно,
учебный процесс должен моделировать
процесс возникновения и преодоления
противоречий, но на учебном содержании.
Этим требованиям, по нашему мнению, в
наибольшей степени соответствует сегодня
проблемное обучение. Идеи проблемного
обучения получили реализацию в системах
развивающего обучения. Люди со слабо
развитой потребностью в поиске живут
менее напряженной жизнью, их поисковая
активность выражается только конкретными
вешними ситуациями, когда не удается
на основе хорошо отработанных форм поведения
удовлетворить другие потребности, как
биологические, - например, потребность
в безопасности и в хлебе насущном, так
и социальные, - например, потребность
в престиже. Если же все основные желания
удовлетворены, можно как будто жить расслаблено
и спокойно, ни к чему особенно не стремясь
и, следовательно, не подвергаясь риску
поражения и ущемления. Отказ от поиска,
если поиск не является внутренней насущной
потребностью, дается безболезненно и
спокойно. Однако это благополучие мнимое
и условное. Оно возможно только в идеальных
условиях полного комфорта. Наш динамичный
мир такие условия никому не предоставляет
- и это вполне закономерно, ибо накопление
в обществе лиц с низкой поисковой активностью
неминуемо привело бы к общественному
регрессу. А в мире, где постоянно возникает
необходимость в поиске хотя бы для удовлетворения
первичных потребностей, отсутствие стремления
к поиску как таковому делает существование
мучительным, ибо постоянно приходится
совершать усилие над собой. Поиск, не
принося переживания естественности и
удовлетворения, становится неприятной
необходимостью для людей с низкой потребностью
в поиске и, разумеется, гораздо хуже удается
им, чем у людей с высокой потребностью
в нем. К тому же человек с низкой активностью
хуже подготовлен к столкновениям с жизненными
трудностями и быстрее отказывается от
поиска выхода из сложных ситуаций. И хотя
этот отказ субъективно переживается
им не так тяжело, но объективно сопротивляемость
организма все равно снижается. В одной
из стран была прослежена на протяжении
ряда лет судьба людей, в характере и поведении
которых преобладало чувство апатии, безразличия
к жизни, людей с низкой активностью. Оказалось,
что они в среднем умирают в более раннем
возрасте, чем люди исходно активные. И
погибают они от причин, которые не являются
фатальными для других. Постоянное отсутствие
поисковой активности приводит к тому,
что индивид оказывается беспомощным
при любом столкновении с трудностями
или даже с такими ситуациями, которые
в других условиях как трудности не воспринимаются.
Так что низкая потребность в поиске не
только делает жизнь пресной и бесполезной,
но и не гарантирует здоровья и долголетия. На
данном этапе развития человечества проблемное
обучение просто необходимо, так как оно
формирует гармонически развитую творческую
личность способную логически мыслить,
находить решения в различных проблемных
ситуациях, способную систематизировать
и накапливать знания, способную к высокому
самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная
постановка перед ребенком проблемных
ситуаций приводит к тому, что он не «пасует»
перед проблемами, а стремится их разрешать,
тем самым мы имеем дело с творческой личностью
всегда способной к поиску. В заключение
хочется сказать, что успех использования
проблемного метода во многом зависит
от заинтересованной позиции педагога
и высокой внутренней мотивации учащихся.
В процессе использования проблемного
обучения происходит и усвоение материала,
и развитие мыслительной деятельности.
Считаю, что главным результатом использования
технологии проблемного обучения является
то, что выпускник школы ориентируется
в современных ценностях, обретает опыт
творческой деятельности, что он готов
к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Информация о работе Особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе